Средства массовой информации в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:58, реферат

Описание работы

Целью нашей работы будет рассмотрение средств массовой информации в современном российском обществе. Для этого мы должны раскрыть следующие вопросы: кратко историю развития СМИ, виды средств массовой информации, функции СМИ, влияние СМИ на культуру.

Содержание работы

Введение 3

Раздел 1. История развития СМИ 6

Раздел 2. Виды СМИ 11

Раздел 3. Функции СМИ 17

Раздел 4. Влияние средств массовой информации на культуру 22

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Средства массовой информации в современном обществе.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

      Е. П. Прохоров считает журналистику полифункциональной системой и выделяет следующие шесть функций журналистики:

      1. коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

      2. непосредственно-организаторскую,  в которой наиболее наглядно  проявляется роль журналистики  как «четвертой власти» в обществе;

      3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

      4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

      5. рекламно-справочную, связанную с  удовлетворением утилитарных запросов  в связи с миром увлечений  разных слоев аудитории (сад,  огород, туризм, коллекционирование, шахматы  и т. д. и т. п.)";

      6. рекреативную (развлечения, снятия  напряжения, получение удовольствия).

      Но  следует отметить, что непонятно  выделение автором непосредственно  – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и  четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение  и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

      Так, например, С. Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную. В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли: производственно-экономическую,  регулирующую, духовно-идеологическую, информационно-коммуникативную. Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам. С.Г. Корконосенко предлагает, далее, субъектный подход к вычленению системы функций журналистики, то есть попытку классифицировать функции на основе потребностей субъектов, “вступающих во взаимодействие с прессой”. Суть данного подхода, согласно автору, “заключается, прежде всего, в признании того факта, что структура функций журналистики многогранна и многослойна. На объективные возможности СМИ накладываются субъективные интересы, воля, возможности тех, кто вступает во взаимодействие с прессой”.

      Л.Н. Федотова выделяет такие функции  СМИ как информирования, воспитания, организации поведения, снятия напряжения, коммуникации.

      И.Д. Фомичева к числу функций СМИ  относит коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую, и социально-организаторскую. Данные функции выделяются ею на том основании, что СМИ “участвуют в информационном обеспечении познавательной, ценностно-ориентирующей, коммуникативной, социально-организаторской (разновидности преобразовательной) деятельности, и тем самым имеют соответствующие функции для использующих их субъектов. Основа для выделения функции здесь очевидная: модель функций человеческой деятельности или ее видов”.

      Г. Пёршке исходит из понимания функции  журналистики как “влияния, оказываемого журналистикой на систему общества, и в частности влияния, обусловленного общественной системой, функционированию и развитию которой она способствует”.

      Он  насчитывает три главных вида подобного влияния журналистики на общественную систему, что определяет наличие трех основных групп ее функций:  идеологических, культурных, социальных.

      Я.Н. Засурский считает, что рост потребностей в событийной и иной оперативной информации актуализирует информационные функции СМИ, расширяет объем публикаций репортажного, новостного характера. Так, информационные программы телевидения занимают по рейтингу, как правило, вторые места (после художественных фильмов). Однако потребности аудитории в событийной, оперативной информации пока не удовлетворяются полностью. База для событийной, оперативной информации в периодической печати, к сожалению, невелика.

      Аналитические функции СМИ пока еще слабо  влияют на структуру программ телевидения  и радио, да и в периодике доля аналитических изданий не так  уж весома. Так, на телевидении аналитические передачи не пользуются большой популярностью зрителей. Предпочтение отдается программам, основанным на историко-архивных документах, а также различным ток-шоу.

      Исходя  из понимания функции как той  роли, которую играет элемент в  системе, можно утверждать, что функцией сми как деятельности, выступающей элементом системы духовно-практической деятельности, является внедрение в массовое сознание продуктов специализированного сознания в форме оценок явлений и фактов, актуальных с точки зрения социальных субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Раздел 4. Влияние средств  массовой информации на культуру

     Исследователь, который обращается к вопросам взаимодействия и взаимовлияния масс-медиа и  культуры, неизбежно наталкивается  на несколько подводных рифов. Один из них - укоренившееся в обыденном сознании представление о том, что понятие "культура" включает в себя исключительно сферы образования, науки и искусства. Когда-то очень популярный, а нынче исчезающий со страниц наших газет стереотип "культурный человек" как раз и подразумевал джентльменский набор качеств, предписывающий обязательность посещения филармонии, театра, кино, библиотеки. Журналисты старшего поколения, видимо, помнят когда-то бытовавшее во многих редакциях несколько скептическое отношение к сотрудникам отделов культуры. Сегодня даже среди ученых-обществоведов мы можем встретить тех, кто считает, что культура находится если не в подчиненном положении у политики, то, по крайней мере, значительно уступает ей в степени влияния на социум. Не меньше проблем возникает и при выяснении того, что есть цивилизация... Поэтому, хотелось бы сразу обозначить то содержание, которое вкладывают в понятия "культура" и "цивилизация" современные культурологи. По мнению специалистов, культура представляет собой всю совокупность материальных и духовных ценностей, созданных на нашей планете и образующих ее "вторую природу". Она всегда обращена к человеку и реализуется в области его отношений с естественной средой, другими людьми и самим собой. Собственно, индивид воспринимает мир не иначе как сквозь призму культуры и действует, в большей или меньшей степени вбирая в себя ее богатство.

      СМИ обеспечивают специфическое духовное общение людей, при котором обмен  продуктами деятельности выступает  как обмен информации между людьми. Специфика этого общения характеризуется массовостью и регулярностью распространения информации, стереотипным характером ее содержания. Что же касается формы распространения информации, то она весьма разнообразна - текстовая, графическая, аудиовизуальная, их комбинации. СМИ обеспечивают непрерывный поток отдельных элементов культуры в силу чего личность выступает не как результат целенаправленного процесса усвоения научных знаний, моральных норм и других существующих в обществе культурных ценностей, а как результат освоения отдельных, часто не связанных друг с другом, элементов культуры. В силу этого, по выражению А. Моля, культурный потенциал личности становится «мозаичной культурой».

      Следует отметить неоднозначное воздействие  СМИ на культуру. С одной стороны СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям (подчас уникальным) самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Иногда они выступают даже в качестве средства создания культурных ценностей (многосерийные телевизионные фильмы, циклы радиопередач, интеллектуальные турниры и др.) СМИ охватывают все элементы культуры: производство - хранение -распределение - потребление духовных ценностей. Таким образом, СМИ не только отражают реальность, а иногда и конструируют её в соответствии с определенными нормами. «Средства массовой информации становятся светской религией, - пишет Л. Туроу, - по существу заменяющей историческую тенденцию, национальные культуры, настоящие религии, семьи и друзей, как господствующая сила, создающая психические образы действительности». Это является еще одной продуктивной функцией СМИ. Сочетание продуктивной и репродуктивной функций СМИ делает особо значимыми их воздействие на общество и дает возможность отразить современную действительность во всей её сложности.

         Вместе с тем, следует отметить  и негативное воздействие СМИ  на культуру. Это проявляется, прежде всего, в том, что непосредственное общение людей друг с другом заменяется опосредованным техническими устройствами – телефоном, компьютером и др. информационно-техническими средствами. Отмечая это обстоятельство, М.Кастельс пишет, что «проблема свободы сообщений по-новому встала в городском обществе в последние десятилетия, когда средства массовой информации практически полностью вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию». Межличностное общение людей становится эмоционально обедненным. Мало этого, вместо распространения подлинных культурных ценностей СМИ часто "«выдают на-гора"» суррогат, проповедуют насилие, секс, стремление к наживе. Пропаганде и распространению научных знаний противопоставляются лженаучные и мистические взгляды и учения (хиромантия, астрология и др.). Происходящие события порой освещаются тенденциозно и поверхностно. «Газеты, журналы, телевидение и радио фактически производят товары - новости, сырьем для изготовления которых служат события, - пишет Э.Фромм. - Спрос есть только на новости, и средства массовой информации определяют, какие события являются новостями. А какие - нет. В самом лучшем случае информация составляется по особому шаблону, она лишь поверхностно касается событий и едва ли дает гражданам возможность проникнуть вглубь этих событий и понять их скрытые причины». Происходит стандартизация вкусов.

       Это обстоятельство усугубляется тем, что  СМИ «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская её через свои фильтры, выделают отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры». В силу этого, то, что не попадает в поле внимания СМИ остается незамеченным большинством членов общества и не играет в силу этого в жизни общества какую-либо существенную роль. Наоборот, порой буквально навязываемая членам общество информация средствами СМИ приобретает  «руководство к действию». Между тем она очень часто далека от правдивости и объективности, тенденциозно освещая те или иные события. СМИ отдают предпочтение более коротким сообщениям, в погоне за сенсациями стараются произвести больший эффект, распространяют популистские заявления, нагнетают нервозность. «В отечественных СМИ (а именно они во многом определяют то, что воспринимается широкой публикой как факт культуры) ведется множество разных дискуссий по вопросам сугубо конъюнктурным, а иногда просто бессмысленным, - говорит В.А.Лекторский. - Что же касается стратегических проблем, то они почти не обсуждаются». Таким образом, СМИ навязывают членам общества свои критерии оценки событий, свою систему ценностей, порождают определенные стереотипы мышления, типы героя и подлеца, гения и глупца и т.д. В итоге СМИ не информируют, а формируют определенные взгляды и мировоззрение людей в целом путем использования выборочной информации и соответствующей ёё подаче публике.

      Отмечая негативное воздействие СМИ на культуру, следует особо отметить, что в  последние годы программы  СМИ  наполнились различными видами лженауки. Академик Э.П. Кругляков отмечает, что «немалая заслуга в этом принадлежит СМИ, которые, к сожалению, воспользовались одним из великих завоеваний постсоветсткого периода – свободой слова. Вседозволенность и безответственность большинства СМИ привели к тому, что антинаучный бред буквально заполнил страницы газет и журналов, радио и ТВ.  В последние годы возникло новое, не существовавшее ранее явление. Лженаука превратилась в мощную организованную силу». Действительно, различного рода экстрасенсы, астрологи, маги и другие «кудесники» выступают с заявлениями о том, что нынешняя научная парадигма явно устарела, что время экспериментальной науки и материализма кануло в лету и их нужно заменить новым видением мира, основанным на сверхзнании, откровении, интуиции, «астральном видении мира» и прочей чертовщине. Вокруг бурно развивающейся альтернативной медицине  вьется много всякого рода проходимцев и мошенников. Различные формы лженауки часто находят поддержку у отдельных представителей власти, что дает возможность образования различных организаций, проповедующих антинаучный бред. Так, в России был создан Международный институт космической антропоэкологии, ряд лет проводивший «исследования» так называемых торсионных полей. При  Министерстве по чрезвычайным ситуациям создана лаборатория экстрасенсов, а Министерство обороны даже создало специальную воинскую часть, укомплектовав их экстрасенсами и колдунами.

      Волне лженауки со стороны ученых и всех здравомыслящих людей должен быть дан решительный отпор с широким использованием средств массовой информации.  Эти средства должны развернуть пропаганду научных знаний и достижений науки, решительно разоблачать лженаучные «концепции», утверждения и действия. С этой целью при РАН создана специальная комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных результатов. Но в борьбу с лженаукой, в разоблачение различного рода магов, колдунов, «предсказателей» судеб, лжецелителей должна включиться  общественность и государство. Первую скрипку в этом должны играть философы, порвавшие с абстрактными спекуляциями философскими категориями и обратившие внимание на глубокий философско-научный анализ реалий наших дней, выявляющие социальную опасность лженауки, которая извращает правильное миропонимание людей, особенно молодежи, аргументирующих невозможность мирного существование науки и лженауки. Культура должна основываться не на лженаучном толковании мира, а на научном его осмыслении. 

Информация о работе Средства массовой информации в современном обществе