Организация работы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г. и иное федеральное законодательство.

Файлы: 1 файл

обращение граждан жалобы.docx

— 22.34 Кб (Скачать файл)

Организация работы в органах  прокуратуры с жалобами и заявлениями  граждан

Работа органов прокуратуры  с жалобами и заявлениями граждан  представляет собой важный самостоятельный  вид деятельности российской прокуратуры  и регулируется в первую очередь  ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г. и иное федеральное законодательство.

Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя. Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорам предложено: работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.

Заявления, жалобы и иные обращения  – важные источники информации о  нарушениях законов. Они в сочетании  с другими данными позволяют  оперативно реагировать на нарушения  прав и свобод человека и гражданина, законности издаваемых органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.

Поступающая в органы прокуратуры  информация о нарушении прав и  свобод человека и гражданина может  быть как в письменной, так и  в устной формах (с личного приема прокурора).

П. 1.11. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации устанавливает различные способы обращения граждан в прокуратуру:

1) обращение – изложенные в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица;

2) предложение – рекомендация заявителя по совершенствованию правовых актов, деятельности органов управления, улучшению деятельности государства и общества в различных сферах;

3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов управления;

4) жалоба – просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) ходатайство – изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод;

6) коллективное обращение – обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;

7) первичное обращение – обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;

8) дубликат обращения – обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;

9) повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

10) парламентский запрос – запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации;

11) запрос – оформленный надлежащим образом документ, направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы, адресованный Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;

12) обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы – документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.

Из вышеперечисленных определений  можно сделать заключение, работа органов прокуратуры с обращениями  граждан решает следующие задачи:

·          защита прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенной законности, укрепление законности и правопорядка;

·          удовлетворение обоснованных обращений и пресечение нарушений законов средствами прокурорского реагирования;

·          выработка мер по совершенствованию правозащитной деятельности органов прокуратуры, устранению ошибок и недостатков.

Не следует также забывать, что  обращения граждан являются основным поводом, обусловливающим необходимость  вмешательства со стороны органов  прокуратуры.

Успешность рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, иных обращений в  органах прокуратуры зависит, прежде всего, от организации этой работы.

Правом на обращение в органы прокуратуры наделены физические и  юридические лица. В органах прокуратуры  рассматриваются обращения на действия (или бездействие) или решения  объектов надзора. Обращение в органы прокуратуры должно обязательно  содержать сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека и  гражданина.

Обращение, как правило, направляется (по почте, передается на личном приеме, в канцелярию и т.п.) в прокуратуру  по месту нахождения органа или лица, допустившего нарушение. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию  данной прокуратуры, вместе с имеющимися по этому вопросу материалами, необходимыми для их разрешения, подлежат пересылке  соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. Жалобы на действия (или бездействие) или решения  прокурорских работников рассматриваются  вышестоящим по отношению к ним  должностным лицом.

Обращения граждан после их поступления  в органы прокуратуры до передачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры  Российской Федерации. Письменные обращения  подлежат обязательной регистрации  в течение 3 дней с момента поступления  в органы прокуратуры. Далее сообщения  передаются прокурору-руководителю, который  обязан принять одно из следующих  решений: принять обращение к  своему производству; поручить рассмотрение обращения работнику прокуратуры (с указанием фамилии); передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее  поступившего обращения; направить  на рассмотрение в суд или иной орган по принадлежности.

Зарегистрированные сообщения  о совершенных или готовящихся  преступлениях незамедлительно  направляются с учетом подследственности  в уполномоченные органы. Жалобы граждан  на действия должностных лиц уполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение о преступлении, проверяются незамедлительно.

Запрещается пересылка жалобы в  орган или должностному лицу, на решение или действие которого принесена  жалоба. При рассмотрении обращений  запрещается без согласия гражданина распространять сведения о частной  жизни. Анкетные данные и домашний адрес  не подлежат разглашению по мотивированной просьбе гражданина.

Организация проведения личного приема граждан (посетителей) осуществляется во всех органах прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц  осуществляется отделом по приему граждан  в день их обращения с участием отраслевых подразделений. Руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальниками управлений и  отделов (на правах управлений) принимаются  граждане согласно графику, утвержденному  Генеральным прокурором РФ или его  первым заместителем. Прием Генеральным  прокурором и его заместителями  осуществляется по жалобам и обращениям, которые разрешались в центральном  аппарате начальниками управлений, отделов (на правах управлений), либо по жалобам  на действия прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств. Личный прием Генерального прокурора  РФ может быть организован также  по его прямому поручению.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных  учреждениях Генеральной прокуратуры  прием населения проводится в  течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен  в доступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается  руководителями соответствующей прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения  проводится не реже одного раза в неделю. Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них дается руководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.

Не подлежат разрешению обращения:

·          не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес);

·          в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;

·          содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры;

·          если текст письменного обращения не поддается прочтению.

На эти обращения автору в 7-дневный  срок сообщается о недостатках в  обращениях, препятствующих их рассмотрению.

Без разрешения и ответа могут быть оставлены обращения:

·          в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;

·          если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

3.         Сроки и порядок рассмотрения обращений

По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих  решений:

·          принятии к рассмотрению;

·          прекращении проверки;

·          передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

·          направлении в другие органы;

·          приобщении к ранее поступившей жалобе.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих  прокуратур, направляются им для проверки с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, рассмотрение которых относится  к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру  подразделением, указанным среди  исполнителей первым.

Обращения, адресованные в органы Следственного комитета, а также  обращения, относящиеся к компетенции  следственных органов, направляются в  соответствующие органы с одновременным  извещением заявителей о принятом решении.

Если обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как  к их компетенции, так и к компетенции  органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах.

Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в 7-дневный срок с момента регистрации  направляется соответствующему прокурору, другие органы и учреждения.

При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или  иному должностному лицу в случае необходимости у них может  быть истребована информация о результатах  рассмотрения обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов  местного самоуправления или должностных  лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется по принадлежности.

При передаче поручений, взятых на особый контроль, об этом в обязательном порядке  уведомляется организационное управление Главного организационно-инспекторского управления.

В органах прокуратуры Российской Федерации ведется раздельный учет обращений и обращений, взятых на особый контроль.

Так, предложения, обращения и жалобы граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц  разрешаются в следующие сроки:

– не требующие дополнительного изучения и проверки, в их числе и те, по которым нужно дать разъяснения, – до 15 дней;

– требующие дополнительного изучения и проверки – до 30 дней.

Запрос или обращения следующих  органов или должностных лиц  разрешаются в сроки:

·          парламентский запрос – в срок до 15 дней;

·          запрос или обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – не позднее 30 дней;

·          запрос Уполномоченного по правам человека – не позднее 15 дней, если в самом запросе не установлен иной срок;

·          запрос Общественной палаты Российской Федерации – не позднее чем через 30 дней со дня его регистрации, а в исключительных случаях – не позднее чем через 14 дней;

·          обращения Президента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, – безотлагательно.

Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется  с момента их регистрации в  соответствующем органе прокуратуры. Окончанием срока рассмотрения и  разрешения обращений (запросов) считается  дата направления письменного ответа автору о принятом решении.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в  других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных  или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным  уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых  мер, но не более чем на 30 дней.

Информация о работе Организация работы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан