Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему «Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий на примере «Новой газеты» рассматриваются различные журналистские жанры, которые оказывают влияние на читательский интерес.
Работа посвящена проблеме привлечения внимания читательской аудитории к журналистским материалам.
Работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов и заключения.
Во введении определены цель и задачи исследования, раскрывается актуальность и значимость выбранной темы, формулируется объект и предмет, степень разработанности в литературе, методы исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЖАНРОВ В РОССИЙСКИХ СМИ…………………………………………………………….….6
1.1. Типология российских печатных СМИ в современной России..................6
1.2. Виды газетных жанров СМИ…………........................................................10
II. АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»……17
2.1. Характеристика «Новой газеты» ………………………………………….17
2.2.Репортаж в газете как способ формирования читательского внимания в «Новой газете»……………………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….................................................................................25

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_vypusku_gazety (1).docx

— 68.92 Кб (Скачать файл)

-Новая автомобильная газета «ШОФЁР».

-Научно -популярное приложение «Кентавр».

-Банковское приложение «Банкнота», c 1 апреля 2008 года, при участии Ассоциации российских банков.

-«Правда ГУЛАГа».

Материалы опубликованных выпусков газеты, вкладок и приложений доступны на сайте газеты в общем архиве.

Также за время существования газета публиковала ряд расследований, по которым выступала инициатором судебных разбирательств. Например: взрывы жилых домов в России, действия официальных лиц во время и после операции по освобождению заложников в театре на Дубровке, действия официальных лиц во время и после захвата заложников в Беслане и др.

В ответ на журналистские расследования других преступлений, органы власти 1990-ых и 2000-ых годов зачастую не пытались найти виновных, отвергнуть обвинения или помочь в установлении истины. Сотрудники газеты неоднократно получали анонимные угрозы в свой адрес за свою деятельность.

Газета использует свои приемы при отборе и донесении информации до своей аудитории. Среди них:

- Смешивание информации и мнения (смешивание фактов и мнений о фактах).

Избирательная подача материала (преднамеренный отбор фактов, выгодных газете).

Частичное, одностороннее освещение событий (подача мнения только одной стороны).

-Особая компоновка тем.

-Конструирование сообщения из обрывков какого-либо высказывания.

Бывший президент России, а ныне премьер министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, на кулуарной встрече с главным редактором газеты Дмитрием Муратовым и Михаилом Горбачевым, которая состоялась 29 января 2009 г., сказал, что среди прочих газет он регулярно читает «Новую газету» в электронном виде. Также он добавил, что она должна выходить и критиковать правительство, т.к. порой это очень действенный метод для улучшения их работы.

За свою деятельность журналисты «Новой газеты» были отмечены различными премиями, такими как: премия фонда «Свободная пресса Восточной Европы» имени Герда Буцериуса, журналистская премия ЮНЕСКО, «Золотое перо России», премия Союза журналистов России в номинации «За профессиональное мастерство» и др.

Целевой аудиторией «Новой газеты» являются:

- мужчины и женщины 35 и  старше,

- с активной жизненной позицией,

- с высшим и средним  образованием,

- обеспеченные и высоко обеспеченные,

- руководители и специалисты,

- работающие и пенсионеры,

- предпочитающие импортные автомобили,

- интересующиеся театром, выставками, кино.

- Образование высшее - 66,5%

-Семейное положение: женаты/замужем - 63%

-Финансовый статус: высокообеспеченные и обеспеченные - 60,2%, средние - 21,4%

-Социальный статус: руководители и специалисты - 60,2%, пенсионеры - 30,8%

2.2  Репортаж  как способ привлечения читательского  внимания в

«Новой газете»

Современный читатель хочет получать не просто информацию, а максимально правдивую. Отражение правдивой информации можно найти в таком жанре, как репортаж. Эффективность любого журналистского материала в первую очередь зависит от мастерства и компетенции автора. Это особо проявляется в трудах журналиста, пишущего в жанре репортаж. Он предстает не пассивным зрителем или наблюдателем, а начинает играть главную роль. Журналист – репортер должен иметь активную гражданскую позицию. Самое сложное для него – создать эффект присутствия. Порой этого очень сложно добиться. Но журналисты «Новой газеты» успешно достигают этот довольно не простой эффект.

Мастерство журналистов-репортеров «Новой газеты» нацелено, прежде всего, на достижение достоверности отражаемого события. Сейчас это особенно актуально из-за событий в Украине. Сегодня читатели хотят получать достоверную информацию и именно в репортажах «Новой газеты» ее можно получить в полном объеме.

Так, к примеру, в репортаже «А утром люди побежали сдавать кровь…», в номере за 4 мая 2014 года, автор рассказывает о событиях, произошедших 2 мая 2014 года в г. Одесса, когда в доме профсоюзов погибли несколько десятков человек.6 Репортаж включает в себя не только рассказ автора, но и взгляд на произошедшее людей из разных сфер, таких как: врачи, сторонники антимайдана, простых жителей, вице-премьера правительства Украины, ГУ МВД Одесской области и МВД Украины. Никаких имен в тексте нет, т.к. в сложившейся ситуации публиковать их довольно опасно.

При прочтении данного репортажа, складывается полная картина произошедшего. Читатель как будто становится свидетелем событий и от этого становится даже не по себе. «Потом мы  отправились на Куликово поле, но увидели там одни головешки. У нас не было проблем, чтобы подойти и увидеть трупы, просто не было желания. Мы подошли к дверям Дома профсоюзов. Самооборона даже не знала, что там люди погибли. Они кричали: «Выходите, мы вас не тронем».

Помимо всего прочего, в репортаже подкупает искренность самого журналиста. Он скрупулезно, обстоятельно и детально рассказывает о событиях. Действительно, если автор репортажа будет не искренен, то читателей перестанет доверять ему. Примером такого материала служит репортаж «Киев после Крыма: тревога есть, но никакой агрессии». В нем описывается центр Киева, после проведенного референдума в Крыме. Автор детально доносит до своего читателя об обстановке в городе и настроении людей. «На Майдане можно многое понять о природе нынешнего конфликта. Здесь из двадцатого века в двадцать первый бьется сердце русской истории. Сейчас оно замерло в ожидании следующего удара. Если есть возможность, это нужно видеть и чувствовать обязательно». Из этой цитаты можно сделать вывод о том, что автор не только следит за нынешней ситуацией в Киеве, но и знает историю этого государства. Помимо этого автор подбирает такие слова, которые четко передают атмосферу события. «В Киеве после Крыма боятся Россию, но мало о ней думают. Центр этого мира давно находится не в Москве. Здесь русская культура начинает забывать о своих имперских амбициях, превращается из предмета бюрократической культурной политики в личное дело конкретных людей».

Действительно, основу творческой кухни любого журналиста, в том числе репортера, составляет его умение, способность чувствовать слово. Это происходит из-за того, что он представляет на полосе самую последнюю новость и в тоже время лицо самого журналиста. В «Новой газете» этого удается достичь довольно часто. Поэтому читатели получают репортаж не просто из уст журналиста, но и с правильно подобранными словами.

Активное использование всего словарного богатства языка, возможностей газетно-публицистического стиля делают репортажи интересными и читабельными.

Российская репортерская журналистика строится сегодня на основе сенсационных, необычных фактах, на столкновении мнений, позиций, взглядов. Вот почему большинство репортажных материалов «Новой газеты» сенсационны и неожиданны. Можно говорить о том, что сенсационность, оригинальность и броскость – основные качества присущие репортажам в этой газете.

В номере 51 «Новой газеты» размещен репортаж о том, как проходил референдум в Луганской области. В нем описывается и то, как проходила процедура голосования и о нарушениях, которые присутствовали. «В течение воскресного дня на нескольких участках председатели мне тоже жаловались, что бюллетеней было мало, приходилось их допечатывать на свои же деньги…». Из этой цитаты можно сделать вывод о том, как и в каких условиях, делался выбор у местных жителей.

Таким образом, можно заключить, что мастерство в репортерском материале – это целый комплекс взаимозависимых средств, приемов, способов работы журналиста. Каждое из них в совокупности друг с другом способствует достижению главной цели – созданию читабельного, зрелищного и в тоже время емкого репортажа.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе обоснована актуальность проблемы, которая состоит в том, что в современном мире существует огромное количество источников информации, поэтому возникает жесткая конкуренция. Для того чтобы деятельность СМИ была востребованной, авторитетной, важно уметь преподносить новость, с одной стороны интересно, с другой стороны, профессионально.

На основе анализа различной литературы рассмотрена сущность особенности подачи информации, ее формы и содержание, это издания таких авторов как: В.В. Ворошилов, А.Г. Киселев, С.М. Гуревич, А. Тепляшина и Г. Мельник и другими.

В ходе исследования сделан вывод о том, что газетные жанры оказывают достаточное влияние на привлечение внимания читательской аудитории к изданию. Их разнообразие позволяет удовлетворить потребности самых разных читателей.

Описанное в курсовой работе исследование доказывает, что газетный жанр репортаж привлекает внимание аудитории к прессе, т.к. имеет свои особенности.

Представленная в курсовой работе разработка и реализация анализа влияния газетного жанра на внимание и удовлетворения читательских ожиданий в «Новой газете» доказывает, что они не только удерживают внимание постоянных читателей, но и привлекают новых.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. «Новая газета» [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. «Новая газета» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/
  3. Ворошилов В.В. Журналистика. учебник /В.В. Ворошилов: С-Пб, 2008г.
  4. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. - М, 2009г.
  5. Кисилев А.Г. Теория и практика массовой информации: общество-СМИ-власть: учебник /А.Г. Кисилев. М. : ЮНИТИ.2010
  6. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. - Екатеринбург, 2008г.
  7. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2008.
  8. Попов Д.Б., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. - М, 2009г.
  9. С. Г. Корконосенко. ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2010 
  10. Тертычный А. Жанры периодической печати. - М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ворошилов В.В. Журналистика. учебник /В.В. Ворошилов: С-Пб, 2008г.

2 С. Г. Корконосенко. ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2010

 

3 Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. - Свердловск, 2008г.

 

4 Тертычный А. Жанры периодической печати. - М., 2008.

 

5 «Новая газета» [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

6 «Новая газета» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/

 


Информация о работе Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий