Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему «Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий на примере «Новой газеты» рассматриваются различные журналистские жанры, которые оказывают влияние на читательский интерес.
Работа посвящена проблеме привлечения внимания читательской аудитории к журналистским материалам.
Работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов и заключения.
Во введении определены цель и задачи исследования, раскрывается актуальность и значимость выбранной темы, формулируется объект и предмет, степень разработанности в литературе, методы исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЖАНРОВ В РОССИЙСКИХ СМИ…………………………………………………………….….6
1.1. Типология российских печатных СМИ в современной России..................6
1.2. Виды газетных жанров СМИ…………........................................................10
II. АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»……17
2.1. Характеристика «Новой газеты» ………………………………………….17
2.2.Репортаж в газете как способ формирования читательского внимания в «Новой газете»……………………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….................................................................................25

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_vypusku_gazety (1).docx

— 68.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 

Институт физической культуры, спорта и молодежной политики

 

Кафедра управления в сфере физической культуры и спорта

                                              

                                                                Оценка проекта: _______________

                                                                          Члены комиссии:

                                                  доцент, к.социол.н.,  Агинская Т.И.________________                      

                                                  ст. преподаватель Калюжная Е.Г._________________

                      

ЖАНР КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ

(НА ПРИМЕРЕ  «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»)

Курсовая работа 

по дисциплине «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Пояснительная записка

030602 ГРНТИ – УДК 070 (091) ПЗ

            

 

Руководитель          

Доцент, канд. социол. н._________________________ Т.И. Агинская                                                                                                       

Студент ФКЗ-220101 ____________________________А.В. Сирина

 

 

Екатеринбург 

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РЕФЕРАТ.....................................................................................................................3

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЖАНРОВ В РОССИЙСКИХ СМИ…………………………………………………………….….6

     1.1. Типология  российских печатных СМИ в  современной России..................6

     1.2. Виды газетных жанров СМИ…………........................................................10

II. АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»……17

     2.1. Характеристика «Новой газеты» ………………………………………….17

     2.2.Репортаж  в газете как способ формирования  читательского внимания в «Новой газете»……………………………………………………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….................................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

       В данной  курсовой работе на тему «Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий на примере «Новой газеты»  рассматриваются различные журналистские жанры, которые оказывают влияние на читательский интерес.

       Работа посвящена проблеме привлечения внимания читательской аудитории к журналистским материалам.

       Работа  состоит из введения, двух глав, 4 параграфов и заключения.                     

       Во введении  определены цель и задачи исследования, раскрывается актуальность и  значимость выбранной темы, формулируется  объект и предмет, степень разработанности  в литературе, методы исследования.

        Первая глава называется «Теоретические основы изучения газетных жанров в российских СМИ». В ней раскрываются теоретические аспекты темы на основе анализа литературы, таких авторов как: В.В. Ворошилов, А.А. Грабельников, А. Тертычный, С.М.Гуревич и другие.

        Вторая глава называется «Анализ журналистских материалов в Новой газете». В ней проводится анализ собранного фактического материала, полученные результаты.

        В  заключении  подведены итоги исследования, сформулированы выводы, к которым  пришел автор в результате  исследования.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жанры публикаций в газете – неотъемлемая часть издания. От их выбора и использования во многом зависит «лицо» и интерес читателей к периодическому изданию. Их важнейшая функция – привлечение внимания читателя и поддержание интереса аудитории к изданию. Жанры помогают разнообразить наполнение газеты, формируют конкурентное преимущество данного издания и служат для привлечения и расширения читательской аудитории. Умение журналистов газеты использовать различные жанры, часто определяет решение читателя – прочитать те или иные публикации, или отложить номер в сторону.

 Газетная практика  предоставляет различные примеры того, как в результате неудачного выбора жанра резко снижается информационное воздействие на читателей данного печатного издания: информацию или новость, написанную не подходящим жанром, чаще всего не замечают. И наоборот, если  новость написана в интересном, подходящем к событию жанре, привлекает читателя своим содержанием и формой и побуждает к чтению.

Актуальность исследования обусловливается тем, что в современном мире у людей все меньше и меньше времени читать газеты и успех номера начинает зависеть от мастерства и умения журналистов использовать различные жанры написания текстов. В противном случае, номер может быть не востребован у аудитории и не иметь прибыли.

 Целью данной курсовой работы является выявить особенности подачи жанра репортажа как способа организации читательского внимания и читательских ожиданий. 

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить типологические особенности современных российских печатных изданий.
  2. Рассмотреть газетные жанры как способ организации читательского внимания и читательских ожиданий.
  3. Дать характеристику «Новой газеты» как типа печатного издания.
  4. Проанализировать особенности подачи репортажей в «Новой газете».

Предметом данного исследования жанровые особенности репортажа в «Новой газете»

 Объектом исследования является печатное издание «Новая газета»

В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследований: теоретического анализа, сравнительного анализа, обобщения.

Степень разработанности темы. Теоретическую основу данного исследования составляют труды следующих авторов: В.В. Ворошилов, А.А. Грабельников, А. Тертычный, С.М.Гуревич и другие.

Структура исследования. Работа состоит из введения (изложение проблемы, определение цели и задач), основной части, включающей две главы; заключения с подведением итогов работы, библиографии и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЖАНРОВ В РОССИЙСКИХ СМИ

1.1 Типология российских  печатных СМИ в современной  России

Типология дает объяснение о том, какое место издания или программы занимают в системе средств массовой информации (СМИ), способствует их взаимодействию. Также помогает развитию здоровой конкуренции, и показывает место конкретного СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства.

Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими и экономическими структурами, а также с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями.1

Существует два определения типологии СМИ:

1. Научный метод изучения  печати, телевидения и радиовещания  посредством разделения их на  группы с помощью обобщенных  моделей или типов.

2. Результат типологического  описания и сопоставления средств  массовой информации.

В настоящее время все СМИ можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые.

В работе, из этих трех групп, будут рассмотрены только печатные СМИ. Не смотря на то, что ряд исследователей говорят об окончании периода популярности печатных СМИ, на сегодняшний день это не так. Печатные СМИ продолжают радовать свою аудиторию. На это есть ряд причин:

- быстрое ознакомление со всеми материалами, входящими в номер;

- возможность отложить или возобновить  чтение;

- восприятие информации в индивидуальном темпе;

Но существуют у печатных СМИ и свои недостатки:

- недостаточная оперативность;

- нет непосредственной интерактивности;

- высокая цена.

Классифицировать печатные СМИ  возможно по различным параметрам.

В теории прессы типология СМИ существовала в нескольких видах.

Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко:

- по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);

-  по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

- по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

- по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);

- по содержательному наполнению (качественная и массовая).2

По мнению Л. М. Майданова «наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные».

«Универсальные печатные издания реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности – реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами "газеты для всех" традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение "бесплатная пресса" активно использует преимущества универсального издания».3

Специализированные издания могут иметь модели:

- «для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы – «Спорт-Экспресс», «Финансовая Россия»);

- «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).

Помимо этого Л. М. Майданова выделяет «издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: «обо всем для единомышленников» (партийные газеты – «Советская Россия» и др.)»

Особое место в типологической структуре современной российской прессы принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства. Они играют большую роль в организации широкого информационного обмена между регионами огромной страны.

Общероссийские газетные издания квалифицируются по всем типологическим признакам. Но главным признаком для этой группы, становится территория распространения. Издания «общероссийской газеты» предполагает ее распространение на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов.

К лидерам общероссийского рынка относятся  универсальные издания, такие как: «Аргументы и Факты», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», у которых есть общие черты. У них советское происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами, информационная политика строится на принципах независимости. Особенности этих изданий:

- стремление быть доступной каждому,

- без четкой политической позиции,

- перенасыщение прикладными материалами,

- использование широко известных  героев,

- простота и комфортность для  повседневного обывателя

 В конце 20 – начале 21 века  в периодической печати произошли  значительные изменения:

- бум рекламной прессы.

Каждая новая газета издавалась огромными тиражами. Рост количества рекламных изданий негативно отражается на прочей прессе.

- повышение интереса к местной прессе.

Это происходит по ряду причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.

- бульварные издания заняли  свое место на газетном рынке.

Информация о работе Жанр как способ формирования читательского внимания и читательских ожиданий