Средства массовой информации в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:58, реферат

Описание работы

Целью нашей работы будет рассмотрение средств массовой информации в современном российском обществе. Для этого мы должны раскрыть следующие вопросы: кратко историю развития СМИ, виды средств массовой информации, функции СМИ, влияние СМИ на культуру.

Содержание работы

Введение 3

Раздел 1. История развития СМИ 6

Раздел 2. Виды СМИ 11

Раздел 3. Функции СМИ 17

Раздел 4. Влияние средств массовой информации на культуру 22

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Средства массовой информации в современном обществе.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

      Содержание 

Введение           3

Раздел 1. История развития СМИ        6

Раздел 2. Виды СМИ          11

Раздел 3. Функции СМИ        17

Раздел 4. Влияние средств массовой информации на культуру  22

Заключение          28

Список  использованной литературы       30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Средства  массовой информации, чаще называемые просто СМИ, в результате чего значимость этого явления как бы отходит  на второй план, стали неотъемлемой частью нашего существования. Зачастую мы даже не осознаем, что нас так привязало к телеэкрану, введя в практически физическую зависимость от него, или почему, особенно молодежь, и дня не может обойтись без выхода в Internet. Невозможно представить себе жизнь без телевизора, который, например, в российской глубинке, кроме слухов, конечно, является единственным средством связи с остальным миром, радио, а еще газет и журналов. Многие из нас попросту не задумываются, насколько велико значение средств массовой информации, скрываемых за аббревиатурой СМИ.

     С момента своего появления средства массовой информации стали обоюдоострым оружием. Это оружие могли использовать как власти (для формирования общественного мнения), так и само общество (вспомним знакомое с детства намерение большевиков в первую очередь захватить телефон, телеграф и мосты, при этом для агитации активно использовались возможности печатных листовок). Определив для себя предмет разговора – СМИ обратимся к попытке осмысления, чем являются СМИ для современного российского общества.

     В настоящее время в России сложилась очень интересная ситуация: с переходом от социализма к чему-то другому, а также, в связи с утратой основной идеологии, СМИ столкнулись с рядом серьезным проблем. Именно СМИ способствовали продвижению в массовое сознание идей демократии и рыночных отношений, но как это часто случается - "за что боролись, на то и напоролись". Существовать в условиях рынка для многих СМИ стало невозможно, трудности становились непереносимыми (тиражи падали, интерес рекламистов и читателей утрачивался, средств на поддержание материально-технической базы не было и т.д.). Именно в связи со сложившимися условиями большая часть СМИ утратила свою самостоятельность, перейдя под контроль различных финансово-политических структур, в том числе государственных и иностранных. С этого момента остро встала проблема существования или отсутствия свободы средств массовой информации в России.

     На  данном этапе можно констатировать, в России почти не стало СМИ, имеющих  подлинную экономическую независимость - гарант самостоятельного определения. Таким образом, основное право человека, закрепленное в статье 19 Всеобщей декларации прав человека и в статье 25 Конституции Российской Федерации "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" повсеместно нарушается.

     Единственным  гарантом ответственности в сложившейся  ситуации может и должна стать  личная, человеческая ответственность  каждого журналиста. И именно с  этой проблемой, не менее значимой, нежели утрата возможности самостоятельного выбора, столкнулись СМИ. Перед каждым представителем средств массовой информации встал вопрос о профессиональной, духовной, социальной и политической самоидентификации.

     В последние несколько лет на россиян  обрушился мощный шквал информационного  вторжения. Это является проблемой государственного уровня, так как информация - это мощное оружие, средство воздействия и управления. В связи с этими особенностями при правильной подаче одной и той же информации можно достигать совершенно разных эффектов, например, достигая эффекта дезинформации. Можно подтасовывать факты, подавая их приправленными нужной эмоциональной окраской, в результате чего получится пропаганда.

     Определимся, что же понимаем под средствами массовой информации. Обратимся к ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как: периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

     Целью нашей работы будет рассмотрение средств массовой информации в современном  российском обществе. Для этого мы должны раскрыть следующие вопросы: кратко историю развития СМИ, виды средств массовой информации, функции СМИ, влияние СМИ на культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. История развития СМИ

      Первичные процессы информационного обмена между  людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно-значимой информации, использовавшейся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими явлениями.

     Когда индейцы тревожными звуками тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне видимости  один от другого, сообщали на значительные расстояния о приближении неприятеля, передавая таким образом именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно значимые) сведения.

     Но  изначально важнейшим носителем (и  хранителем) информации было слово, человеческая речь. Поэтому к пражурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи. Есть все основания утверждать, что развитие риторики связано с возникновением и упрочением государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена (Греция, III век до н.э.) и Цицерона (Рим, I век до н.э.). И отточили эти блестящие политические ораторы своё мастерство благодаря тому, что им было кому (аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно значимая информация) сказать – и, как свидетельствует история, сказать с весьма значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской деятельности.

     В Древнем Риме до середины IV в. до н. э. составлялись «анналы» (от лат. «anno» — год), рукописные перечни-хроники важнейших событий официальной жизни, происшедших за год. В анналах сохранились имена высших римских чиновников, сообщения о солнечных и лунных затмениях, о войнах, знамениях, повышениях цен и т. д.

     Когда Рим захватил новые территории, возникла необходимость распространять информацию в провинции. Канадский исследователь Гарольд Иннис в книге «Империя и средства коммуникации» (1950) утверждал, что социальные и властные структуры Римской империи формировались под влиянием письменности. Рим смог стать империей, когда письменное слово, контролируемое элитой, стало основным способом общения власти с народом.

     Еще при Юлии Цезаре (100–44 до н. э.) по его  приказу ежедневно стали выходить рукописные бюллетени «Acta senatus» и «Acta diurna». «Acta senatus» («Сенатские ведомости») были своего рода официальным периодическим изданием, содержавшим протоколы заседаний Сената. В «Acta diurna» («Ежедневные ведомости») записывалась уже не только официальная информация, но и весьма разнообразные сведения, которые отражали повседневную жизнь римлян и могли вызвать интерес у читателей (казни, несчастные случаи, военные события, похороны, чудеса, городские объявления и т. д.). «Acta diurna» не только вывешивались, но и продавались.

     «Диурнарии» — так называли в Риме тех, кто собирал и записывал информацию для «Acta diurna», далеких предшественников нынешних журналистов. Падение Рима в V в. н. э. привело к исчезновению этих рукописных прообразов газет. Но память о них сохранилась в языке. Слово «журналистика» этимологически восходит к латинскому «diurnal» — «дневной»; того же корня французские слова «jour» — «день», «journal» — первоначально «дневник», а затем «газета».

     Античность  создала средства коммуникации, которые  в измененном и усовершенствованном виде существуют и в современном медийном пространстве — алфавит, книгу, собрания. В античной культуре, в ее протожурналистике — истоки современной публицистики.

     Самые первые периодически издаваемые газеты ("газета" - венецианская монета, стоимостной эквивалент протогазеты - листка с информацией) появились в начале XVII века, это время принято считать временем рождения журналистики. В 1609 году в Германии в городах Страсбург и Аугсбург, затем в Англии и Франции, а спустя век и в России (1703 год - газета "Ведомости"), вышли в свет первые средства массовой информации, сразу став мощным орудием в руках того, кто ими владел. Огромная сила воздействия, которой обладали СМИ, была по достоинству оценена известными историческими фигурами прошлого. Например, великий стратег, полководец, покоривший полмира - Наполеон II Бонапарт, уже в начале XIX века, осознавая силу воздействия СМИ на общество, говорил: "Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия".

     На  рубеже XIX–XX вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. В 1885 г. преподаватель кронштадских минных классов А.С. Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприёмник. Через два года независимо от него изобретателем радио становится итальянец Г. Маркони. С появлением радио, которое практически сразу приобрело, благодаря возможности широкого охвата аудитории, большую популярность, его возможности стали активно эксплуатироваться заинтересованными кругами. Например, в течение I Мировой войны, первыми оценив возможности радиовещания, японцы использовали его в пропагандистских целях. В качестве подтверждения силы радио приведем случай, произошедший в конце 30-х годов XX века в Америке. В те времена большой популярностью пользовались радиопостановки. Во время трансляции радиоспектакля по мотивам романа "Война миров" Герберта Уэллса в котором, для повышения интереса со стороны публики вымышленные названия местности, на которой происходит действие, заменили на реально существующие американские города и населенные пункты, произошло настоящее событие. Американцы, слушавшие радиопостановку не с самого начала, и бывшие не в курсе того, что это постановка романа, услышав "репортаж о приземлении инопланетян" выбегали из домов в страшной панике, решив, что на Землю действительно напали представители инопланетной цивилизации.

     В 1888–89 гг. русский профессор А.Г. Столетов открывает явление «внешнего  фотоэффекта», опираясь на которое  преподаватель Петербургского технологического института Б.Л. Розинг в 1907 г. создаёт катодную электронно-лучевую трубку – прообраз нынешнего кинескопа. В отличие от А.С. Попова, Розинг сразу же запатентовал своё изобретение, и сегодня он во всём мире признан основоположником современного электронного ТВ. Дата рождения «механического телевидения» в России – 1 мая 1931г. Механическое или малострочное ТВ использовало диск Нипкова для разложения изображения, а сигнал передавался при помощи широковещательных радиостанций. Однако в этом случае размер экрана и качество изображения были неудовлетворительными. Механическое телевидение оказалось тупиковой ветвью научного прогресса. В 1939 г. в Москве и Ленинграде начинается регулярное вещание по современной электронной схеме. После Отечественной войны реконструированные телецентры перешли на «развёртку» изображения в 625 строк, соответствующую нынешним стандартам отечественных телевизоров. В 50–60-е гг. в стране идёт бурный процесс развития местного ТВ. Появляется вторая программа – провозвестник телевизионной многопрограммности. Осваивается техника цветного телевидения. Использование искусственных спутников Земли открыло эру спутникового ТВ с его безграничными в буквальном смысле возможностями. Кабельное ТВ меняет вещательную природу телевидения. Соединение возможностей телеэкрана с компьютерной памятью и телефонной связью (сеть Интернет) произвело подлинную революцию в информационных технологиях. Детище компьютерного телевидения – так называемая виртуальная реальность – новое искусство с неосознанными пока до конца возможностями.1

     До  сих пор не утихают споры о  том, считать ли Internet средством массовой информации. Не обращая внимания на эти споры можно утверждать: в Internet содержаться огромные массивы  информации, при этом весьма разнообразной, что позволяет человеку самому формировать свое мнение о различных событиях; а так же в последнее время Internet выполняет те же функции, что и остальные СМИ.

     Система средств массовой информации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Неотъемлемой органичной составной частью этой могущественной информационно-пропагандистской системы стали рекламные агентства, без которых существование независимой коммерческой прессы было бы просто невозможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Средства массовой информации в современном обществе