Средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:20, лекция

Описание работы

Чувство долга, ответственность.
Работа журналиста, в отличие от других профессий, связана с обязательным ритмом, который задают выпуски теле и радио программ, периодичность выхода издания. Нормальная работа журналиста: жёсткий без сбоев график, при котором он знает что именно, в каком объёме и с какой периодичностью должен делать.

Файлы: 1 файл

SMI.docx

— 100.35 Кб (Скачать файл)

Профессия – журналист.

Профессиональные качества журналиста:

1.Чувство долга, ответственность.

Работа журналиста, в отличие  от других профессий, связана с обязательным ритмом, который задают выпуски теле и радио программ, периодичность  выхода издания. Нормальная работа журналиста: жёсткий без сбоев график, при  котором он знает что именно, в  каком объёме и с какой периодичностью должен делать.

2. Интеллект, осведомлённость,  любопытство, компетентность.

Необразованный, глупый человек  будет плохим журналистом, уже в  силу того, что его знания и способность  к анализу останутся на бытовом  уровне, который после первых же строк будет заметен большинству аудитории и не вызовет ничего, кроме недоумения и сожаления. Журналист не может быть нелюбопытным. Профессиональное любопытство совсем иного рода, чем бытовое. Любопытство журналиста основывается на стремлении знать буквально всё, что можно. Оно помогает ему накапливать и хранить в своей памяти то, что когда-нибудь обязательно пригодится для очередного материала.

3. Харизма, внутренний  мир.

Хороший журналист всегда личность интересная окружающим, харизматичная. Харизма – способность личности привлекать внимание аудитории, вызвать интерес.

4. Умение писать.

В журналистике есть множество  правил, позволяющих с уверенностью отличить хороший текст от плохого  в профессиональном смысле. Всё остальное  зависит от личных особенностей и  вкуса читателей

 

Критерии:

- хороший язык всегда  понятен, помогает говорить просто  и доступно;

- хороший текст лаконичен,  но не отрывист. В нём нет  или почти нет лишних неточных  слов и предложений;

- текст, который хорошо  написан, легко читается, так как  логично, естественно излагает  материал, следуя определённому  плану;

- хороший текст умеет  увлечь, рассказать о том, что  хочет узнать читатель, не навязывает  мысли и идеи, а обращается  к разуму и чувствам.

 

Журналист, пишущий для  газеты, должен обладать безупречным  чувством слова, быть мастером письменной речи. Специфика газетной работы по отношению к электронной заключается  в том, что газета практически  всегда идёт вслед фактам, редко говорит о том, что происходит в данный момент. Эта особенность печатной прессы определяется её технологией, периодичностью. Газетный журналист,  в отличие от радио- и телерепортёра ,  всегда имеет некоторое время, чтобы обдумать событие, сделать выводы и суждения, привлечь элементы анализа. Именно аналитичность ценит аудитория, которая стремиться узнать не только сам факт, но и его детали, подробности, причины происшествий. Превращая события реальности в текст, журналист не просто воплощает собственное видение действительности, он отзывается на потребности аудитории знать о происходящем, помогает ей разобраться в сложных процессах или показывает то, что аудитория не замечает.

 

Методы сбора  информации в журналистике.

Журналист может получать информацию в ходе непосредственного  или опосредованного общения  с источником. В таком случае он использует коммуникативные методы сбора информации. Журналист может  так же получать информацию, минуя  стадию общения, то есть, таким образом, что никаких коммуникативных  действий не предпринимает. В этом случае он использует некоммуникативные методы сбора информации. Третий способ получения  информации: использование синтетических  или аналитических методов.

Некоммуникативные способы получения информации.

Они не предусматривают прямого  или опосредованного общения  с источником информации.

1. Простое  наблюдение.

Понимается непосредственное визуальное восприятие журналистом  реальной жизни. Присутствие журналиста на месте события, вынесение им о  событии собственного представления  – то наиболее характерные черты метода простого наблюдения. Материалы, написанные на основе данного метода, появляются в СМИ не так уж и часто. Простое наблюдение выступает как звено, как составляющая часть системы методов, к которым прибегает журналист, собирая материалы. Тем не менее, оно не теряет своей качественной определённости. Озабоченное лицо, дружелюбную улыбку, взгляд можно определить только методом простого наблюдения. Оно не приносит обильной информации.  По количеству собранного материала оно уступает таким методам сбора информации, как интервью, эксперимент. Да и сфера жизни, которую способен охватить конкретный наблюдатель, невелика. Однако сведения, которые собирает журналист, интересуют читателя не в количественном, а в качественном смысле. А материалы, полученные наблюдателем, представляют особый интерес. Тексты, в которых события обладают свойствами наглядности, они легче воспринимаются, быстрее овладевают вниманием аудитории.

Простое наблюдение можно подразделить на 2 типа:

1) целенаправленное;

2) произвольное.

Произвольное – постоянный, непрерывный процесс, обогащающий нашу жизнь разнообразными впечатлениями, то есть протекающий сам по себе, ненамеренно, не имеющее определённой цели. Поводом становятся предметы и объекты окружающей действительности. Из тех, которые оказываются в поле зрения, наш взгляд выхватывает в первую очередь те, которые выделяются неординарностью, необычностью (нестандартная форма, красота, уродство и т.д.). С ними у нас тот час же устанавливается эмоциональный контакт. При произвольном наблюдении нередко проявляются специфические качества журналиста. Жизнелюбивый, добрый, отзывчивый, духовно богатый человек устанавливает эмоциональный контакт с явлениями позитивного характера. Человек желчный, злой по натуре, чаще обращает внимание на то, что отвечает его внутреннему настроению. Как свидетельствуют психологи, этот личный компонент проявляется и в журналистских произведения.

Целенаправленное  – применяется  по составленному плану, по заранее намеченным целям. В силу этого, собирается не любой материал, а лишь такой, который необходим по строго выбранной теме. Готовясь к целенаправленному наблюдению, журналист определяет когда, в каком месте, зачем он наблюдет. Проводя наблюдение, надо стараться видеть не только то, что показывается, с чем охотно знакомят, но и то, что пытаются скрыть.

Целенаправленное наблюдение имеет несколько разновидностей:

- локальное наблюдение. Привязывается к определённому  месту, имеет узкую географию.  Особое внимание уделяют подготовительному этапу локального наблюдения. На этом этапе убеждаются в том, что информация, которую намерен собрать журналист на данном конкретном участке, кажется репрезентативной, то есть достаточной для убедительных выводов и обобщений. Например, к локальному наблюдению прибегал журналист Осипов, собирая информацию об аварийности на дорогах. Во время подготовки к наблюдению он установил места, где часто происходят аварии. Это был участок дороги близ города Ростова – на – Дону. Он опубликовал корреспонденцию: «В двух шагах от беды».

- одноразовое и многократное. При одноразовом наблюдении журналист  имеет дело с процессами, протекающими  в конкретный промежуток времени.  Например, кораблю спускают на  воду. Многократное наблюдение, когда  к одному и тому же объекту  обращаются несколько раз. Используется  в аналитических жанрах и даёт  наиболее объективную информацию.

- открытое и скрытое.  При открытом наблюдении мы  не скрываем от людей, за  поступками и действиями которых мы наблюдаем, своей принадлежности к журналистской профессии – это наиболее распространённое наблюдение.

Скрытое -  метод смены  профессии (метод маски), включенное наблюдение. К методу включенного  наблюдения обратился французский  исследователь Фридрих Пепле, издавший в 1855 году книгу «Европейские рабочие». Для того чтобы изучить жизнь рабочих, он поступил туда работать и одновременно поселился на квартиру в семью рабочих. Несколько лет работал на заводе и наблюдал, а дома он наблюдал, как они ведут себя в быту и затем написал книгу. В начале XIX века к этому методу активно обращались. Известны материалы журналиста, который подписывался Ан – ский. Это были очерки о народной жизни, и материал для них он собирал, живя в той или иной народности. Джек Лондон использовал этот метод, собирая материал для книги «Люди бездны». Многие годы методом смены профессии собирал материал для своих произведений В. Гиляровский и М. Кольцов.

В 70-е годы XX века возникла проблема со специалистами бытового обслуживания. Чтобы побудить молодежь осваивать эти профессии журналистка Мушкина сама меняла профессии: повар, парикмахер, машинистка, телефонистка, официант, продавец в магазине, проводник. Об этом она написала книгу «8 моих профессий». Решив использовать этот метод, журналист должен уяснить 3 важных момента:

- ему следует убедиться  в том, что его замысел не  нарушает профессиональной этики  журналиста, норм морали;

- включенное наблюдение  имеет ряд сложностей юридического  плана. Входя в новую для  себя профессиональную среду,  возлагая на себя малознакомые  обязанности, журналист рискует  нанести правовой ущерб конкретным  людям или организациям. Не случайно  закон ограничивает сферу применения  этого метода. Журналист, как и другие лица, не имеющие медицинского образования, не может исполнять обязанности врача, кроме того, не может быть юристом, не может исполнять обязанности лиц, занимающих выборные должности. Включенное наблюдение – дело накладное. Человек на продолжительное время должен исчезнуть из редакционного колеектива. Этот метод пригоден для больших коллективов.

 Журналист, меняющий  профессию, должен вникать в  её тонкости, что также нелёгкое  дело. К включенному наблюдению журналист готовится заранее: читает литературу (хорошо, когда по этой проблеме им заведено тематическое досье), беседует с людьми, осваивает систему требования, которые к нему будут предъявляться, когда он сменит профессию. Своим включением в новый трудовой процесс, журналист не должен причинить ущерба, даже косвенного, производству, общественным интересам и определённым личностям.

Журналистский эксперимент.

Этот метод пришёл в  советскую журналистику сравнено недавно  в 1960годы. Вообще этот метод очень  древний он начал применяться  в последней четверти 19 века. В  области исследования сознания и  поведения людей он был введён немецким ученым Вильгельмом Вундтом, основателем экспериментальной  психологии. В нашей стране этот метод был введен журналистами литературной газеты». Рубинов ввёл в газеты рубрику  эксперимент. За первые 4года литературная газета обращалась к этому методу около 30 раз. Какой – либо методики проведения экспериментов разработанной  применения журналистики не существовало. Были и ошибки и просчёты, однако не редко журналисты находили необычные  решения. Так журналисты «литературной  газеты сами создавали методику этого  метода. Находки «Литературной газеты»  заинтересовали другие издания . в 1973году по опыту «Литературной газеты»  делают попытки «Труд», «Неделя», «Советская неделя». Со второй половины 1974 года под  рубриками эксперимент и эксперимент  нашего стали появляться материалы  в комсомольской правде. Специальные  исследования, рассчитанные на выявление своеобразия журналистского эксперимента,  в нашей стране ещё никем не проводились. Поэтому строго содержания за термин  профессиональной литературы о СМИ до сих пор не закреплено. Одни теоретики характеризуют этим термином всё то, что осуществляется журналистом в процессе сбора материала по заранее намеченной усложненной программе, т е сложно – значит эксперимент. Другие теоретики относят к журналистскому эксперименту и не стандартно проведенное интервью и остроумно организованное анкетирование. Наиболее же часто в литературе по журналистике мы встречаемся со случаями, когда эксперимент отожествляется с методом маски.

 Например, известная исследовательница  методики журналистского творчества Учёнова пишет: «Одним из вариантов экспериментального создания журналистом ситуации является метод смены профессии, то есть включенное наблюдение». Она так считает, потому что включенное наблюдение и эксперимент имеют ряд общих признаков, так в качестве исследования при обращении к тому или другому методам избираются только такие явления, которые сотрудник СМИ  непосредственно сам способен видеть и воспринимать. В силу этого эксперимент и включенное наблюдение относят к классу визуальных средств познания жизни. Как и метод маски, эксперимент в журналистике осуществляется скрыто - инкогнито. И всё же знака равенства ставить между ними не правомерно. При обращении к экспериментальному методу, журналисту нет надобности менять профессию. За интересующими журналиста группами людей экспериментатору предписывается наблюдать не из нутрии как при смене профессии, а как бы со стороны. Журналист, прибегающий к методу маски, не пытается влиять ни на устоявшиеся в изучаемом коллективе порядки, ни на стандартное поведение принятое его членами. Заинтересовавшие его явления исследуются в таком виде, в каком они ему представляются сами. В процессе же эксперимента воздействие на наблюдаемый объект не только является допустимым, но и обязательным. В этом случае журналисты не ждут когда люди, те или иные должностные службы раскроют себе спонтанно, т е произвольно, естественным образом. Это раскрытие вызывается преднамеренно, целенаправленно организуется журналистом. Экспериментальный метод – это активный вид наблюдения. Это наблюдение, которое сопровождается вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления, это искусственный вызов, сознательная провокация. Журналистский эксперимент в, отличии от научного проводится скрыто, с оповещением о нем вовлекаемых в эксперимент людей, само его проведение становится бессмысленным. Журналистский эксперимент условно можно подразделить на вида: одиночные (осуществляет один сотрудник) и групповые.

Методы работы с документами.

Окружающая действительность фиксируется не только на страницах  газет и журналов, не только на телеэкранах, но и в бесчисленном количестве самых  разных документов. Именно документы  являются единственным доказательством, которое способно подтвердить или  опровергнуть факт. Работа с документами  это основа основ точной правдивой  журналистики, стремящейся к установлению истины.

Редакционные  архивы и пресса.

Именно открытая пресса всегда была неоценимым источником информации для журналистов, которые охотно использовали сведения и находки  своих коллег в собственной работе. Её преимущества очевидны – это  тот же тип информации, с которой  работает журналист. Она структурирована, отвечает всем профессиональным стандартам, хронологически и тематически сгруппирована. Информация в прессе всегда открыта и доступна, её не требуется запрашивать. Эта информация всегда актуальна на тот период, в который появилась. Источник этой информации чаще всего известен и легкодоступен. Эта информация вполне пригодна для дальнейшей разработки, так как только сам текст попадает под закон об авторском праве, а сведения находящиеся в общественном пользовании могут быть свободно использованы при работе над материалом с соответствующим указанием источника.

Информация о работе Средства массовой информации