Зарубежные СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

1. Основные тенденции развития современных зарубежных СМИ.
2. Транснациональные корпорации на рубеже ХХ – ХХI вв.: общая характеристика.
3. Система и типология современных зарубежных СМИ.
4. «Четыре теории прессы» и их современная трансформация в зарубежной коммуникативистике.
5. Концепция постиндустриального общества в трактовке Д.Белла и О.Тоффлера.

Файлы: 1 файл

Otvety_1-15.docx

— 129.19 Кб (Скачать файл)

Причин выживания традиционной прессы в высокотехнологичной медиасреде много. Первое, на чем базируется все еще прочное экономическое положение прессы, это привычка читателей. Еще в 1985 г. Р. Мердок отмечал: «Повсюду газеты находятся в жесткой конкуренции с электронными СМИ, во многих странах они сталкиваются с потерей читателей. Важнейшее преимущество, которым все еще располагают газеты, – это фактор привычки»[5].

Необходимость считаться  с популярностью аудиовизуальных  СМИ и новых медиа у аудитории и рекламодателей заставляет газетные компании переоценивать свои достоинства и недостатки, изобретать оригинальные способы преодоления прежних проблем. Используя более чем трехсотлетний опыт своей истории и конкуренции с постоянно возникавшими новыми СМИ, газеты демонстрируют умение соответствовать духу времени и меняющимся запросам читательской аудитории.

К важнейшим изменениям газетного  рынка в последние два десятилетия  относятся таблоидизация, быстрое завоевание крупных городов Европы бесплатными газетами, становление традиции неежедневного чтения.

Таблоидизация. Развитие газетного рынка последних лет показывает, что в условиях растущей фрагментации аудитории, вызываемой развитием кабельного и спутникового ТВ, видео, Интернета, рекламодатели пересматривают возможности газет как носителей рекламы. Несмотря на то, что газеты уступают коммерческим телеканалам по широте охвата аудитории, они не рассматриваются рекламодателями, как канал доступа к сегментированной аудитории. Для них в этом качестве выступают скорее радио, журналы, кабельные сети. Газеты же возвращают себе статус СМИ, предоставляющего доступ к несегментированной аудитории, ограниченной рамками географических рынков. Конечно, известны и случаи, когда газеты предоставляют рекламодателям доступ к сегментам аудитории. Это специальные зональные вкладыши с рекламой местных магазинов или тематические подборки классифицированных объявлений, но все-таки эти примеры имеют вспомогательное значение и только подтверждают общее правило.

Классическим примером организации  доступа к массовой аудитории, хотя и ограниченной рамками определенных социальных групп, традиционно выступали  таблоиды – газеты формата A3. Таблоиды выделяются в специфическую группу газетного рынка не только на основании  общего формата. История печати Великобритании, США, Германии, Франции свидетельствует, что рекламодатели, стремясь получить выход на массового потребителя, стали той неявной, но влиятельной  силой, которая заставила газеты изменить тематику и жанровые особенности, модифицировать стиль оформления. Издания, добившиеся больших тиражей, ввели  в газетную практику новый стандарт: качество их материалов стало оцениваться прежде всего через понятие «реализуемости» тиража. Термин «таблоид» стал синонимом неаналитических газет, уделяющих повышенное внимание спорту, развлечениям, скандальным материалам о жизни знаменитостей. Таблоидные издания отдают предпочтение коротким новостям сенсационного характера, большим фотографиям и крупным заголовкам. Исследователи часто объясняют существование таблоидов низкими вкусами читателей, их нежеланием читать серьезные новости и аналитику.

Конечно, отчасти это верно, однако высокие тиражи и легкий стиль  таблоидов имеют экономическую  основу. Еще в начале 1980-х годов  американский исследователь Б. Багдикян в весьма доходчивой форме изложил экономические причины, которые сегодня характеризуют одну из наиболее заметных тенденций развития газетного рынка – растущую таблоидизацию.

«Подлинная причина уклонения  издателей от публикации серьезных  новостей заключается в том, что  они обходятся намного дороже, чем очерки. Подробная и всесторонняя информация требует опытных репортеров, которые посвящают значительное время каждому материалу, особенно местного характера. Репортерам местных  газет нужно платить жалованье, предоставлять дополнительные выплаты, пенсию, оплачиваемые отпуска и т.п., да еще и терпеть профсоюзы, в которые они часто объединяются. Легковесные же очерки привлекают рекламодателей и обходятся недорого; их можно приобрести у синдиката по почте или телеграфу с помощью дешевого аппарата, который не требует дополнительных выплат и не претендует на создание профсоюза. Можно издавать посредственную газету при большом штате, но невозможно иметь хорошую газету при крайне малочисленном штате»[6].

На протяжении XX в. в медиасистемах информационно богатых стран Европы таблоидные издания занимали значительное, но далеко не доминирующее место. Социальная структура общества, существование общественного вещания способствовали тому, что таблоиды, несмотря на свои высокие тиражи и популярность среди определенных групп читателей, воспринимались скорее как издания «второго сорта». Показательна характеристика профессионального уровня этих газет, данная исследователем Гарвардского университета М. Калбом. По его мнению, таблоиды представляют стиль журналистики, в котором «в упадке серьезные новости и на подъеме секс, скандал и инфотейнмент»[7].

Интегрированное понятие  «инфотейнмент» (от англ, information – информация и entertainment – развлечение) выступает характерной чертой и таблоидного стиля, и всего процесса таблоидизации. Несомненно, важнейшим медиаканалом, который способствовал становлению и развитию инфотейнмента, было коммерческое телевидение. Однако и таблоиды внесли свою лепту в его формирование: «облегчая» социально-политическую информацию и делая ее более популярной, они превращали новости в развлечение.

Сегодняшние дискуссии о  кризисе аналитической журналистики не в последней степени основаны на проникновении инфотейнмента в стиль многих газет, традиционно не входивших в данную группу. Этот процесс, привлекающий в последние годы значительный интерес исследователей, получил название таблоидизации в англо-американских исследованиях (или бульваризации в немецких). Таким образом, термин, указывавший поначалу только на формат газеты, стал нарицательным, обозначая сегодня еще и определенный тип содержания, проникающий в издания разных форматов и типов.

В современных медиаисследованиях таблоидизация рассматривается как общий для газет процесс снижения качества содержания, уменьшения разнообразия тем и изменения соотношения текста и иллюстраций в пользу последних. Так, недавние данные британских исследователей показывают, что материалы на темы о преступности, «человеческого интереса» и развлечений образуют самые большие тематические группы не только в таблоидах, но и в газетах широкого формата (А2), традиционно определяемых как качественные, а также в новостных программах ТВ Великобритании. Другие проявления таблоидизации, отмеченные исследователями, – это сокращение материалов о международной жизни, о внутренней политике и работе парламента, а также увеличение числа фотографий и сокращение объема текстов.

Современные исследователи, определяя понятие «таблоидизация», выделяют следующие важнейшие индикаторы процесса:

O сужение спектра освещаемой  действительности, перенесение «повестки  дня», формируемой таблоидами, в  качественные издания;

O упрощение текстовых  форм подачи материала, усиление  иллюстративности;

O фамильярность и провокационность  в обращении к аудитории;

O монополизация рыночных  структур.

Очевидно, что не во всех странах процесс таблоидизации на газетном рынке принимает одинаковые формы. Великобритания, к примеру, дает прекрасную иллюстрацию двусторонности этого процесса. С одной стороны, прежде качественные газеты типа Times и Daily Telegraph в стремлении расширить читательскую аудиторию меняют свою информационную политику, облегчая серьезные новости, предлагая больше материалов развлекательных и на темы человеческого интереса. С другой – традиционные таблоиды типа Daily Mail, Daily Mirror совершенствуют качество содержания, пытаясь привлечь более образованных и, главное, состоятельных читателей.

Показательно, что с экономической  точки зрения вторая сторона таблоидизации абсолютно обоснованна. Изменения в содержании происходят не за счет усиления аналитичности материалов, что требует увеличения материальных затрат (более профессиональные авторы, опора на большее количество источников, более длительный процесс работы над материалом), а за счет превышения числа «легких» материалов над материалами на «серьезные» (бизнес, предпринимательство, социальная политика) темы или на темы, связанные с ежедневной жизнью читателей (экология, здоровый образ жизни, питание, мода, телевидение). Используя прежние ресурсы, таблоиды пытаются развивать содержание для новых социальных групп. А это в свою очередь привлекает к ним новых рекламодателей – банки, страховые и инвестиционные фонды, туристические фирмы.

В странах Северной Европы таблоидизация идет «снизу»: массовые таблоиды, имея максимальные тиражи и характерный стиль оформления, стремятся к повышению качества содержания. Так возникает квалоид – особый тип массовой вечерней газеты, сочетающей стиль таблоидов с освещением широкой панорамы мировых событий, анализ серьезных вопросов внешней и внутренней политики с простым и доходчивым языком изложения. Как считает профессор К. Норденстренг (Финляндия), квалоиды входят в набор обязательного чтения даже любого интеллектуала на Севере Европы.

Бесплатные газеты. Когда  в 1995 году в Стокгольме вышел первый номер бесплатной информационной газеты «Метро», распространявшейся в общественном транспорте шведской столицы, мало кто  мог предположить, что менее чем  за 10 лет почти каждый крупный  город Европы обзаведется подобным изданием.

Существование бесплатной рекламной  прессы – не новый феномен. Ее широкое  распространение, как правило, приходится на времена экономического подъема. Особое распространение бесплатные рекламные издания получили в  городах, где они сумели к чисто  рекламным материалам добавить объявления о наиболее популярных городских  развлечениях. В США такие издания  получили названия «шопперов» (shoppers), поскольку были тесно связаны с рекламой крупных супермаркетов. В странах Европы бесплатные газеты сумели сочетать свое «рекламное» происхождение с информационным обслуживанием небольших городов.

Бесплатная пресса «открыла»  важный экономический закон, оказавшийся  впоследствии весьма полезным. Выяснилось, что лучше всего рекламные  газеты распространяются в крупных  торговых центрах, в метро и на крупных узлах городского транспорта. Благодаря рекламным газетам  «бутылочное горлышко» газетного  бизнеса – распространение –  стало выглядеть как почти  решаемая проблема. Отказ от доставки их на дом сделало рекламные городские  газеты довольно прибыльными мероприятиями, естественно, при условии стабильного  рекламного рынка.

Очевидно, что успех рекламной  прессы и подтолкнул небольшую команду  стокгольмских журналистов к  идее создания ежедневной газеты –  бесплатной, финансируемой за счет рекламы и распространяемой в  крупных транспортных узлах. Единственным, но принципиальным ее отличием от рекламных  прототипов, существовавших ранее, стало  содержание. Стокгольмская «Метро»  стала первой информационной бесплатной газетой, распространяемой на городском  транспорте. По признанию первого  редактора газеты, идея заключалась  в том, чтобы захватить жителя большого города там, где он часто  находится, – в метро. Инициативу журналистов поддержал крупный шведский медиапредприниматель Я. Стэнбек.

«Метро», издающаяся в таблоидном формате, предложила читателям злободневные новости национального информационного агентства ТТ, отобранные и по-своему «упакованные» журналистами. Тематика газеты оказалась универсальной, она рассказывает обо всем – от текущих событий внутренней политики до проблем культуры, экологии, развлечений. Хотя таблоидный формат, как уже отмечалось выше, и предполагает определенную долю «облегченности» содержания, таблоид «Метро» по существу оказался ближе к ежедневной информационной, чем развлекательной газете.

Важнейшим плюсом данного  типа издания стало его четкое представление о своей целевой  аудитории. «Вычислить» социальные и демографические характеристики тех, кто ежедневно ездит на муниципальном  городском транспорте, оказалось  несложно. Небогатые, работающие, образованные или получающие образование читатели, интересующиеся общей политикой  и культурной жизнью своего города, – таков в общих чертах портрет  читательской аудитории «Метро». Под  нее и была получена реклама –  услуги мобильной связи и городских  ресторанов, видеокассеты и компакт-диски, услуги туристических фирм и агентств по аренде жилья. Ключом к экономическому успеху газеты стала оптимизация  расходов по распространению. В бизнес-схеме «Метро» расходы на распространение, одно из «узких мест» газетной индустрии, значительно сократились: газета не потребовала серьезных расходов на доставку, поскольку принципиальным новшеством стала раскладка ее тиража в простых железных корзинах на крупных транспортных узлах.

Успех стокгольмской «Метро» превзошел все ожидания. Газета окупилась не через пять лет, как планировалось ее создателями, а через полтора года. Компания, издающая газету, начала аналогичные проекты в других городах Швеции, Финляндии, перенесла интересное начинание в Европу и Америку. К концу 2001 года газеты «Метро» с одинаковым логотипом, но разными содержанием и рекламой, отражающими события своих городов, издавались в 15 странах и 20 городах.

Неежедневное чтение. Современная тенденция неежедневного чтения газет иллюстрируется стабильностью воскресного газетного рынка в Великобритании и США, возникновением воскресных газет на тех рынках, где их прежде не существовало (Норвегия). Другим проявлением данного процесса являются достаточно прочные позиции еженедельных изданий, перекидывающих своеобразный мостик от газетной индустрии к журнальной.

Очевидно, что эти тенденции  определяются ценовыми особенностями  газетной индустрии, поскольку позволяют  оптимизировать расходы на распространение, а также новыми подходами рекламодателей к прессе. Как уже отмечалось, в условиях растущей фрагментации аудитории телевидения рекламодатели снова начинают воспринимать газеты как доступ к относительно гомогенной массовой аудитории, хотя бы и на местном или региональном уровне. В этих условиях воскресные и еженедельные газеты, которые не теряют актуальности после 24 часов жизни и читаются всей семьей, становятся весьма привлекательным носителем рекламы. Для читателей же, живущих в условиях информационной перегрузки, «универсальный пакет» содержания такой газеты оказывается все более привлекательным.

Информация о работе Зарубежные СМИ