Исторические аспекты развития личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Личность преступника всегда была одной из центральных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут в настоящее время как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы не допустить больше преступных действий. Все эти вопросы имеют большое практическое значение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1. История развития учений о личности преступника в западной криминологии
1.1 Представления о личности преступника до формирования науки криминологии………………………………………………………….
1.2 Проблемы личности преступника в западной криминологии ХIХ – первой половины ХХ века…………………………………………….
1.3 Современные западные научные школы о личности преступника……………………………………………………………..
2. История отечественных учений о личности преступника
2.1 Личность преступника по представлениям дореволюционных юристов…………………………………………………………………
2.2 Учение о личности преступника в 20-30-е годы…………….
2.3 Послевоенное возрождение криминологии и развитие учений о личности преступника…………………………………………………..
2.4 Современные исследования личности преступника………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 104.93 Кб (Скачать файл)

Сущностью личности человека является не автоматическое рефлекторное реагирование. Решающую роль в личности преступника играют мотивации, чувственное восприятие и сложный мыслительный процесс. Неоднократное наблюдение за демонстрацией успешного преступного поведения других лиц приводит к убеждению, что повторение лицом подобного поведения, то есть, сопереживание опыта других, будет иметь благоприятные для личности преступника последствия.

Выявленные З.Фрейдом психические  механизмы позволили глубже понять мотивацию преступника. Это дало возможность развить самостоятельные  теории личности преступника. Американский криминолог Уолтер Реклесс сформулировал теорию внутреннего регулирования поведения. В свете его концепции криминогенная личность характеризуется низким самосознанием, слабым Я, плохо развитым сверх-Я, подверженностью воздействия различных негативных факторов, неспособностью переносить фрустрацию, неразвитым чувством ответственности, неспособностью к рациональному поведению, отсутствием целенаправленной деятельности, неспособностью к сублимации преступных мотивов в социально приемлемые26.

Его соотечественники Грехам Сайке  и Дэвид Митза, основываясь на разработанном 3. Фрейдом механизме вытеснения, создали концепцию нейтрализации. Проведя углубленный анализ механизма психологической защиты, лежащей в основе криминальной мотивации, они выделили ряд способов нейтрализации антикриминогенных объективных и субъективных факторов, которые, по их мнению, составляют сущность личности преступника. К ним относятся: отрицание ответственности, когда человек считает себя жертвой обстоятельств; отрицание вреда, когда преступник уверяет себя и других, что от его действий нет никому вреда; осуждение осуждающих как скрытых или потенциальных преступников; ссылка на высшие соображения, оправдываемые обязанностями по отношению к малым группам27.

Таким образом, Сайке и Митза приходят к обоснованным выводам о том, что в основе формирования и сущности криминогенных свойств личности лежит психологическая защита своего «Я» от реального и вымышленного врага. Эти положения нашли дальнейшее развитие в работах других ученых и обладают достаточными объяснительными возможностями в отношении сущности личности преступника.

С 50-х годов XX века началась активная борьба немецкой психопатологической  школы понимания криминогенной  личности с американской психоаналитической школой и уголовно-социологическим  направлением.

Для обоснования верности своих  теорий немецкие ученые-криминологи  использовали не только достижения в  области психиатрии, но и применяли общий философско-антропологический подход, с помощью которого пытались противостоять своим американским оппонентам. Теоретической основой исследования личности преступника явилась психопатология.

Швейцарский исследователь Эрвин  Фрей, проанализировав заключения психиатрических экспертиз из уголовных дел, сделал вывод, что определенные правонарушители становятся рецидивистами не постепенно через совершение случайных преступлений, а на генетическом уровне носят в себе предрасположение к этому от рождения и позитивному воздействию не поддаются.

Мысль Э. Фрея о генетической предрасположенности к совершению преступления не нова. Здесь видна одна очень распространенная ошибка, заключающаяся в рассмотрении как однопорядковых физиологических и социальных явлений. Мы полагаем, что связь природы и общества не прямолинейна, а опосредована сознанием личности. К тому же современные исследования показывают возможность и необходимость позитивного изменения прирожденных свойств. Данное положение является принципиальным для возможностей индивидуальной профилактики преступлений

Основываясь на идеях бессознательного, Арманд Менгер фактически соглашается с выводом Э. Фрея, говоря о заложенной в каждом человеке склонности к преступлению. А. Мерген называл его «прирожденным» преступником, имея ввиду личность, обладающую большим, чем все люди, криминальным предрасположением к совершению преступления, повышенной вероятностью его совершения. Сильнее этому поддается психопатизированная личность.

Приверженец философско-антропологической  ориентации в криминологии Рихард Ланге в 1970 году писал, что в Германии по-прежнему непоколебимо действует классический принцип десяти психопатических типов, заложенный в концепции Курта Шнейдера, несмотря на то, что сам он внес определенные оговорки в свои первоначальные тезисы.

Однако влияние немецкой психопатологии на проблемы личности преступника значительно  уменьшилось даже в странах, где  в первой половине XX века оно было очень сильно (например, в Скандинавских  государствах). В 1952 году датчанин Стефан Гурвитц в учебнике криминологии, говоря о немецкой психопатологической школе, подверг ее резкой критике.

Его соотечественник Карл-Отто Христиансен, продолжавший наблюдение за близнецами, занял в отношении изначальной уголовно-биологической теории критическую позицию.

Теоретические позиции ученых США  в мировой западной науке укреплялись. С середины XX века дальнейшее развитие получило клиническое направление  в объяснении криминогенной личности. Особенно сильны эти традиции в Италии и Франции (Жан Пинатель и Бенионо ди Тулио). Основополагающей в этом направлении является идея того, что преступник - это больной человек.

Итальянский ученый Филиппе Граматика много внимания уделял индивидуальным особенностям личности преступника28.

На позициях конституционной предрасположенности  к преступлениям а также концепции преступника-душевнобольного стоит его соотечественник Б. ди Туллио.

Одним из самых активных и последовательных приверженцев клинического изучения личности преступника является Жан Пинатель. Научные положения и методы, предложенные Ж. Пинателем в разработанной им теории преступной личности, послужили методологической основой криминологического изучения личности преступника как во Франции, так и в других государствах29.

Основные положения теории личности преступника Ж. Пинателя выражаются в следующем.

- Существует преступная личность, у которой имеется центральное ядро из четырех психологических черт: эгоцентризма, лабильности, агрессивности и эмоционального безразличия.

- Центральное ядро обусловливает наличие опасного состояния и руководит переходом к преступному деянию. Психологические черты, составляющие

- Центральное ядро преступной личности, поддерживают условия-стадии, необходимые для перехода к деянию.

- Преступник отличается от непреступника существованием вышеназванных психологических черт центрального ядра преступной личности а также наличием опасного состояния и особой склонностью к переходу к преступному деянию.

В соответствии с указанной теорией, опасное состояние является биопсихологическим свойством индивида и состоит  из двух элементов: преступной способности  и неспособности к социальной адаптации. Причем решающим элементом  опасного состояния является, по утверждению  Ж. Пинателя, преступная способность, которая определяется через психологические черты центрального ядра. Таким образом, опасное состояние отождествляется с преступной способностью, то есть, со способностью, со склонностью к совершению преступления.

По мнению Ж. Пинателя, опасное состояние должно определяться как общественная опасность, а не как биопсихологическое качество и некая преступная способность.

Описывая психологические черты  центрального ядра, Ж. Пинатель пытался доказать, что все они являются врожденными и их происхождение связано либо с нарушением одного из основных врожденных инстинктов индивида - инстинкта воспроизводства, симпатии и самосохранения, либо с нарушением работы определенных участков мозга, отвечающих за какую-либо черту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 История отечественных учений  о личности преступника 

 

2.1 Личность преступника по представлениям  дореволюционных юристов

К вопросам криминологии в  России стали обращаться во второй половине XIX века. Среди тех, кто обращался к этим вопросам, можно назвать таких общественных деятелей и ученых, как Радищев (1749 – 1802). Он рассматривал преступность как социальное явление, связывал ее причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые в нем происходят. Говоря о путях борьбы с преступностью, он подчеркивал предпочтительность предупреждения преступлений наказанию за их совершение. Радищев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности и практики борьбы с ней, призывал правительственные органы к организации статистического учета преступлений на основе развернутых криминологических показателей, систему которых он специально разработал, за что справедливо считается основателем русской уголовной статистики.

Герцен (1812 – 1870) указывал, что  преступления вызываются условиями  жизни людей и, прежде всего, их экономическим положением. «Причины преступности, — писал он, — заложены в антагонистическом характере общества, в его делении на богатых и бедных, всесильных и бесправных». Герцен так же, как и Радищев, считал, что главное в борьбе с преступлениями не наказание, а их предупреждение, опирающееся на социальные преобразования.

Ряд исследователей преступности в царской России (Тарновский, Фойницкий, Гернет) высказали много идей о борьбе с преступностью, трактуя ее причины с позиций личностных характеристик преступников. Значительное число работ в то время в России было посвящено статистическому анализу преступности.

 

2.2 Учение о личности преступника в 20-30-е годы

 

Изучение  личности преступника продолжалось и в первые годы существования советского государства. Был организован ряд так называемых кабинетов по изучению преступности и личности, преступника, действовавших под эгидой НКВД и Наркомздрава. В них работали видные отечественные ученые: медики, биологи, психиатры, юристы. К сожалению, интегральный комплексный подход к изучению личности преступника достигнут не был. Дискуссии по проблемам личности преступника носили заидеологизированный характер. Видный отечественный психиатр Е.К. Краснушкин30 разработал учение о формах воздействия среды на личность. Его исследования по ряду вопросов являются несомненным вкладом в развитие теоретических основ учения о личности преступника. Так, например, очень современно утверждение Е. К. Краснушкина о сложностях социализации личности в среде из-за психических отклонений,- что может вести к совершению криминальных поступков.

   В эти  годы увидели свет фундаментальные работы С.В. Познышева31, посвященные изучению и объяснению криминогенной личности. Они заложили основы научной криминологической типологии личности, обратили внимание на необходимость изучения не только личности заключённого, но и личности криминолоида, то есть того, кого мы называем криминогенной личностью. Хотя С. В. Познышев и критиковал узкий антропологический подход к изучению этого явления, но, по существу, игнорировал влияние социальных условий и теллурической среды на формирование личности преступника.

Анализ личности преступника проводился органами юстиции, милиции, работниками государственного аппарата, научными сотрудниками, общественностью и студентами. Научно-методической базой проведения криминологических исследований являлись статистические учреждения, в которых была сосредоточена так называемая моральная статистика, а также кабинеты по изучению преступности и преступника, создаваемые различными ведомствами и учреждениями в крупных городах страны. Первые шаги в деле изучения личности правонарушителя сделал Петроградский криминологический кабинет, образованный в 1918 году по инициативе Петроградского Совета.

Первый кабинет, о деятельности которого имеется  более полная информация, был образован  в 1922 году в Саратове. Работа Саратовского губернского кабинета криминальной антропологии и судебно-психиатрической  экспертизы велась в трех направлениях:

  • изучение преступника и преступности
  • изыскание наиболее рациональных методов перевоспитания преступников
  • производство экспертиз для судебных органов уголовного розыска и для администрации исправительного дома.32

Обследование  преступников велось по криминально-диагностической  карточке, которая включала социологическое, психологическое физическое и медицинское  обследования. Особое внимание обращалось на нервную систему и психопатические  аномалии. Целью социологического обследования было выявить социальный облик преступника. Психологическое обследование должно было определить хотя бы в общих  чертах характер обследуемого и в  сочетании с социологическим  обследованием дать представление  о личности правонарушителя.

Криминально-диагностические  карточки, кроме их чисто научного использования в целях изучения личности преступника. Имели и практическое значение: на их основе составлялись краткие  характеристики заключенных и указывались  наиболее целесообразные метод исправительно-трудового  режима для них. Почти за десять лет  своего существования Саратовский  кабинет представил в разные инстанции  свыше 80 докладов и исследований. 33

Возникновение Московского криминологического кабинета связно с проведенным в апреле 1923 года обследованием арестных домов  Москвы. Материалы обследования оказались  настолько интересными и ценными, что напрашивался вывод о необходимости  организации постоянного изучения личности преступника и преступности. В связи с этим в 1923 году при Административном отделе московского Совета был создан кабинет по изучению личности преступника и преступности. В нем работали криминалисты-социологи, психиатры, психологи, антропологи, биохимики, статистики. Впоследствии кабинет был передан в ведение Мосздравотдела, и это определило направление его деятельности.

Московский  кабинет разработал несколько форм анкет. Программа детального обследования содержала 43 вопроса, которые заполнялись  несколькими специалистами: криминалистом, социологом, психологом, антропологом, психиатром, биохимиком.

Социологическое обследование предполагало «выяснить  сложный социологический процесс  создания антисоциальной личности, внезапного катастрофического ее образования или, наоборот, постепенного разрастания в ней антисоциальных навыков».34 Выяснялись условия детства правонарушителей, причины повторного совершения преступлений. Особенно молодыми заключенными, чтобы выявить в каждом конкретном случае влияние тех социально-экономических условий, в которых проходила прошлая жизнь обследуемого. Заключение социолога давало материал и для правильного выбора меры наказания для обвиняемого.

Информация о работе Исторические аспекты развития личности преступника