Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:18, доклад
Известно, что страхование жизни в странах ОЭСР является од¬ним из основных источников «длинных» денег в экономике. В период перехода российской экономики от восстановительной модели роста к инвестиционной этот вид страхования приобретает особую актуаль¬ность и, чтобы стать мощным генератором инвестиционных ресурсов, он нуждается в профессиональной поддержке.
1. Способы формирования страховых фондов.
1. Централизованные страховые (
2. Самострахование как система создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. В этом случае риск остается на удержании самого страхователя. При самостраховании создаются децентрализованные страховые фонды в натуральной и денежной формах. Они предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности отдельной организации или физического лица. Основной источник формирования децентрализованных страховых фондов – доходы этого предприятия или физического лица. Порядок использования средств страхового фонда в условиях самострахования предусматривается в уставе хозяйствующего субъекта.
3. Собственно страхование как
система создания и
2. Проблемы развития страхового рынка России на современном этапе.
Известно, что страхование жизни в странах ОЭСР является од¬ним из основных источников «длинных» денег в экономике. В период перехода российской экономики от восстановительной модели роста к инвестиционной этот вид страхования приобретает особую актуаль¬ность и, чтобы стать мощным генератором инвестиционных ресурсов, он нуждается в профессиональной поддержке.
Сложности с развитием страхования жизни и его адекватной ста¬тистической оценкой объясняются тем, что в российской практике оно часто используется как способ оптимизации налоговой нагрузки на предприятия и слабо связано с реальной защитой интересов страхователей.
Это связано с постепенным отказом ведущих российских компаний от налогооптимизирующих схем с участием страховщиков.
Исходя из опыта западных стран, можно заключить, что долгосрочное страхование жизни является наиболее перспективным и массовым видом страхования: на его долю приходится от 40 до 80% всей собирае¬мой страховой премии. Для быстрого развития этого вида страхования необходимо наличие как минимум двух условий: нужно поддерживать долгосрочную надежность и устойчивость финансовой системы в целом, что обеспечит сохранность вложений; доходность накопительного стра¬хования должна быть сравнима с другими инвестиционными инструмен¬тами при сопоставимом уровне риска.
Одна из основных проблем в развитии страхования жизни — слабые стимулы к накоплению, в том числе и налогового характера. Сегодня налоговое законодательство устанавливает практически запретительные барьеры на пути развития данного вида страхования. Например, накопи¬тельное страхование за счет средств работодателя облагается: во¬первых, единым социальным налогом; во-вторых, подоходным налогом на стра¬ховые взносы (равно как и на выплаты, если таковые производились); в¬третьих, налогом на прибыль, если сумма взносов превышает 12% от суммы расходов на оплату труда. Такой уровень налоговой нагрузки нельзя не признать чрезмерным и угнетающим развитие накопительного страхования с использованием средств предприятий.
Кроме того, с учетом относительно высокой стоимости агентских продаж приемлемая доходность инвестиций может быть обеспечена только при длительных сроках действия договора — от 10 лет и более. Однако такие договоры не пользуются у страхователей спросом по причине высокой рискованности долгосрочных вложений.
Многое зависит от совершенствования страхового законодательства. Согласно новой редакции Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», начиная с 2007 г. страховые компании будут разделены на две группы: занимающиеся исключительно стра¬хованием жизни и осуществляющие иные виды страхования.
Однако специалисты и эксперты по страховому рынку возлагают надежды на более прогрессивные и стимулирующие новации со сторо¬ны государства. В первую очередь речь идет о возможности участия страховщиков в государственном пенсионном страховании, налоговых льготах для страхователей по долгосрочному страхованию жизни. Экономические стимулы для физических лиц могут состоять в предо¬ставлении вычетов по подоходному налогу для людей, приобретающих полис долгосрочного страхования жизни и формирующих с помощью страховых механизмов свою собственную систему негосударственного пенсионного обеспечения.
В России накопительное и пенсионное страхование пока крайне не развито. Фактически этот вид деятельности осуществляют лишь несколько компаний. Ведущие позиции занимают AIG Life (в Москве и некоторых крупных городах) и компании группы «Росгосстрах» (в регионах).
Дочерние компании иностранных страховых групп обладают рядом преимуществ: возможностью вложений с длительным сроком окупаемости, значительным опытом работы в этом бизнесе, благо¬приятным имиджем у потенциальных клиентов, воспринимающих иностранные компании как более надежные. Отечественные страхов¬щики могут конкурировать с иностранными, но для этого необходимы грамотная маркетинговая политика и серьезные вложения в имидж и брэнд. Есть и другой путь — создание совместных с иностранными инвесторами дочерних компаний. Потенциально рынок имеет очень хорошие перспективы роста. Страховые продукты, связанные со стра¬хованием жизни, могут стать более популярными среди населения как альтернативный вид частных инвестиций.
Личное страхование (кроме страхования жизни) при всей своей привлекательности в силу низкой убыточности занимает небольшую долю в портфелях российских страховщиков Основными потребителями услуг по личному страхованию являются корпоративные клиенты, для которых оно становится важным элементом «социального пакета». Это обусловли¬вает довольно широкое покрытие страхового поля и, как следствие, низкую убыточность данного вида страхования.
Одно из наиболее перспективных
направлений — страхование
Итак, в результате развития российского страхового рынка за последние три года повысилась экономическая и институциональная значимость отрасли. Вместе с тем возникли серьезные вызовы и нерешенные проблемы, в числе которых можно назвать недостаточ¬ную капитализацию, невысокий уровень прозрачности и отсутствие сопоставимых международных рейтингов. Страховая отрасль нуждается в стимулировании со стороны и государства, и негосударственных профессиональных организаций.
Необходимость совершенствования страхового законодательства. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за последние годы, количественные и качественные показатели деятельности страховых организаций свидетельствуют о необходимости разработки и утверждения основных направлений развития страховой отрасли – проекта Стратегии развития страховой отрасли на 2008 – 2012 гг. Реализация Стратегии позволит укрепить роль страхования в системе экономических отношений, повысить эффективность страховой защиты от рисков, стимулировать внедрение новых видов страхования, страховых технологий, улучшить качество и разнообразить спектр страховых услуг, совершенствовать страховое законодательство, формы и методы страхового надзора.
На современном этапе законодательная база находится на этапе активного формирования, ежегодно появляются новые законодательные акты, совершенствуются и модернизируются существующие. Поскольку экономическое содержание страхового предпринимательства на практике реализуется с помощью правовой базы, то можно сделать вывод о том, что и дальнейшее совершенствование страхового дела повлечет за собой изменения в законодательной базе.
Исходя из мирового опыта,
в пользу иностранного участия на
российском страховом рынке
1. Улучшение обслуживания
в сфере страхования. Иностранн
2. Передача новых технологий
и ноу-хау. Иностранные
3. Аккумуляция национальных
сбережений. Присутствие на рынке
более эффективных
4. Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала. Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасность страхователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.
5. Распределение рисков. Иностранные страховщики при наличии разрешения, как правило, перестраховывают риски за границей. В итоге если происходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.
6. Совершенствование регулирования страховой сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и транспарентной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.
В то же время, целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.
1. Доминирование иностранных
страховщиков на внутреннем
2. Возможность развития
3. Важность сохранения
4. Возможность оттока капитала
в результате деятельности