Способы формирования страховых фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:18, доклад

Описание работы

Известно, что страхование жизни в странах ОЭСР является од¬ним из основных источников «длинных» денег в экономике. В период перехода российской экономики от восстановительной модели роста к инвестиционной этот вид страхования приобретает особую актуаль¬ность и, чтобы стать мощным генератором инвестиционных ресурсов, он нуждается в профессиональной поддержке.

Файлы: 1 файл

страхование.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

1. Способы формирования  страховых фондов.

1. Централизованные страховые (резервные)  фонды, создаваемые за счет  бюджетных и других государственных  средств. Цель их формирования  – обеспечение выполнения отдельных  видов обязательного страхования,  возмещение ущерба от стихийных бедствий и крупномасштабных аварий. Формирование таких фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.

2. Самострахование как система  создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. В этом случае риск остается на удержании самого страхователя. При самостраховании создаются децентрализованные страховые фонды в натуральной и денежной формах. Они предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности отдельной организации или физического лица. Основной источник формирования децентрализованных страховых фондов – доходы этого предприятия или физического лица. Порядок использования средств страхового фонда в условиях самострахования предусматривается в уставе хозяйствующего субъекта.

3. Собственно страхование как  система создания и использования  фондов страховых организаций  за счет страховых взносов  заинтересованных в страховании  сторон. Средства этих фондов используются для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями и правилами страхования. Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников, которые выступают в качестве страхователей. Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем отдельно. Он имеет только денежную форму. При этом убыток одного страхователя распределяется между всеми участниками создания страхового фонда, что приводит к большой его маневренности и ускорению оборачиваемости страховых резервов.

2. Проблемы развития  страхового рынка России на  современном этапе.

Известно, что страхование жизни  в странах ОЭСР является од¬ним из основных источников «длинных» денег  в экономике. В период перехода российской экономики от восстановительной модели роста к инвестиционной этот вид страхования приобретает особую актуаль¬ность и, чтобы стать мощным генератором инвестиционных ресурсов, он нуждается в профессиональной поддержке.

Сложности с развитием страхования жизни и его адекватной ста¬тистической оценкой объясняются тем, что в российской практике оно часто используется как способ оптимизации налоговой нагрузки на предприятия и слабо связано с реальной защитой интересов страхователей.

Это связано с постепенным отказом ведущих российских компаний от налогооптимизирующих схем с участием страховщиков.

Исходя из опыта западных стран, можно заключить, что долгосрочное страхование жизни является наиболее перспективным и массовым видом  страхования: на его долю приходится от 40 до 80% всей собирае¬мой страховой премии. Для быстрого развития этого вида страхования необходимо наличие как минимум двух условий: нужно поддерживать долгосрочную надежность и устойчивость финансовой системы в целом, что обеспечит сохранность вложений; доходность накопительного стра¬хования должна быть сравнима с другими инвестиционными инструмен¬тами при сопоставимом уровне риска.

Одна из основных проблем в развитии страхования жизни — слабые стимулы  к накоплению, в том числе и  налогового характера. Сегодня налоговое законодательство устанавливает практически запретительные барьеры на пути развития данного вида страхования. Например, накопи¬тельное страхование за счет средств работодателя облагается: во¬первых, единым социальным налогом; во-вторых, подоходным налогом на стра¬ховые взносы (равно как и на выплаты, если таковые производились); в¬третьих, налогом на прибыль, если сумма взносов превышает 12% от суммы расходов на оплату труда. Такой уровень налоговой нагрузки нельзя не признать чрезмерным и угнетающим развитие накопительного страхования с использованием средств предприятий.

Кроме того, с учетом относительно высокой стоимости агентских  продаж приемлемая доходность инвестиций может быть обеспечена только при  длительных сроках действия договора — от 10 лет и более. Однако такие договоры не пользуются у страхователей спросом по причине высокой рискованности долгосрочных вложений.

Многое зависит от совершенствования  страхового законодательства. Согласно новой редакции Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», начиная с 2007 г. страховые компании будут разделены на две группы: занимающиеся исключительно стра¬хованием жизни и осуществляющие иные виды страхования.

Однако специалисты и эксперты по страховому рынку возлагают надежды на более прогрессивные и стимулирующие новации со сторо¬ны государства. В первую очередь речь идет о возможности участия страховщиков в государственном пенсионном страховании, налоговых льготах для страхователей по долгосрочному страхованию жизни. Экономические стимулы для физических лиц могут состоять в предо¬ставлении вычетов по подоходному налогу для людей, приобретающих полис долгосрочного страхования жизни и формирующих с помощью страховых механизмов свою собственную систему негосударственного пенсионного обеспечения.

В России накопительное и пенсионное страхование пока крайне не развито. Фактически этот вид деятельности осуществляют лишь несколько компаний. Ведущие  позиции занимают AIG Life (в Москве и некоторых крупных городах) и компании группы «Росгосстрах» (в регионах).

Дочерние компании иностранных  страховых групп обладают рядом  преимуществ: возможностью вложений с  длительным сроком окупаемости, значительным опытом работы в этом бизнесе, благо¬приятным имиджем у потенциальных клиентов, воспринимающих иностранные компании как более надежные. Отечественные страхов¬щики могут конкурировать с иностранными, но для этого необходимы грамотная маркетинговая политика и серьезные вложения в имидж и брэнд. Есть и другой путь — создание совместных с иностранными инвесторами дочерних компаний. Потенциально рынок имеет очень хорошие перспективы роста. Страховые продукты, связанные со стра¬хованием жизни, могут стать более популярными среди населения как альтернативный вид частных инвестиций.

Личное страхование (кроме  страхования жизни) при всей своей  привлекательности в силу низкой убыточности занимает небольшую  долю в портфелях российских страховщиков Основными потребителями услуг  по личному страхованию являются корпоративные клиенты, для которых оно становится важным элементом «социального пакета». Это обусловли¬вает довольно широкое покрытие страхового поля и, как следствие, низкую убыточность данного вида страхования.

Одно из наиболее перспективных  направлений — страхование профессиональной ответственности. По мере развития судебной сис¬темы клиенты и потребители будут все чаще подавать иски с целью получения компенсации ущерба за предоставление некачественных услуг и товаров. Страхование ответственности компаний и частных предпринимателей позволит эффективно управлять такими рисками. Кроме того, будет расти популярность страхования профессиональной ответственности аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, врачей, юристов, брокеров, перевозчиков, риелторов и строителей.

Итак, в результате развития российского страхового рынка за последние три года повысилась экономическая и институциональная значимость отрасли. Вместе с тем возникли серьезные вызовы и нерешенные проблемы, в числе которых можно назвать недостаточ¬ную капитализацию, невысокий уровень прозрачности и отсутствие сопоставимых международных рейтингов. Страховая отрасль нуждается в стимулировании со стороны и государства, и негосударственных профессиональных организаций.

Необходимость совершенствования  страхового законодательства. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за последние годы, количественные и качественные показатели деятельности страховых организаций свидетельствуют о необходимости разработки и утверждения основных направлений развития страховой отрасли – проекта Стратегии развития страховой отрасли на 2008 – 2012 гг. Реализация Стратегии позволит укрепить роль страхования в системе экономических отношений, повысить эффективность страховой защиты от рисков, стимулировать внедрение новых видов страхования, страховых технологий, улучшить качество и разнообразить спектр страховых услуг, совершенствовать страховое законодательство, формы и методы страхового надзора.

На современном этапе  законодательная база находится  на этапе активного формирования, ежегодно появляются новые законодательные акты, совершенствуются и модернизируются существующие. Поскольку экономическое содержание страхового предпринимательства на практике реализуется с помощью правовой базы, то можно сделать вывод о том, что и дальнейшее совершенствование страхового дела повлечет за собой изменения в законодательной базе.

Исходя из мирового опыта, в пользу иностранного участия на российском страховом рынке свидетельствуют  следующие факты.

1. Улучшение обслуживания  в сфере страхования. Иностранные страховщики способствуют усилению конкуренции, что приводит к удешевлению страховых услуг и повышению их эффективности.

2. Передача новых технологий  и ноу-хау. Иностранные страховщики  организуют свою деятельность  в соответствии с национальным  законодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и приобретя опыт работы в организации с иностранным участием при смене места работы будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.

3. Аккумуляция национальных  сбережений. Присутствие на рынке  более эффективных страховщиков  должно повысить норму сбережений  и обеспечить новые каналы, через  которые эти сбережения могут  инвестироваться. 

4. Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала. Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасность страхователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.

5. Распределение рисков. Иностранные страховщики при  наличии разрешения, как правило,  перестраховывают риски за границей. В итоге если происходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.

6. Совершенствование регулирования страховой сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и транспарентной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время, целый ряд  аспектов деятельности иностранных  страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.

1. Доминирование иностранных  страховщиков на внутреннем рынке.  Иностранные компании как более  крупные и мощные организации,  могут препятствовать укреплению  российских страховщиков или  пытаться вытеснить их с рынка.  В значительной степени это  зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

2. Возможность развития страхового  сектора с помощью национальных  страховщиков. Этот аргумент имел  бы существенное значение в  том случае, когда национальная  система регулирования страхового  дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране.

3. Важность сохранения национального  контроля за страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков. В конечном счете, правительство принимает решение о создании адекватной системы регулирования, которая воздействует на все виды страховщиков и обеспечивает соблюдение национальных приоритетов. Это возможно для некоторых видов стратегически уязвимых видов страхования, которые будут сохранены за национальными страховщиками.

4. Возможность оттока капитала  в результате деятельности иностранных  страховщиков. Процесс развития  бизнеса иностранных компаний  приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.

Информация о работе Способы формирования страховых фондов