Средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:20, лекция

Описание работы

Чувство долга, ответственность.
Работа журналиста, в отличие от других профессий, связана с обязательным ритмом, который задают выпуски теле и радио программ, периодичность выхода издания. Нормальная работа журналиста: жёсткий без сбоев график, при котором он знает что именно, в каком объёме и с какой периодичностью должен делать.

Файлы: 1 файл

SMI.docx

— 100.35 Кб (Скачать файл)

Хорошим тоном считается, прежде чем браться за материал изучить  в подробностях, что уже писали на эту тему, чего достигли коллеги. Это, с одной стороны, помогает быстрее сориентироваться, чем с нулевой точки, а с другой, избежать явных повторений и банальностей. Особой информационной зоной для журналиста является редакционный архив, в котором хранятся не только опубликованные статьи, но и рабочие материалы к ним, те, что не вошли в публикацию именно эти сведения являются особенно ценными, поскольку в новых условиях то что раннее казалось незначительным или не стоящим внимания приобретает особый смысл. Качество и объём редакционного архива – это залог успешных поисков очень важных, а порой неоценимых сведений.

Информационные агентства и интернет - СМИ.

В Российской информационной среде действует множество профессиональных организаций ( ИНТЕР-ФАКС, ИТАР - ТАСС и др.) Подписка на информационный продукт, который они поставляют на рынок, обеспечивает практически полный спектр информации необходимой для нормальной деятельности СМИ, способной не только сориентировать во внутренних и международных событиях, но и точно направить усилия журналистов по конкретным темам и адресам.

Пресс - служба и служба связи с общественностью.

Многие общественные государственные  и коммерческие организации имеют  эффективно работающие пресс службы и службы, с которыми полезно поддерживать систематические деловые контакты. Обширнейшие материал пресс релизов, пресс китов, коммюнике и других полезных документов о деятельности этих организаций очень часто  является тем источником информации, который даёт новые темы или подсказывает направление поиска новостей. Если круг общение с пресс службами особенно организаций по виду деятельности связанных с событиями налажен  хорошо, то информация об их деятельности не требует какого - то особого поиска. Она стекается естественным путём, постоянно и в не малом количестве. Проблема заключается не в поиске информации, а в анализе и систематизации, в том, чтобы на её основании принять правильное решение о создании публикации.

 

Аналитические методы получения информации.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Современные компьютерные технологии позволяют моделировать то, что не могло быть увидено и документально зафиксировано. Компьютерная графика на базе технологий виртуальной реальности позволяет не просто увидеть, а воссоздать в деталях любое событие относительно которого есть исходная информация. Виртуальная реальность и компьютерная мультипликация стали инструментом познания и средством воплощения самых смелых творческих замыслов, средством синтеза информации. (Теракт 11сентября 2001года в Нью - Йорке воссозданный при помощи моделирования – это не просто синтетическая информация, это официальный документ надёжность и достоверность которого принято органами расследования и всеми официальными инстанциями). Современная журналистика использует такую информацию столь же широко, как и прямые документальные трансляции.

РЕКОНСТРУКЦИЯ

Метод реконструкции событий  применяется не только в журналистике, но и, например, в следственных действиях. Реконструкция практически никогда не используется в новостных программах, но хорошая публицистика может при помощи этого метода создавать интересные произведения. Реконструкция создаёт не передаваемое ощущение жизни того что уже произошло, того что аудитория в обычных условиях увидеть не может.  Профессиональная реконструкция основывается на свидетельствах очевидцев, участниках, которые скрупулёзно воссоздают события в том виде, в котором оно реально произошло. Результаты реконструкции практически всегда максимально приближены к объективности. Главное правило: «никогда не выдавать, даже самую достоверную, точную и детальную реконструкцию, за реальное событие – это будет обман!».

    

Коммуникативные методы сборы информации.

Связаны с получением информации в ходе непосредственного общения  журналиста с источником. Чаще всего  этот метод требует активной позиции  со стороны журналиста, т е он является инициатором самого процесса.

Интервью.

Термин интервью употребляется  в журналистской практике в двух значениях. Чаще всего к нему обращаются при характеристике информационного жанра. К термину интервью прибегают также для того, чтобы показать каким способом собирался материал, который лёг в основу произведения. Профессиональный журналист обращается к методу интервью, не только когда он хочет выступить в одноименном жанре. Он интервьюирует людей, собирая материал для очерков, зарисовок, репортажей и всех других жанров. Поэтому интервью это метод питающий информацией не только информационные жанры. Исследователи утверждают что 75 -80% информации используемой журналистом при написании материала получено методом интервью или беседы. Интервьюирование это живой вербальный контакт между двумя людьми. Журналист внутренне должен быть готов стать ведущим началом в этой беседе, а в идеале создать такую обстановку чтобы беседа проходила на равных. Интервью тщательно готовится. Подготовка складывается из общей подготовки, конкретной и психологической. Под общей подготовкой понимается постоянное обогащение журналиста эрудицией, углубленным изучением какой - либо определенной областью знаний и деятельности. Необходимость такой подготовки обусловлено тем, что журналист в процессе общения  с собеседником выступает не только как представитель редакции, но и как целостная личность, которая будет интересна собеседнику или не будет.

Конкретная подготовка

1. определение цели интервью  и характера необходимых сведений.

2. изучение предмета интервью и собеседника.

3. предварительное обдумывание  хода интервью, составление вопросов.

4. договорённость о встрече месте и времени интервью.

Определяя цель интервью и характер необходимых данных надо помнить, что применять интервью для получения сведений, которые можно узнать из других источников не целесообразно. В ходе подготовки следует в максимально возможной степени изучить предмет разговора, ознакомиться с печатными выступлениями собеседника, чтобы не задавать вопросы, на которые он отвечал. Хорошо до начала интервью получить информацию о наиболее ярких фактах биографии собеседника, привычках, об особенностях характера, которые могут повлиять на ход беседы. Опыт показывает что эрудированный в деталях знакомый с предметом журналист вызывает у собеседника симпатию а это гарантия того что интервью окажется продуктивным. Перед интервью желательно установить, кто собеседник по национальности и выяснить его пол. Наиболее эффективно интервью проходит тогда когда журналист и собеседник оба молоды и одинакового пола. Наименее эффективно, когда они одинакового возраста и разного пола.

При выборе собеседника журналист  исходит из того на сколько человек  обладает необходимой информацией, т е руководствуется правилом задавать вопросы только тем людям  которые могут на них наиболее полно и компетентно ответить. Собираясь на встречу нужно тщательно  продумать вопросы, которые предстоит  задать, отделить главные от второстепенных, определить последовательность их постановки. Практика свидетельствует, что интервью бывает более результативным, если журналист заранее проигрывает, формулирует этот процесс в голове. Предварительное знакомство с собеседником принято осуществлять заочно. Для  этой цели прибегают к окружающим респондента людям, доступным документам и другим источникам.

Последний элемент подготовке к интервью заключается в выборе места встречи и времени. Непродуктивна встреча с человеком во время обеденного перерыва,  а также попытка разговаривать с человеком, который пришёл с ночной смены или приехал из командировки. Договорившись о встречи, стоит уточнить, каким временем располагает собеседник, и от этого планировать интервью. Психологами установлено, что беседа, длящаяся более 40минут, обычно сильно утомляет обоих.

Психологическая подготовка к интервью.

1. воспитание в себе  психологических качеств необходимых  для успешного

    выполнения журналистского  труда. 

2. в приобретении знаний  об общении как социально –  психологическом   

    процессе восприятия  человека человеком. 

3. в проигрывание психологической  ситуации в конкретном интервью.

Психологическая подготовка дело не одного дня. Она требует длительной тренировки памяти, внимания, воображения, впечатлительности, умения настраиваться  на собеседника, находчивости. В любой  беседе происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. В этом процессе есть свои закономерности, знание которых помогают избежать многих ошибок. Одна из таких закономерностей  заключается в том, что во многих случаях восприятие человеком другой личности строится на основании её оценки поведений и действия к  отнесению данной личности к определённой категории (хороший специалист, плохой студент и т д). Дальше включается стереотип отношения и оба  собеседника воспринимают друг друга  только как представителя определённой категории. Одностороннее искаженное восприятие журналиста собеседником скажется на качестве его ответов, равно как  и журналистская предвзятость по отношению к собеседнику может  помешать объективности восприятия его ответов.

 

Ученые разработали типологию  респондентов, которая базируется на психологических характеристиках индивидов.

1тип. К этому типу относятся отзывчивые, бескорыстные,  прямодушные люди. Они охотно рассказывают, точно излагают всё что знают. Их ответы бывают наивными, тем не менее, они всегда отличаются искренностью. Такие собеседники наиболее удобны для начинающих журналистов.

 

2тип. Объединяет людей с более или менее выраженным эгоцентристким характером. Эти люди требуют повышенного внимания к себе и к своему делу. Поэтому журналисту рекомендуется переспрашивать, в той или иной форме выражать интерес к рассказу и к самому собеседнику. Респондент этого типа, увлёкшись, может завысить свои заслуги и предписать то чего не было. Сведения, полученные от эгоцентрика, требуют проверки и уточнения.

 

3тип. К этому типу причисляют людей по своему внутреннему настроению предрасположенных к исповеданию и даже жаждущих исповеди. Такой человек не считается с задачей журналиста, не задумывается, что тот пришёл не просто поговорить, а поговорить на определённую тему. Он в мельчайших подробностях воссоздает детали поступков, о своих увлечениях, интересах, то есть обо всём, что его в данный момент интересует и беспокоит. Его трудно остановить. Журналисту требуются большие усилия, чтобы направить разговор в нужное русло.

 

4тип. Научный. С точки зрения практической журналистики это наиболее авторитетный тип. У людей данного типа обширные познания, приобретённые по средствам целенаправленного наблюдения или жизненного опыта. Собеседники научного типа не только рассказывают, но и доказывают, подкрепляют свои мысли ссылками на авторитетные источники. Если журналист проявит не логичность, не осведомлённость его престиж может упасть в глазах собеседника, рассчитывающего видеть в лице журналиста интересного собеседника, поэтому к встрече с людьми научно – аналитического склада ума надо готовиться наиболее основательно.

 

5тип. Спорщик. Он стремится затеять диалог  с журналистом, опровергать его. От такого типа респондентов журналист чаще всего возвращается с пустым блокнотом. Но иногда встречи с такими респондентами желательны. Они способны активизировать мысли журналиста, уточнить его точку зрения.

 

Вопросы для интервью.

В науке правильные решения  могут иметь правильно поставленные вопросы. Тоже самое и в журналистике. Поэтому надо учиться тому, чтобы  наши вопросы имели смысл и  в тоже время обещали захватывающий  диалог.

 

6 заповедей при  составлении вопросов.

1. ясность и краткость. Если собеседник не понял вопроса – виноват интервьюер. Классическая ошибка задавать несколько вопросов одновременно. Собеседник теряется, на какой вопрос отвечать первым и не помнит второго. Поэтому приходится задавать вопрос вновь.

 

2. не допускайте односложных ответов. Да или нет - это никому не интересно. Исключение составляет интервью официальные.

 

3. нельзя ли конкретнее? Конкретно поставленные вопросы свидетельствуют о знании материала. Конкретность ответа обусловлена конкретностью самого вопроса.

 

4. берегите паузу. Начинающего интервьюера можно узнать по боязни пауз. В паузах человек раскрывается не меньше чем в своих высказываниях. Молчание может быть ледяным и торжественным, почтительным или угрожающим.

 

5. корректность и уважение к собеседнику. Этическое чувство должно подсказать интервьюеру не прозвучит ли его вопрос черезчур щекотливо. Чтобы быть хорошим интервьюером надо обладать талантом любить людей.

 

6. а интересен ли ваш вопрос? Хотите получить интересный ответ, поломайте голову над интересными вопросами.

 

Вопросы делятся на прямые и косвенные, личные и безличные, открытые и закрытые.

Открытыми называются вопросы  дающие собеседнику свободу в  формулировке ответов (нравится ли вам  ваша работа?).

В закрытом вопросе предусматриваются  варианты ответов. Преимущество закрытых вопросов состоит в том, что они  сразу четко задают рамки, аспект рассмотрения темы. Они могут применяться  и в том случае, если собеседник затрудняется высказывать своё мнение по причине ряда обстоятельств (неумение выразить свою мысль, стеснительность). Однако прибегая к закрытым вопросам надо помнить об опасности невольно навязать собеседнику ответ. Каких либо подтекстов закрытые вопросы в себе не содержат поэтому ответы на них не требуют расшифровки (какую прибыль получит завод от вашего изобретения? ).

Информация о работе Средства массовой информации