Исторические аспекты развития личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

Личность преступника всегда была одной из центральных проблем криминологии. История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут в настоящее время как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы не допустить больше преступных действий. Все эти вопросы имеют большое практическое значение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
1. История развития учений о личности преступника в западной криминологии
1.1 Представления о личности преступника до формирования науки криминологии………………………………………………………….
1.2 Проблемы личности преступника в западной криминологии ХIХ – первой половины ХХ века…………………………………………….
1.3 Современные западные научные школы о личности преступника……………………………………………………………..
2. История отечественных учений о личности преступника
2.1 Личность преступника по представлениям дореволюционных юристов…………………………………………………………………
2.2 Учение о личности преступника в 20-30-е годы…………….
2.3 Послевоенное возрождение криминологии и развитие учений о личности преступника…………………………………………………..
2.4 Современные исследования личности преступника………….
Заключение……………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 104.93 Кб (Скачать файл)

Основоположник  теории дифференциальной ассоциации американский ученый Сатерленд, основные труды которого опубликованы в 20—40-е годы XX века, считал, что в механизме преступного поведения решающее значение имеет подражание, преступное обучение как восприятие у микросреды криминально окрашенных знаний, привычек, умений и прежде всего неуважительного отношения к закону. С некоторой долей условности концепцию Сатерленда можно трактовать как теорию дурной компании, подтверждаемую многими наблюдениями, фактами реальной жизни, особенно применительно к преступности несовершеннолетних и молодежи.

 

1.3 Современные западные научные школы о личности преступника

 

Начало XX века ознаменовалось бурным развитием физиологии вообще и эндокринологии в частности. Ученые выяснили, что от работы желез  внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, паращитовидной, зобной, половых желез) в значительной мере зависят и внешность, и самоощущение человека, соответственно его поведенческие реакции в определенной мере связаны с химическими процессами, происходящими внутри организма. Эти закономерности оказались весьма привлекательными для криминологов, которые работали в русле ломброзианства и стремились найти связующие звенья между характеристикой внешности и особенностями поведения.

В 1924 году американский исследователь Макс Шлапп опубликовал небольшую статью13, в которой обнародовал результаты изучения эндокринной системы преступников. По его данным, почти одна треть всех заключенных страдает эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции. Через несколько лет в Нью-Йорке Шлапп в соавторстве с Эдвардом Смитом опубликовал книгу «Новая криминология»14. Авторы одну из главных ролей в механизме преступного поведения отводили различным эндокринным расстройствам (внешними признаками которых являются наряду с другими особенности  телосложения). Эти исследования стимулировали поиск физических признаков опасного состояния, который привел криминологов к гипотезе о связи строения тела, типа телесной конституции с предрасположенностью к преступному поведению. Наиболее масштабные исследования в этой области провел профессор Гарвардского университета Эрнест Хуттон, который более пятнадцати лет проводил обширное антропологическое изучение преступников. Хуттон стремился не дать ни малейшего повода для упрека его исследовательской группы в методических недостатках, которые могли поставить под сомнение обоснованность выводов. Его исследования отличались основательностью, репрезентативностью и надежностью. Для большей убедительности профессор применил электронно-вычислительную технику при обработке статистических данных - в 30-е и 40-е годы упоминание об этом имело немалое значение. Он замерил рост, вес, объем грудной клетки, размеры черепа и величину отдельных органов более чем у 13 тыс. заключенных. Эти данные он сопоставил с результатами обследования 3 208 законопослушных граждан15.

   Первые  результаты своих исследований  Хуттон опубликовал в 1939 году в книге «Американский преступник», которую он задумал как многотомное издание. Смерть помешала ему реализовать свои замыслы, в свет вышел лишь первый том. В этом издании он отмечал: «Преступники уступают непреступникам почти во всех измерениях тела. Эти различия достигают статистической и общей криминологической значимости в весе тела, ширине и объеме груди, показателях размера черепа, длине носа, уха, головы, лица». «С увеличением роста тенденции к убийству несколько усиливаются, но склонность к грабежу и краже при этом еще более явно уменьшается». «Преступники, совершившие убийства при отягчающих обстоятельствах, отличаются от других преступников тем, что они выше ростом, тяжелее по весу, шире в груди, с большой челюстью, уже в плечах относительно их росту и с относительно меньшей длиной туловища».

   Исследования  привели Хутгона к выводу о том, что существование типа прирожденного преступника - это реальный факт. Для защиты общества от таких преступников необходимы достаточно жесткие меры: «Устранение преступности может быть достигнуто только путем искоренения физически, психически и морально неприспособленных индивидов или путем их полного отделения и помещения в специально здоровую («асептическую») среду».

  С 50-х годов XX века продолжаются научные исследования личности преступника, проводящиеся на новом уровне с использованием достижений не только криминологии и наук правового цикла, но и медицины, психологии, психиатрии, биологии, философии, химии, социологии и других. Сложились исследовательские направления, которые условно можно отнести к четырем основным парадигмам в зависимости от подхода к пониманию личности преступника.

Первую концепцию поддерживают направления, рассматривающие личность преступника как продукт социума, внешних условий обитания, с изменением которых изменяется и он.

Вторая парадигма, на наш взгляд, основывается на клинической криминологии и рассматривает преступника  и криминогенную личность как  больных, исследовать и воздействовать на коих должны врачи, и в первую очередь, психиатры и психологи.

Третья парадигма заключается  в рассмотрении личности преступника  как субстанции, меняющейся под воздействием мер контроля: поощрения, заключения под стражу, наказания и других.

Четвертая - заключалась в том, что  личность преступника рассматривалась  как ненужный элемент общества.

Каждую их этих парадигм развивают  множество научных школ, разрабатывающих  проблемы личности преступника. В большинстве  своем эти течения продолжают ряд направлений, начатых в XIX - первой половине XX века.

Исследования в области клинического подхода к изучению криминогенной  личности продолжил Эдвард Подольски, который, анализируя взаимодействие эндокринной и химической основы тела человека с его преступным поведением, наметил наиболее продуктивные пути воздействия на личность преступника с помощью гормональных препаратов для снятия агрессивности, пробуждения материнского чувства и т.д.

Работы в области конституциональной предрасположенности к преступлению проводились в течение длительного времени в Америке юристом Шелдоном Глюком и педагогом Элеонорой Глюк, результаты которых были изложены ими в своем труде, вышедшем в 1956 году, «Телосложение и подростковая преступность». Они обосновывали связь строения тела несовершеннолетних правонарушителей с девиантным противоправным поведением. Идея Глюков основывается на обоснованном ими определении преступного потенциала, величина которого коррелирует с особенностями конституции. Они утверждали, что криминогенные личности в большей степени, чем представители контрольной группы, оказываются подвергнутыми психопатизации и личностной предрасположенности к совершению преступлений. По разработанной Глюками методике занимались прогнозированием преступного поведения, и даже ставился вопрос о превентивной изоляции несовершеннолетних, имеющих неблагоприятный прогноз в плане будущей преступной деятельности16.

Дальнейшее развитие получило направление, рассматривающее генетическое предрасположение личности к совершению преступления. Проводя исследования близнецов, японские ученые Суфу Иосимасу (1957) и Хайяси (1967), датчанин Карл-Отто Христиансен (1968) пришли к выводу, что однояйцевые близнецы оба совершают преступления чаще, чем разнояйцевые. Выводы эти нельзя признать достоверными, так как изучалось недостаточное количество близнецов. К тому же, по верному замечанию Г. Кайзера, необходимо изучать влияние среды на личность близнецов-преступников17. Интересными могли бы быть результаты исследования близнецов, оказавшихся в разных семьях и разных условиях. К тому же в опубликованных данных нет указаний о характере преступлений, совершенных близнецами, а это могло дать возможность объяснения степени обоснованности этой теории. Немецкий ученый Франц Экснер утверждал, например, что одинаковое поведение близнецов зависит не от одинакового генотипа, а от идентичного воспитания.

Были исследования близнецов, воспитывавшихся  в разных семьях, но данных о совершенных обоими преступлений не было получено.

Дальнейшее развитие близнецовый  метод нашел в хромосомной  теории личности преступника. В 50-годы исследования в области генетических основ личности преступника получили развитие. Известно, что половая  принадлежность человека определяется хромосомой «Y», которая соответствует мужскому полу. То есть наличие парных хромосом «XX» - женщина, «XY» - мужчина. Но у некоторых мужчин был обнаружен не парный, а тройной набор хромосом. Патриция Джекобе, проведя исследования заключенных в Шотландии, в 1965 году опубликовала заметку о том, что среди преступников-мужчин лиц с хромосомным сочетанием «XYY» намного больше, чем среди законопослушных граждан18.

Гюнтер Кайзер результатами своих исследований опроверг гипотезу П. Джекобе. Он установил, что среди добропорядочных граждан количество

мужчин, имеющих набор хромосом «XYY» не меньше, чем среди лиц, преступивших уголовный закон19.

Ричард Фокс указывал на то, что заключенные с «XYY» набором хромосом не более склонны к насилию, чем заключенные со стандартным набором хромосом20. Но окончательного решения вопрос о связи наличия лишней хромосомы со склонностью лиц мужского пола к совершению насильственных преступлений пока не нашел и требует дальнейших исследований.

Следует отметить, что поиски «гена  преступности» в указанной форме являются обоснованием признания существования прирожденного преступника.

Параллельное развитие социологической  школы в понимании личности преступника  существенно подрывало генетическую природу криминогенной личности.

Американские ученые И. Валернстайн и К. Вайл опубликовали статью «Наши законопослушные правонарушители». В ней они проанализировали результаты анонимных опросов, согласно которым 91 % опрошенных признались, что им приходилось совершать различные преступления, за которые они не привлекались к уголовной ответственности. Вставал вопрос о необходимости и целесообразности рассмотрения личности преступника как феномена. Не является ли совершение преступления присущим личности любого человека в зависимости от условий, воздействующих на него21. Вывод о том, что преступником может стать любой человек, и поэтому нет специфического отличия личности преступника от личности непреступника, а это - лишь временное состояние, дал базу для развития бихевиористской теории обучения. Ученые этого направления утверждают, что врожденных преступников не существует. Наследственными могут быть только некоторые способности, основная из которых - способность к обучению. Последователи Г. Тарда считают обучение самой важной системой реагирования в процессе адаптивного поведения человека. Основываясь на теории условного рефлекса И.П. Павлова, Ганс-Юрген Айзенк и Гордон Траслер выдвинули концепцию личности преступника, согласно которой преступное поведение является необходимым и возрастающим тогда, когда оно доставляет непосредственное удовлетворение такой личности. То есть, неоднократное получение удовлетворения различных или одной потребности посредством совершения преступления вырабатывает у человека условный рефлекс к его совершению. А своевременное наказание может выработать противоположный условный рефлекс22.

Другое направление бихевиористской теории в объяснении личности преступника развил американский ученый Беррес Фредерик Скиннер23.

Его идеи об оперантных условных рефлексах заключаются в том, что человек обучается на своих успехах и неудачах с помощью поощрений и наказаний (стимулирующих подкреплений). Личность преступника формируется по образцам поведения с использованием поощрений и наказаний, которые применяются в зависимости от характера его действий. Если по теории И.П. Павлова об условных рефлексах человек обучается только общественно приемлемому поведению, то при выработке оперантного или инструментального условного рефлекса в ходе осмысления усваиваются в том числе и отклоняющиеся виды преступного поведения. Поощрение и отсутствие наказания выступает положительным подкреплением. Избегание преступления или иное негативное поведение является отрицательным подкрепителем. Частота воспроизведения преступлений уменьшается в случае следования наказания (положительное наказание). Но преступление может явиться реакцией отсутствия поощрения или аннулирования поощрения при социально полезном деянии (отрицательное наказание).

Бихевиористкая теория оперантного обусловливания дала повод к развитию в клиническом направлении медицинского воздействия на личность преступника с целью ее изменения. Для этого применялись лекарственные средства на основе гормональных или наркотических препаратов а также хирургическое вмешательство.

Основу антикриминогенного применения лекарственных средств составили исследования природы агрессивности и ее связи с аномалиями функционирования ряда участков головного мозга. Сущность этих исследований сводится к следующему. Особенностью людей с повышенной склонностью к насилию является низкий порог импульса к насилию, для которого не требуется существенного повода и который не представляет реальной опасности24. Причинами такого неадекватного включения механизма насилия могут быть страхи (по 3. Фрейду); анормальности электрической деятельности мозжечковой миндалины или воздействие в детстве социальной и культурной среды на мозг так, что он стал чувствовать приближающуюся опасность более сильно, чем это вызывается существующей действительностью.

Возможности применения фармакологических  средств с индивидуально-предупредительной  целью еще недостаточно широко используются, особенно в России. Инертность мышления, отсутствие высококвалифицированных  кадров, в достаточной мере апробированных методик такого применения, боязнь кардинально новых подходов, отсутствие материальных средств не позволяют  оперативно и широко использовать достижения современной медицины и генетики.

Существенно отличается от учений, связанных  с условным рефлексом, социальная теория обучения, разработанная Альбертом Бандурой25.

Информация о работе Исторические аспекты развития личности преступника