Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему «Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий на примере «Новой газеты» рассматриваются различные журналистские жанры, которые оказывают влияние на читательский интерес.
Работа посвящена проблеме привлечения внимания читательской аудитории к журналистским материалам.
Работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов и заключения.
Во введении определены цель и задачи исследования, раскрывается актуальность и значимость выбранной темы, формулируется объект и предмет, степень разработанности в литературе, методы исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЖАНРОВ В РОССИЙСКИХ СМИ…………………………………………………………….….6
1.1. Типология российских печатных СМИ в современной России..................6
1.2. Виды газетных жанров СМИ…………........................................................10
II. АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»……17
2.1. Характеристика «Новой газеты» ………………………………………….17
2.2.Репортаж в газете как способ формирования читательского внимания в «Новой газете»……………………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….................................................................................25

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_vypusku_gazety (1).docx

— 68.92 Кб (Скачать файл)

Несколько десятков лет назад полностью отсутствующие как тип, сейчас они обгоняют по тиражам большинство серьезных изданий.

 Формирование рыночных отношений  привело к образованию экономических  газет и журналов (продукция издательского дома «Экономическая газета», «Финансовая Россия»).

 В современной типологии  СМИ отличительную роль играет  жанр.  Именно от выбора жанра зависит, какой статус будет иметь издание: качественной или бульварной прессы.

Жанр - особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы.

Жанр - категория типологическая, т. е. обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Способ отражения действительности в каждом жанре свой и определяется, прежде всего, познавательными задачами, решаемыми публицистом.

Жанры делятся на 3 группы:

  1. Информационные
  2. Аналитические
  3. Художественно-публицистические

 

1.2 Виды газетных жанров  СМИ

В работе будет рассмотрена первая группа газетных жанров – информационная. Главной целью жанров, входящих в эту группу является оперативное донесение информации о наиболее важных событиях, явлениях окружающей действительности.

  Один из самых «древних», но не менее популярных жанров сегодня – это заметка. Это наиболее элементарный жанр донесения информации. Заметки получили широкое распространение в периодической печати, т.к. дают обширный материал для познания явлений действительности в движении.4

Заметка представляет собой форму информирования читателей о важном факте, событии общественной жизни. Характерная особенность этого жанра – сжатость.  Основное назначение – сообщить главное, существенное о факте, при этом не дает анализа событий, факта, характеристики действующих лиц, аргументов и т. д.

Одно из основных достоинств заметки – высокая оперативность, т.к. в ней сообщается о событиях, которое произошли недавно, либо о том, что произойдет в ближайшее время.

Этот жанр позволяет донести новость до читателя максимально быстро. Заметка должна ответить читателю на существенные вопросы: когда, где, что произошло, кто является «действующим лицом».

Существует несколько видов заметок:

- краткое сообщение в 10-20-30 строк, имеющее заголовок.

-  подборка

Она может быть тематической или нетематической.

- хроникальные сообщения

Это вид предельно краток, в нем нет подробностей. Хроника отвечает на вопросы, где, что произошло, иногда в ней точно указывается и момент свершения события.

Виды заметок можно определять и по характеру объекта познания.

 Заметки могут быть посвящены как человеку, так и событию. Также  этот жанр может быть различен и с точки зрения масштаба объекта.

Следующий, не менее популярный жанр – отчет. Это один из давно существующих газетно-журнальных жанров, который начал свое существование сразу же после возникновения печатных периодических изданий. Важнейшая задача отчета в периодической печати – сообщить читателям о событии, его ходе и развитии так, чтобы дать достаточно полное представление об общественно-политическом значении описываемого.

Отчет считается информационным жанром. Он содержит актуальные проблемы действительности, глубокий анализ проблемных ситуаций. заслуживающие пристального внимания рассуждения и предположения. Автор отчета выступает как информатор, он в информационно-констатирующем плане отражает события.

Иногда автор отчета занимает открыто активную позицию в оценке направления и хода коллективного мероприятия, критически осмысливает отдельные выступления, излагает свою собственную позицию.

Существует несколько видов отчета:

- прямой информационный отчет

 В нем точно воспроизводятся  события со всеми необходимыми  подробностями, в хроникальном порядке. В нем отсутствует авторский  комментарий.

- прямой отчет

В нем журналист не только сообщает о событии, но и комментирует и анализирует его. Автор в таком отчете начинает играть более активную роль. Это ведет к появлению аналитических элементов.

- аналитический отчет

Он получил широкое распространение в нашей печати. Точка зрения журналиста получает развернутое выражение. В нашей печати иногда используется видоизмененный аналитический отчет, внешне представляющий прямую стенографическую запись происходящего. Он подчеркивает достоверность сообщаемой информации. Автор подобного отчета высказывает свое мнение и вносит предложения.

- тематический отчет

 Его особенность – обращение внимания читателя на самое главное. Для этого автор группирует материал по темам.

Каждый из видов газетного отчета имеет право на существование. Но во многих газетах печатают преимущественно прямые информационные отчеты, не используя возможностей других видов этого жанра.

Еще один из популярных жанров – интервью.

Интервью – беседа журналиста с каким-либо лицом (или группой лиц), представляющая общественный интерес и предназначенная для опубликования или передачи по радио, телевидению.

Термин «интервью» имеет два основных значения: 1-метод получения, сбора любых сведений (в том числе и для газеты) посредством опроса, беседы, т. е. путем живого общения двух людей. 2- определяет жанр.

 Интервью широко используется в периодической печати.

Назначение интервью – правдиво сообщить о наиболее важных сведениях, со ссылкой на собеседника осветить какой-либо факт. При этом преследуют информационные, познавательные и воспитательные цели.

Такой материал является убедительным и достоверным, т.к. сообщается от авторитетного лица.

Интервью  - это эффективная форма донесения информации и убеждения. Оно имеет ряд достоинств, таких как: злободневность, политическая целеустремленность, деловитость и общественная значимость.

Интервью передается в форме диалога: вопросы репортера и ответы интервьюируемого лица.

Существуют официальные интервью. Они отражают точку зрения партии, правительства, государственной структуры и т.д. Широкое распространение получили информационные интервью. С такими интервью выступают руководители научных учреждений, директора заводов и др.

Существуют несколько видов интервью:

- интервью-монолог

Это сообщение или заявление определенного лица по вопросу, предложенному корреспондентом.

- интервью-сообщение

Оно отличается информационной направленностью.

- интервью-диалоге

В нем приводится полный текс беседы. В тексте воспроизводятся вопросы журналиста и полные ответы собеседника.

- интервью-зарисовка

В нем передается атмосфера разговора, его характер. Журналист может кратко комментировать факты или события, о которых идет речь.

- интервью-мнение

Это развернутый комментарий к факту, событию или проблеме.

Важнейшая цель интервью как жанра - информирование читателя обо всем новом и интересном.

Наиболее интересный для читателя жанр – репортаж. Его особенность - рассказать о событии глазами очевидца или участника. Предметом репортажа является событие, которое происходит на глазах у журналиста. Динамичность событий – важная особенность репортажа.

Не все события возможно осветить в жанре репортажа. Критерий оценки события – его общественная значимость. Репортаж – это прежде всего рассказ о новом, еще не известном читателю факте, или о незнакомой стороне, подробности уже известного события, рассказ о людях – участниках этого события. Иногда событием может стать встреча с интересным человеком. Если очерк – это «история характера» человека, то репортаж – это прежде всего «история события».

Еще одна из особенностей репортажа – его наглядность, использование образных средств отображения действительности, возможно использование деталей и подробностей.

 Роль автора в репортаже определят основные черты жанра. Этим достигается эффект присутствия. Репортер как бы заставляет читателя присутствовать на месте события, увидеть то, что видел журналист, «сопереживать». Это придает репортажу большую убедительность.

В репортаже не может быть вымысла, т.к. он может вызвать недоверие ко всему материалу.  Документальная точность придает жанру репортажа убедительность. Но эта особенность жанра репортажа создает дополнительные трудности для репортера.

Существует 2 вида репортажа. Они складывались по мере развития творческой практики:

- новостной репортаж

Это расширение новости, путем повествования с места события. Новостной репортаж рассказывает об отдельном, уникальном событии, и репортажные сцены касаются только этого события.

- политический репортаж

Журналист присутствует на месте события и детально фиксирует происходящее, но при этом вспоминает, что говорил этот политик в прошлый раз, насколько соответствует реальности то, что он говорит сейчас, высказывая тем самым свое отношение к происходящему.

- специальный репортаж

При его подготовке вначале журналист выявляет проблему, собирает факты и комментарии экспертов, а затем выезжает на место события и встречается с героями материала, чтобы выявить связанные с проблемой и "эмоционально заряженные" детали. Репортажная форма здесь выбирается из-за ее популярности у читателей и возможности представить проблему как на логическом, так и на эмоциональном уровне. Особенность специального репортажа – большой объем (до 200–600 строк) и наличие сразу нескольких событий и главных героев в одном тексте.

Важную роль играет повод для репортажа. Поводом для создания событийного репортажа служит общественно значимое событие. Такие репортажи отличаются особой оперативностью: их публикуют сразу же после свершения событий.

Не менее важной стороной репортажа, характеризующей его вид, является метод отображения действительности, используемый автором. Задача, стоящая перед репортером, и его метод отображения действительности обусловливают соотношение информационного и аналитического элементов в репортаже. Однако в последние годы все большее значение в репортаже получают элементы анализа.

Все газетные жанры служат для привлечения читательского внимания. Каждый из них имеет свою, неповторимую форму, в которой информация доносится до аудитории. Без использования различных жанров, материалы были бы не интересными для читателей. Ведь в наше время привлечение внимания аудитории является залогом успеха издания.

 

 

 

II. АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»

2.1 Характеристика «Новой  газеты»

Газета была создана группой журналистов, в которую входили Дмитрий Муратов, Павел Вощанов, Акрам Муртазаев, Дмитрий Сабов и др. Они ушли из «Комсомольской правды» и создали своё издание под названием «Новая ежедневная газета». М. С. Горбачёв  являлся давним партнёром издания, и ещё в 1993 году на часть от своей Нобелевской премии он купил 8 компьютеров для этой группы из 30 журналистов. 5

Первый номер газеты вышел 1 апреля 1993 года 100-тысячным тиражом.

Сергей Кожеуров стал первым главным редактором газеты, у которой впоследствии будет довольно тяжелая судьба уже в современной России. Громкие расследования, кавказская тема, исчезнувшая из всех основных российских СМИ, репутация самого оппозиционного СМИ в стране отличали газету на протяжении двух сроков Владимира Путина и вызывали диаметрально противоположные мнения о ней.

«Новая газета» стала выходить раз в неделю, а через несколько месяцев стала действительно ежедневной. После этого наступил трудный период – с февраля по август 1995-го – это время, когда газета в силу финансовых причин в Москве не выходила. Но какое-то время номера делались и даже печатались в Новосибирске и Ростове. В конце  августа 1995-го года газета вновь стала выходить как еженедельная.

С самого начала в газете проявилось направление, которое и сегодня является ее главным отличием от других – это расследования. Коррупционные схемы, вытаскивание их наружу, честность власти, порядочность бизнеса – это те вещи, которые были с самого начала в «Новой газете». Эти особенности  начали формироваться еще в «Комсомольской правде», но там это оказалось не сильно востребованным.

«Новая газета» – партийная газета, только их партия – это их читательская аудитория, а политбюро – журналистский коллектив.

В настоящее время главным редактором газеты является Д.А. Муратов. В состав его редакции входят: Юлия Латынина, Юрий Рост, Станислав Рассадин, Олег Хлебников, Леонид Никитинский, Зоя Ерошок, Павел Фельгенгауэр, Вячеслав Измайлов, Илья Кригер и Дмитрий Быков. «Новая газета» выходит три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам, форматом - A3.

До 2009 года газета выходила два раза в неделю: по понедельникам и четвергам. По пятницам практически до самого конца 2008 года выходило отдельное еженедельное цветное обозрение «Новая газета. Свободное пространство». Теперь это обозрение выходит в качестве приложения к пятничному выпуску «Новой газеты». В качестве вкладок-приложений выходят побочные проекты «Новой газеты». В том числе это следующие вкладки:

Информация о работе Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий