Средства массовой информации и коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Содержание работы

1. Средства массовой информации и коммуникации: понятие, вид, функции.
2. Политический маркетинг как совокупность методов и приёмов воздействия на людей. Политическая реклама, технологии создания имиджей и связей с общественностью (P. R).
3. Политические антитехнологии.
4. Задание №13, стр. 39 по учебному пособию практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004).
5. Литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная моя.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

УО «Витебский государственный  университет им. П.М. Машерова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по политологии

на тему:

«Средства массовой информации и коммуникации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 43 группы

Педагогического факультета

Специальности «Музыкальное искусство»

заочного отделения

Михайловской Елены Игоревны

 

 

 

 

 

Витебск,2012 г.

Содержание:

 

  1. Средства массовой информации и коммуникации: понятие, вид, функции.
  2. Политический маркетинг как совокупность методов и приёмов воздействия на людей. Политическая реклама, технологии создания имиджей и связей с общественностью (P. R).
  3. Политические антитехнологии.
  4. Задание №13, стр. 39 по учебному пособию практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004).
  5. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Средства массовой информации и коммуникации: понятие, вид, функции.

 

Массовая  коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и  передатчики, благодаря которым  происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется: наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность; социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации; массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации; многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Массовые коммуникации —  важный социальный и политический институт современного общества, выполняющий  в широких масштабах функции:

  • идеологического и политического влияния;
  • поддержания социальной общности;
  • организации;
  • информирования;
  • просвещения;
  • развлечения.

 

Средства массовой информации принято определять как специфические  организации (учреждения, предприятия, корпорации), созданные для сбора, обработки и открытой, публичной  передачи с помощью специального технического инструментария различных  сведений любым лицам. В зарубежной литературе они именуются средствами массовой коммуникации, а в англоязычных странах - масс-медиа. СМИ не следует отождествлять с самими техническими средствами, обеспечивающими передачу сообщений большой и рассредоточенной аудитории. Это, прежде всего специфические объединения, которые используют для достижения своей деятельности определенные технические средства и которые в своей совокупности составляют особый социальный институт.

Виды  средств массовой информации:

 

Если средствами прожурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации -- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Исторически первым каналом  массовой информации является пресса - газеты, журналы. Ее появление относят  к XVI в. Первоначально она была средством меж- и внутригрупповой коммуникации социальной элиты и специализировалась на распространении местных новостей и публикации материалов развлекательного характера. Но очень скоро приоритетное место на ее страницах заняли сообщения об общезначимых событиях и аналитические материалы о проблемах общественной жизни, что и вызвало к ним массовый интерес. Первые действительно массовые газеты появились в 30-е гг. XIX в. Затем многие газеты и журналы стали создаваться как органы либо правительства, либо местных властей, либо политических партий.

 

Пресса  как источник и средство распространения  информации характеризуется рядом  особенностей:

  • к материалам прессы можно обращаться неоднократно;
  • печатное издание можно передать другим людям и обсудить прочитанное;
  • можно целенаправленно формировать массив информации по определенным вопросам;
  • регулярность воздействия прессы на "свою" аудиторию;
  • относительно высокая запоминаемость сообщений прессы.

Радио возникло в 1920-е гг. и очень быстро завладело многомиллионными аудиториями. Преимущество радио по сравнению с другими СМИ - в  оперативности подачи информации и  технической простоте ее распространения. В скорости донесения сообщения  до аудитории радио опережает  все иные СМИ. Одновременно радио - один из наиболее доступных источников информации: простой радиоприемник дешевле  подписки на газету, не говоря уже о  стоимости телевизора; к тому же радиоприемником можно пользоваться не только на протяжении нескольких лет, но и десятилетий. Но радио как  средство информации по ряду моментов уступает прессе и телевидению: на слух воспринимается и запоминается не более 20% информации; содержание радиопередач сложно записывать и тем самым  затрудняется анализ радиосообщений; радиостанции далеко не всегда имеют "свою" постоянную аудиторию.

Телевидение появилось в 1940-е гг. и спустя 2-3 десятилетия  вошло в быт практически каждой семьи. Телевидение является самым  легким с точки зрения восприятия информации, так как имитирует  естественное человеческое общение, создает "эффект присутствия" в режиме реального времени. Это придает  телевизионному воздействию ни с  чем не сравнимую эмоциональную силу. Если пресса и радио ориентируются на познавательные способности людей, то телевидение обращено к их эмоциональной восприимчивости. В силу этого телесообщения характеризуются удивительной убедительностью; в телевизионной аудитории практически всегда присутствует принцип: "Я видел - значит, это правда!". Телевидение также имеет определенные недостатки:

  • оно не так оперативно, как радио;
  • в техническом отношении телесообщения более сложны, а в финансовом - более дорогостоящи;
  • сверхэмоциональность телепередач идет в ущерб их осмыслению.

Тем не менее, достоинства  телевидения не просто перевешивают его недостатки - они делают его  основным средством массовой информации в современном мире.

Относительно таких средств  информации, как кино-, аудио- и видеозапись, отмечу, что они также обладают определенной спецификой (например, выступают в качестве индивидуальных средств накопления и тиражирования информации), располагают собственной аудиторией и имеют преимущества, состоящее в превращении получателей сообщений и в их распространителей. Отметим также, что спутниковую связь, кабельное телевидение и компьютерные сети все чаще называют "новыми" СМИ. Их новизна состоит в том, что они ориентируются на определенные профессиональные и возрастные группы населения, на обеспечение двустороннего общения с помощью новейших технических средств. Такой способ коммуникации принято называть интерактивным общением, или общением в диалоговом режиме. Услугами "новых" СМИ пользуются специалисты, ученые, творческие работники, другие категории населения, особенно активно этим видом общения пользуется молодежь. "Новые" СМИ все шире используются и политиками, которые вместо ожидания встречи с аудиторией, например, на телеканалах, как это было во времена безраздельного господства "старых" СМИ (пресса, радио и телевидение), теперь вынуждены сами заниматься поисками своей аудитории.

Функции средств массовой информации.

Перечень функций СМИ  может быть различным, но к числу  наиболее важных из них относятся  следующие: информационная; образовательная, мобилизационная; функции социализации; артикуляции интересов и интеграции социальных субъектов; критики и  контроля; и др.

Информационная  функция является главной в деятельности СМИ и состоит она в сборе; обработке и распространении важных для граждан, органов власти, общественных институтов и общества в целом сведений о происходящих событиях, явлениях и процессах. Без такого рода сообщений немыслимо ни одно общество независимо от того, на каком историческом этапе своего развития оно находится. В традиционных обществах эту функцию выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники. Многие небольшие по территории государства и города использовали колокола для оповещения населения об опасности, сборе народного собрания и других важнейших событиях общественной жизни. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность людей в различных сферах общества и оповещают граждан о любых мало-мальски значимых фактах. Особенно велика их роль в информировании граждан о деятельности правительства, парламента, партий, других политических институтов, событиях международной жизни.

Образовательная функция СМИ проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям пауки - от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение знаний по той или иной научной дисциплине: это - задача специальных образовательных учреждений. Но все же значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактически являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становятся едва ли не единственным каналом повышения образовательного уровня.

Функция социализации находит свое выражение в том, что СМИ объективно способствуют усвоению человеком социальных норм, ценностей и образцов поведения. Благодаря систематическому и непосредственному общению с огромной аудиторией СМИ фактически стали таким же первичным институтом социализации личности, какими являются семья, церковь, система образования, учреждения культуры. Посредством СМИ рядовые граждане получают возможность чувствовать себя участниками общесоциальных и общемировых процессов, осознавать свою принадлежность к обществу, государству и миру политики. Именно вдохновленные воздействием политических журналистов многие граждане становятся активными участниками социально-политических процессов.

Функция артикуляции интересов различных категорий граждан - непременная сторона деятельности СМИ. Выражение политических интересов, как известно, осуществляют не только СМИ, но и другие институты гражданского общества, прежде всего партии и общественные объединения. Но именно массовая пресса и телевидение зачастую первыми сигнализируют обществу о возникающих проблемах, о назревающих социальных и политических конфликтах, побуждая властные структуры анализировать их и вырабатывать соответствующие решения. СМИ не только обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свою позицию, формулировать и представлять в структурах власти свои интересы, но и находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений. По сути дела СМИ превратились в одного из наиболее эффективных посредников в отношениях населения с властью.

Функция критики и контроля проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, общественных объединений, профессиональных политиков по руководству и управлению общественными процессами. Публичность и оперативность высказываний СМИ по тем или иным явлениям, событиям, фактам неизбежно приводят к повышению активности политических институтов, постоянно вынуждают их уточнять и корректировать свои действия. При чем критика и контроль СМИ отличается неограниченностью своего объекта, она охватывает практически все элементы общественного организма. И хотя информационные учреждения, в отличие от государственных или финансово-хозяйственных органов контроля, не могут применять юридические или экономические санкции к нарушителям установленных норм деятельности, их контроль не только не менее эффективен, но часто и более строг, поскольку он включает и моральную оценку действиям субъектов общественных отношений.

Мобилизационная функция СМИ находит свое выражение в побуждении людей к определенным действиям или сознательному бездействию. Особенно эта их функция значима в сфере политических отношений. Стимулируя активность граждан, побуждая их действовать определенным образом, СМИ оказывают существенное влияние на ход избирательных кампаний и на исход голосования. Они могут спровоцировать массовый протест или политический скандал, чреватые кризисом в отношениях власти и общества. Но они могут выступать и в роли самого эффективного союзника власти при мобилизации граждан для решения жизненно важных для общества задач. В настоящее время СМИ выступают в качестве основного средства формирования общественного мнения, они могут также инициировать политические изменения путем широкой и настойчивой постановки общественных проблем.

Информация о работе Средства массовой информации и коммуникации