Зарубежные СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

1. Основные тенденции развития современных зарубежных СМИ.
2. Транснациональные корпорации на рубеже ХХ – ХХI вв.: общая характеристика.
3. Система и типология современных зарубежных СМИ.
4. «Четыре теории прессы» и их современная трансформация в зарубежной коммуникативистике.
5. Концепция постиндустриального общества в трактовке Д.Белла и О.Тоффлера.

Файлы: 1 файл

Otvety_1-15.docx

— 129.19 Кб (Скачать файл)

Анализ экономического состояния  газетной периодики в любой стране мира выявляет хотя и неявную, но существующую связь между состоянием валового национального продукта и популярностью  прессы. Эта связь подчеркивает зависимость  положения прессы от состояния рекламного рынка, что характерно для всех СМИ. Более специфическим аспектом взаимоотношений  между ВНП и газетной индустрией является доля доходов от реализации в общей структуре прибыли  газет. В тех странах, где уровень  доходов на душу населения наиболее высок (Скандинавия, Германия, Великобритания, Франция, США, Япония), люди могут позволить  себе тратить деньги на покупку прессы. В результате доходы от реализации тиража в этих странах достигают  весьма существенных сумм, колеблясь  в пределах 25–35% общих доходов.

Национальные газетные рынки  развитых стран обладают рядом специфических  особенностей, однако на современном  этапе возможно выделить и несколько общих характеристик, встречающихся одновременно в пределах регионов. Так, в Западной Европе различие проходит по общей разделительной линии «север – юг», которая разделяет более богатые и более бедные государства внутри развитой части Европы. Соответственно условный «север» Европы (Скандинавия, Великобритания, Германия, Нидерланды) отличается более высоким уровнем потребления газет, развитой культурой печатных СМИ, повышенным вниманием к социальной роли телерадиовещания. В южной части Европы (отчасти Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция) интерес к визуальным СМИ выше, а традиция чтения – несколько слабее, чем на «севере».

Некоторые эксперты объясняют  это различие географическими факторами: суровый климат и короткие зимние дни вынуждали людей северных регионов Европы оставаться дома, поэтому  традиция к домашнему чтению сформировалась здесь значительно раньше. Южные  европейцы привыкли проводить свободное  время вне дома, в открытых кафе и ресторанах, общаясь друг с другом. Поэтому и домашнее чтение в их жизни занимало меньший объем  времени. Другой подход, объясняющий  различие медиапривычек западноевропейцев, связан с религиозным фактором. Для протестантской религии, доминирующей в государствах северной части Европы, чтение Библии является важнейшим навыком, необходимым верующему человеку. Для католиков – основного населения южной части Европы – религия связана с фигурой священника, выступающего своего рода посредником между человеком и Богом. Прослушивание проповеди в храме – это необходимый элемент католичества, значительно менее важный в протестантстве.

Формы проведения досуга в  определенной степени объясняют  и другие проявления привычки к чтению, на первый взгляд, даже курьезные. Так, в южном регионе Европы существует устойчивая традиция завтрака вне дома. Часто французы, итальянцы, испанцы  выпивают кофе, заедая круассаном и джемом, в небольших кафе, где на крошечном столике невозможно даже разместить утреннюю газету. В северном же регионе, где ранние завтраки на домашней кухне предполагают больше времени и даже места на столе, за многие годы сформировалась традиция чтения утренних газет за завтраком. В современном маркетинге такого рода явления формируют важную часть потребительского поведения, называемую стилем жизни. Влияние их на выбор потребителей в условиях увеличения изобилия товаров и повышения их качества с годами только возрастает, поэтому многие СМИ, изучая возможности сохранения своих старых ниш и завоевания новых, с большим вниманием изучают такого рода потребительские мотивации.

Итак, культурные и исторические различия между западноевропейскими  нациями наряду с экономическими отличиями оказывают сегодня  существенное воздействие на структуру  газетных индустрий в Европе.

Во-первых, в развитых странах  северного региона Европы значительную часть общенационального тиража аккумулируют столицы с пригородами. Так, в Великобритании на долю лондонских газет приходится 74% тиража ежедневных газет при столичном населении, составляющем только 21% от общего показателя. Аналогичная ситуация характерна для  Швеции, Норвегии, Финляндии, Нидерландов, Бельгии.

Во-вторых, наличие устойчивой привычки к чтению частично объясняет  создание эффективной системы доставки прессы читателям на дом (табл. 12).

Данная статистика подтверждает, что в целом страны, имеющие  эффективные системы доставки прессы на дом, характеризуются более высоким  уровнем потребления прессы. И  хотя таблица не позволяет говорить о прямой зависимости уровня развития газетного рынка от преобладающей  формы распространения, очевидно, что  популярность прессы в северном регионе  Европы частично объясняется иной системой доставки. Однако экономическое обеспечение  такой системы существенно дороже, следовательно, цена доставки прессы на дом должна быть компенсирована, что  ведет к появлению дополнительных механизмов внутри газетных компаний. В странах Скандинавии и Финляндии  государственные субсидии прессе частично компенсируют средства, которые газетные компании тратят на систему доставки.

Вторая половина XX в. поставила перед газетной индустрией развитых стран много экономических проблем, связанных с оттоком рекламы в электронные СМИ, а также снижением читательского интереса к печатной прессе. В этих условиях традиционные представления западных демократий о роли прессы в практической реализации плюрализма и многообразия взглядов и идей оказались в прямой конфронтации с реалиями рыночной экономики.

В 1960-х годах многие страны создали специальные комиссии для  изучения структуры и объемов  национальных газетных рынков. Выводы оказались неутешительными: XX в. практически везде мог быть охарактеризован массовым закрытием газетных компаний, что заставило медиаэкономистов назвать его вторую половину временем «высокой газетной смертности». Так, в США число ежедневных газет сократилось с 2042 в 1920 г. до 1749, причем главной тенденцией внутри этого явления стало резкое уменьшение числа городов, в которых издавались конкурирующие издания. Во Франции число общенациональных газет сократилось с 60 в 1914 г. до 14 в 1966 г. В этот же период количество региональных изданий уменьшилось на 151 газету (с 242 до 91). В Дании, типичной с точки зрения данной тенденции северной стране, число ежедневных газет в период с конца 1940-х до начала 1960-х годов сократилось с 130 до 48, в Нидерландах в этот же период уменьшилось число газет на 21 издание (со 124 до 103).

Как видим, тенденция носила универсальный характер, что заставило  медиаэкспертов и законодателей во многих странах проанализировать негативные изменения и оценить степень необходимости государственного вмешательства. В результате в разных странах были созданы системы прямых и/или непрямых дотаций, которые позволили государственным органам до некоторой степени замедлить процесс газетной смертности. Обобщая опыт США и развитых стран Западной Европы, можно выделить следующие основные формы государственного вмешательства в газетный бизнес (табл. 13).

   
   

Важная закономерность, объединяющая различные типы государственных  дотаций, связана с тем, что они  направляются главным образом на снижение переменных, а не постоянных издержек. Однако именно постоянные издержки в газетном бизнесе представляют ту часть газетного производства, из которой проистекает большая  часть экономических проблем.

Последствия государственных  дотаций для экономики прессы в тех странах, где они существуют, оцениваются неоднозначно. Специальные  комитеты в странах Северной Европы постоянно занимаются мониторингом финансового положения дотируемых газет. Известно, что в условиях сокращения объема газетной рекламы на региональных рынках для многих небольших газет  субсидии стали средством выживания. Однако одни только субсидии недостаточны для успешного ведения бизнеса. Медиаэкономисты соглашаются с тем, что предоставление газетным компаниям дополнительных средств или снижение затрат на производство не освобождает их от обязанности действовать эффективно в условиях рынка, производить качественное содержание.

 

12. Печатные СМИ западных стран в условиях экономического кризиса.

13. Особенности влияния процесса конвергенции на газетную периодику (на примере США или одной из стран Западной Европы).

14. Эволюция рыночной стратегии радиовещания в западных странах.

Прорыв в качестве нового СМИ радио совершило к концу 1930-х годов, когда радиоприемники прочно вошли в быт жителей  США и развитых стран Западной Европы, где становление радио  шло практически одинаковым путем. Например, медиасистема Великобритании 1930–1940-х годов характеризовалась стремительным проникновением радио в дома британцев. Как отмечают британские исследователи, в 1930-х годах «радио стало центральным компонентом британской культуры», а к началу 1940-х оно превратилось в важнейшее информационное СМИ страны. В большинстве стран Западной Европы первые радиостанции возникли как коммерческие предприятия, однако уже в 1930-е годы многие европейские государства, осознав особые возможности радиовещания и столкнувшись с проблемами ограниченности частот вещания, начали создание общественных радиокорпораций. Таким образом, национальные рынки радиовещания в США и странах Западной Европы в своем развитии следовали различными путями, хотя в настоящее время они начинают существенно сближаться. Главным различием, как и в сфере телевидения, оставалось преобладание в разных регионах различных моделей развития – коммерческого радио в США и общественного радиовещания в Западной Европе.

В развитии рыночной стратегии  радиовещания в США отчетливо  выделяются два этапа. Первый, приходящийся на 1920–1950-е годы, характеризуется  становлением экономических основ  радиоиндустрии, предполагавших создание массовой аудитории и прямое извлечение прибыли из продажи эфира под рекламу. В этот период развитие коммерческого радио в США пошло по пути создания общенациональных сетей, предлагавших широкой аудитории и развлекательные, и информационные программы. Эффект масштаба производства в радиоиндустрии достигался теми же способами, как при организации телесетей (см. раздел 4). Жанры радиовещания, пользовавшиеся особой популярностью до и после Второй мировой войны, напоминали основные типы программ современного коммерческого ТВ: сериалы, разнообразные шоу, комедии, музыкальные передачи. Показательно, что на рубеже 1940–1950-х годов в телеиндустрию США пришли те же самые сети, которые были пионерами радиовещания – CBS, NBS, ABC. Развитие радио и ТВ шло сразу в двух ключевых сферах – программной политики и создания организационных структур. Господствовавшее в общенациональном масштабе 1930–1940-х годов радио воспринимало телевидение просто как иную форму радио – своего рода «радио с картинками». И только в 1953 г., когда рекламные поступления на радио впервые начали снижаться, радиовещание осознало реальную угрозу со стороны нового конкурента. Именно в начале 1950-х заканчивается первый этап в развитии рыночной стратегии коммерческого радио США. Разделительной для двух этапов вехой стало резкое сокращение объема общенациональной рекламы, перекочевавшей на ТВ.

Второй этап в развитии коммерческого радиовещания США  начался в 1950-х годах и продолжается до настоящего времени. Его главной  чертой явилось превращение радио  в нишевое СМИ, действующее прежде всего на рынке местной рекламы. Эволюция телеиндустрии оказалась фатальной для «старой» экономики радиовещания не только потому, что общенациональная реклама постепенно перешла на сетевые телеканалы. Драматическими оказались и последствия для программной стратегии радиовещания: большая часть жанров, созданных радиосетями, а вместе с ними исполнителей – звезд и талантливых создателей программ – перешла в телеиндустрию. Радиостанции были вынуждены искать новые концепции программной политики, и их главными находками стали сокращение времени разговорных программ и широкое использование музыкальных фонотек.

По мере сокращения влияния  радио в общенациональном масштабе США затраты на программную политику радиостанций сократились. Чтобы достичь  уровня прибыльности и поддерживать финансово здоровую форму, радиостанции начали заполнять эфир короткими  новостями, спортивными программами, передачами с ярко выраженным местным  фокусом, которые закрепляли местную  идентичность.

К 1960-м годам записанная музыка стала основой радиопрограммирования, поскольку она была недорогим, широко распространенным и универсально доступным типом содержания и адресовалась молодежной аудитории, ставшей основной целевой аудиторией радио (благодаря послевоенному буму рождаемости). Новая жизнь местного форматного радио в США была напрямую связана с ростом популярности рок-н-ролла, музыки Э. Пресли и других звезд популярной музыки. Основой радиопрограммирования по-прежнему оставались недорогие программы радио, однако совершенствование технологий распространения радиосигнала и изучение потребностей целевых групп показали, что для разных форматов радиовещания требовались различные типы программ. Радиосиндикаты начинают производить программы более длительных форматов, которые они распространяют на кассетах или дисках. В 1980-е годы даже национальные радиосети вновь обращаются к производству развлекательных радиопрограмм больших форматов. Однако все это стало только дополнительными штрихами к общей схеме эволюции рыночной стратегии радиовещания, а именно к переходу радио на форматный принцип программирования с опорой на местную рекламу.

В странах Западной Европы, напротив, радиовещание сразу было поставлено под контроль государства  и общества, и именно это обусловило его национальный характер. В 1950–1990-х  годах наступает второй этап в  развитии радиовещания, связанный с  появлением телевидения. В условиях как коммерческой, так и общественной модели вещания радио претерпевает значительные изменения. В коммерческой модели они приводят к безусловной  локализации характера радио  как СМИ, в общественной модели –  к усилению его культурного потенциала, к его дальнейшей децентрализации  и локализации содержания.

Экономика современной радиоиндустрии формируется факторами технической и юридической природы. Но прежде чем мы перейдем к их рассмотрению, необходимо повторить, что в радиовещании, как и в телеиндустрии, существует четкое различие между станциями-вещателями, формирующими свои программные стратегии с использованием закупленного и собственного содержания, и производителями содержательного продукта для радиостанций. В число последних входят не только радиосиндикаты – компании, производящие программы различных жанров для радиостанций, но и многочисленные студии звукозаписи, которые поставляют музыку разнообразных форматов и для радиоиндустрии, и для широкой публики.

Технология распространения  радиосигнала. Вне зависимости от модели организации радиовещания на современную экономику радиоиндустрии существенное влияние оказывают способы распространения сигнала. До начала 1980-х годов радио преимущественно распространялось эфирными волнами, по проводам (кабельное радио) или телефонным линиям. Более современный способ – спутниковый, широко используемый во многих странах, позволяет удешевить распространение радиопрограмм внутри сетей. Спутники также способны распространять цифровые сигналы, что резко увеличивает количество и улучшает качество передаваемых аудиосигналов. Использование спутников в радиоиндустрии ведет к значительному сокращению затрат, что понижает входные барьеры на рынок радио, где наибольшую стоимость традиционно формировала стоимость наземных ретрансляционных линий. В результате прогресс технологий привел к появлению многочисленных новых радиостанций. Использование спутников для распространения радиосигнала позволило также преодолеть две основные проблемы распространения – ограниченность программного рынка и низкое качество сигнала. Сегодня радиостанции могут с легкостью компоновать в едином технологическом формате программы местного производства с программами, приобретенными у внешних производителей, хотя в США, например, до 1980-х годов существовала большая пропасть между программами сетей и радиосиндикатов. Это происходило потому, что радиосети распространяли свои программы, обязательные для ретрансляции аффилиированными станциями, эфирным способом. Приобретенные же у радиосиндикатов программы передавались радиостанциям на независимых носителях (пленки, компакт-диски) и выходили в эфир в зависимости от желания станций. Такая практика усиливала доминирование радиосетей в сфере программного производства. 1980-е годы изменили ситуацию: число источников программ для местных станций выросло благодаря тому, что спутники обеспечили радиосиндикатам одновременный и недорогой доступ к аудитории.

Информация о работе Зарубежные СМИ