Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 16:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексный анализ криминологических и уголовно-правовых аспектов терроризма. В соответствии с этим определенны следующие задачи дипломной работы:
Раскрыть проблемный характер понятия терроризм.
Выявить причины и условия порождающие терроризм.
Провести исследование мер по предупреждению терроризма.

Файлы: 1 файл

pravovaya_i_kriminologicheskaya_harakteristika_terrorizma.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

В.П. Емельянов и другие авторы, исследовавшие конкретные проявления терроризма, совершенно обоснованно утверждают на двоякий механизм воздействия на третью сторону, к которой террористами и предъявляются определенные требования: непосредственный и опосредованный. Непосредственный – это, например, когда захватываются в качестве заложников близкие, дорогие третьей стороне лица. Опосредованное воздействие, например, на органы государственной власти, может осуществляться через создание такой атмосферы в обществе, которая подрывает доверие к этим органам, дестабилизирует политико – правовую ситуацию.

Соответственно Ю.В. Ващенко полагает, что основными объектами защиты от терроризма, согласно ныне действующему законодательству, признается: во-первых, внутренняя безопасность (или: государственный строй, правопорядок, конституционный строй) и внешняя безопасность (или: суверенитет, нормальные отношения с зарубежными странами). Во- вторых, жизнь, здоровье, свобода людей (личности). На этом основании выделяются две взаимодополняющие группы объектов терроризма:

1. – объекты подрыва или ослабления, воздействие на которых оказывается опосредованно, через влияние на другие объекты. К ним можно отнести: государственный и конституционный строй, которые охватываются такими более общими понятиями, как: внутренняя безопасность, суверенитет, территориальная целостность, отношения с зарубежными странами, которые соответствуют такому понятию, как внешняя безопасность;

2. – объекты непосредственного  воздействия (иногда их называют  объектами психофизического воздействия), в отношении которых и осуществляется акции насилия. К ним относится прежде всего: жизнь, здоровье, свобода личности, вне зависимости от государственно-правового и общественно-политического ее положения, все более увеличивается роль конкретно не определенных лиц и групп; а также материальные предметы (здания, помещения административных, общественных, хозяйственных организаций, личное имущество граждан, предметы, материально воплощающие культурно-исторические и духовные ценности народа и прежде всего общественно опасные или жизненно важные для общества в целом).8

Во взаимодействии террористов и «третьей стороны» нередко усматриваются порождающие преступное поведение моменты, в создании и обострении которых бывают в различной степени виноваты террористы и « третья сторона» либо даже преимущественно последняя. В частности, она может создавать невыносимые для жизнедеятельности определенных слоев населения условия, в которых такие слои, группы, их представители не видят иного выхода для обозначения и отстаивания своих прав и законных интересов. В том числе права на жизнь, тем более достойную.

Однако – и это важно признать - посягательства на жизнь и иные криминальные деяния в отношении людей, не виновных в поведении «третьей стороны», - это всегда преступления, которые нельзя оправдывать.

Терроризм – один из самых подлых насильственных способов борьбы. Он заключается, во-первых, в использовании в качестве средств достижения цели наиболее опасных форм насилия, связанных не только с непосредственным силовым воздействием на конкретных жертв, но и с созданием атмосферы страха, паники, ужаса у гораздо более широкого круга субъектов, во-вторых, фактически в вымогательстве указанным образом значимого для террористов решения, действия.

Именно посредством устрашения каких-то субъектов у них «вымогается» определенное решение, их заставляют совершать требуемые деяния. Но каковы должны быть масштабы страха, ужаса: последние должны охватывать широкие слои населения, большие социальные группы, государственные органы или для терроризма достаточно введение в состояние страза, ужаса отдельных лиц? Если исходить из статьи 1 Федерального закона « О Борьбе с терроризмом», последнее тоже может иметь место в преступлениях террористического характера (террористический акт, например). Таким образом, масштабы распространения страха, ужаса – это тоже не специфический отличительный признак терроризма. Как и сам факт использования фактора страха. Воздействие на жертву страхом отмечается также при разбое, вымогательстве. Однако в этих случаях одно и то же лицо является субъектом, к которому обращены требования, и одновременно субъектом, в отношении которого допускается насилие либо угроза его применения. При терроризме в указном выше понимании речь все-таки идет о разных субъектах.

Между тем при терроризме – и это вторая его отличительная особенность – «третьей стороной» могут быть самые разные субъекты: международные институты, государства, политические партии, иные общественные объединения, население в целом государства или меньшей территории, различные государственные институты, политические или общественные деятели. Например, вполне подпадает под то понимание терроризма, которое изложено ранее, запугивание населения в целях обеспечения определенной модели его поведения путем применения  показательного насилия к отдельным лицам.

В-третьих, от терроризма следует отличать такие факты применения насилия в рамках вооруженного или иного конфликта двух сторон, когда представители одной конфликтующей, стороны причиняют вред представителям другой стороны, активно участвующим в конфликте. При терроризме жертвы никогда не участвуют в конфликте террористов и «третьей стороны», как правило, даже не ведают о таком конфликте.

В-четвертых, субъектами выдвижения требования к третьей стороне преимущественно являются вовсе не исполнители конкретных преступлений террористического характера, а их организаторы. Исполнители могут вообще не знать о конкретизированных требованиях и нередко погибают при совершении взрывов или иных террористических акций. В крайнем случае они лишь озвучивают соответствующие требования. Исключением, разумеется, являются редкие случаи совершения актов терроризма одиночками.

Организаторами террористических акций требования или формулируются при каждом террористическом акте, или выдвигаются в какой – то один момент, а серия террористических актов рассматривается как убедительное подтверждение соответствующих требований и угроз. В таких случаях просто объявляется, что «ответственность на себя берет» такой – то субъект (коллективный или индивидуальный).

В - пятых, следует согласиться с тем, что терроризм – это специфический метод управления поведением субъектов, к которым предъявляются требования. Это - особый способ насилия, используемый, как правило, почти всегда при достижении масштабных целей организованными коллективами субъектами. В то же время сам по себе терроризм – всего лишь метод, который бывает подчинен достижению разных целей, порождается разнообразными мотивами. За методом важно видеть мотивацию, причины и другие обстоятельства его использования.9

При широкомасштабных проявлениях организованного терроризма практически всегда просматривается политическая цель, хотя она часто сочетается с экономической или иными целями. Это – дало основание для следующего вывода: «Терроризм – это намеренное использование насилия (или угрозы насилия) в отношении преимущественно невоенных целей для психологического воздействия на гражданское население и достижение таким путем политических целей. Такой подход был определен потребностью разграничения терроризма, так называемой «партизанской войны» и агрессии в конкретных условиях Чеченской Республики, Северного Кавказа рубежа XX – XXI веков10.

На сегодняшний день насчитывается свыше 100 определений терроризма, вот лишь некоторые из имеющихся определений:

«систематическое устрашение, провоцирование, дестабилизация общества насилием»11;

«применение насилия или угрозы насилия против лиц или вещей ради достижения политических целей»12;

«насильственные действия или угроза их применения со стороны субъектов политики и преследование ими политических целей»13;

«систематическое использование убийств, телесных повреждений и разрушений или угроз перечисленных действий для достижения политических целей»14;

«метод политической борьбы, который состоит в систематическом применении нечем не ограниченного, не связанного с военными действиями физического принуждения, имеющего целью достижение определенных результатов путем устрашения политических противников»15;

«тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением идеологически мотивированного насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действих, представляющих угрозу жизни безопасности людей»16;

«совершение общественно опасных деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений»17;

«идеология  насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»18;

«совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях»19;

«преступная деятельность, выражающаяся в устрашении населения и органов власти с целью достижения преступных намерений»20.

«Намеренное использование насилия (или угрозы насилия) в отношении преимущественно невоенных целей для психологического воздействия на гражданское население и достижение таким путем политических целей»21.

Необходимо отметить, что невозможно полностью создать дефиницию, тождественной содержанию терроризма как сложного и многоаспектного явления, поскольку, слишком разняться, слишком политизированы и идеологизированы подходы к оценкам террористических проявлений и вряд ли можно вместить в одно определение весь спектр террористических проявлений. Однако имеется возможность выделения отдельных криминологических - значимых признаков терроризма:

Насилие, т.е. применение насилия или угроза применения такого насилия по отношению к жертвам или другим объектам.

Устрашение. Применение насилия связано с устрашением населения, политических противников и конкурентов, подавление власти.

Требование. Акты терроризма совершаются в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, политическими партиями и иными общественными объединениями, политическими и общественными деятелями, государством в целом и населением в частности.

Таким образом, резюмируя существующие научные положения, можно сделать вывод о том, что невозможно создать единую дефиницию определения терроризма поскольку слишком большой спектр его проявления и последствий, в конце концов понятие «терроризм» необходимо рассматривать в нескольких аспектах: этимологическом, уголовно-правовом, общеправовом, криминологическом и международно правовом, также следует выделить такие элементы терроризма как политические цели и намерение вызвать страх у определенной группы населения; наличие организованной структуры; объявление организаторами акций о своей ответственности; существование как внешнего, так и внутреннего источника финансирования; двойственный характер объекта посягательства, состоящий из непосредственного объекта в виде личности или отношений собственности и конечного объекта в виде конституционного строя, порядка управления, общественной безопасности.

 

1.2 Причины и условия, способствующие совершению актов терроризма

 

Успех борьбы с тем или иным общественно – опасным явлением в значительной степени зависит от понимания его сущности, причин возникновения и устойчивости существования.

В числе обстоятельств, способных при определенных условиях превратиться в причины активизации терроризма в России и в странах – членах СНГ, можно назвать, прежде всего, разрушение административно – командной системы. Мировой опыт общественного развития свидетельствует о том, что общество открытого демократического типа создает более благоприятные условия для террористической деятельности, чем административно – командная система с ее тотальным, жестким контролем как за поведением отдельной личности, так, и, безусловно, за функционированием всех общественно – политических институтов. Из сказанного следует вывод, что разрушение административно – командной системы и демократизация общества не только не приводят к «автоматическому» искоренению политического экстремизма и терроризма, а, напротив, могут способствовать усилению влияния этих факторов на социально – политическую жизнь общества. Как правило, особенно уязвимым с этой точки зрения являлся переходный период, переживаемый ранее Россией и странами – членами СНГ и сопровождающийся ломкой старых и формированием новых государственных структур, усилением элемента нестабильности, резким обострением внутренних противоречий, основанных на нерешенных социально – экономических, национальных, религиозных и других проблемах, появлением самого различного рода негативных явлений22.

Итак, определим основные противоречия и соответствующие им факторы, воздействующие на характер и тенденции развития экстремизма в России в целом и терроризма в частности.

Прежде всего, это противоречия экономического характера, основными из которых в настоящее время являются: резкое несоответствие результатов экономической реформы ожиданиям общества; несоразмерно высокая цена реформы (падение вдвое производства, обнищание большинства населения).

Все это породило действие таких долговременных факторов, как некомпенсируемый рост цен, растущая безработица, сужение внутреннего рынка и вытеснение с него отечественного производителя, трудности становления российского предпринимательства, растущая криминализация экономики и т.д. В условиях ограниченных финансовых, материально-технических, ресурсных и иных возможностей они ведут к тяжелым социальным последствиям, создавая основу напряженности в обществе, и тем самым формируют социальную базу терроризма.

При этом хотелось бы обратить внимание на такой фактор, как разгосударствление и приватизация собственности, в результате действия которого появились новые элементы социальной структуры, занятые в непроизводственных сферах, а также началось проникновение в область отношений собственности криминальных структур, что внесло в борьбу за собственность жесткую, насильственную составляющую.

Информация о работе Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма