Средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:20, лекция

Описание работы

Чувство долга, ответственность.
Работа журналиста, в отличие от других профессий, связана с обязательным ритмом, который задают выпуски теле и радио программ, периодичность выхода издания. Нормальная работа журналиста: жёсткий без сбоев график, при котором он знает что именно, в каком объёме и с какой периодичностью должен делать.

Файлы: 1 файл

SMI.docx

— 100.35 Кб (Скачать файл)

5) задаёт  тональность, стиль, ритм, которому  следует идущий за ним текст. 

 

Очень часто  именно в headline задан угол рассмотрения проблемы.

Психология  восприятия такова, что вероятность  прочтения headline приближается почти к 100%.

 

Headline и заголовок это далеко не одно и то же. Заголовок, как правило, стоит непосредственно перед материалом, обозначая его тему. От заголовка не требуется выражение главной мысли, ёмкой передачи содержания, тогда как именно это является основной функцией headline.

Например, на полосе напечатано «скандал»  а ниже «известный певец оказался женщиной». Заголовок, обозначающий здесь  тему это слово «скандал», а «известный певец оказался женщиной» этот заголовок  раскрывает суть материала. Прочитав заголовок, мы ничего сказать о событии не сможем. Мы не поймем ничего кроме того что ниже рассказ о каком то скандале. Вот именно это и является функцией заголовка. Тема обозначена и, казалось бы, можно переходить к тексту. Однако принцип перевернутой пирамиды требует обязательно в заглавной линии, т.е. в headline раскрыть главную цель события. Фраза «известный певец оказался женщиной» как раз и является headline .

К началу XX века газеты стали многополосными, возросло число изданий. В обстановке резко возросшей конкуренции, когда каждое издание стремилось сообщить новость или сенсацию первой, лучше и интереснее подать материал, быстрее привлечь читателя, началось развитие заголовков в сторону увеличения информативности. Традиционный заголовок, находящийся на самой вершине последовательности headline и, обозначающий тему материала, был назван термином «главная палуба» или «главный дек». Заголовки, следующие ниже, уточняющие тему, называются «деки». Современные headline обычно имеют 1-3 дека, при этом главный дек может объединять под собой несколько однотипных материалов.

Как пишут headline .

Существует  два принципа создания headline, которые  принципиально отличаются один от другого.

1 принцип: сверху вниз. Сначала придумывают headline, а затем эта мысль логично разворачивается по схеме перевёрнутой пирамиды.

2 принцип: снизу вверх. Позволяет писать headline  в последнюю очередь, после того, как написан основной текст.

 

Начинаем  с hadline (характерно для новостных материалов).

Начать  текст с headline означает иметь о  сути вопроса исчерпывающее представление. Такие материалы логичнее проводят основную идею сквозь весь текст, отличаются стройной последовательностью мыслей. Придумав headline, журналист знает, о  чём пишет, всё время имеет  в голове сквозную идею, которая  не отпускает его мысль от начала до конца.

Недостатком этого метода является то обстоятельство, что хорошо придуманный искромётный headline зачастую подчиняет себе автора. В реальном творчестве это не всегда хорошо, хотя в практическом смысле технологично, так как сокращает время на отбор фактов и определение последовательности их изложения. Однако именно это в некоторых условиях может не позволить журналисту по ходу работы слегка изменить направление, ракурс освещения темы, подчеркнуть то, что вначале казалось малозначительным, но приобрело дополнительный смысл в ходе изложения фактов.

Начинаем  с текста.

Этот  путь хорош в публицистике и аналитике, когда до того как факты будут  проанализированы окончательные выводы делать рано. Подводя читателей к  определённой мысли, автор совершенно логично выносит эту мысль  вверх, придумывая headline. Такой метод  также не лишён недостатков, поскольку  во множестве аспектов сложной проблемы необходимо найти действительно главный аспект, поднять его над другими, предав ему большую значимость.

Существует  комбинированный способ, когда headline пишется сначала, зачем пишется  текст, и в завершении headline окончательно доделывается с учётом содержания материала.

Основные  требования, которым должен отвечать хороший headline:

1) headline должен  быть точным, то есть правильно  передавать главную мысль, рассказывать  действительно о том, о чём пойдёт речь в самой статье;

2) headline должен  быть максимально информативен, содержать в себе самые главные ключевые аспекты;

3) headline должен  ориентироваться на среднего  читателя и быть понятным;

4) headline должен  быть привлекательным, стремиться  к тому, чтобы сразу завоевать  внимание;

5) headline должен  соответствовать тону и стилю  статьи.

 

Наиболее  распространённой ошибкой при написании headline является стремление сделать его  максимально остроумным, образным, тогда как стремиться нужно в  первую очередь к точности и информативности. Между ярким, образным, но неточным или малопонятным headline и headline менее ярким, но передающим самую суть истории, следует предпочесть второй, поскольку в этом случае читатель не испытывает негодования и разочарования от невольного обмана журналиста или неоправданных ожиданий.

 

Lead.

Термин  lead довольно точно определяет не только его функции, но и местоположение в тексте. Lead – это та часть текста, которая следует сразу за главной мыслью, выраженной в headline и раскрывает суть события в основных аспектах.

Lead непосредственно связан с headline не только тематически, но и фактически, то есть по сути дела является непосредственным его продолжением. Однако по функциональности они отличаются друг от друга. Именно lead призван дать читателю тот объём информации, который удержит его внимание и заставит искать дополнительные подробности, факты, мнения, на основании которых он будет знать о событии столько же, сколько знает автор.

Задачи  lead:

1) быстро  и чётко привлечь внимание  читателя, раскрыв ему основные  аспекты события;

2) мотивировать  его на то, чтобы узнать ещё  больше подробностей;

3) убедить  в том, что у него достаточно  оснований прочитать материал  до конца.

Lead ведёт активный диалог с читателем, отвечая на естественные вопросы, которые рождаются в его голове. Наиболее часто встречаются 6 вопросов: кто? что? когда? где? почему? как?. На самом деле вопросов может быть гораздо больше, но именно эти 6 являются ключевыми для понимания и быстро удовлетворяют первое любопытство читателя.

Типология lead.

Всё многообразие lead принято делить на следующие группы:

1) прямой, развернутый; 

2) косвенный;

3) lead цитата, lead вопрос.

Прямой  lead:

Союз  молодежи1) сводный lead чаще всего строится по формуле 6 вопросов, так как именно ответ на эти вопросы полностью раскрывает содержание события, даёт о нём полное представление. Ответ на эти вопросы позволяет избежать абстрактных рассуждений, которых не любит читатель. В обычных ситуациях последовательность изложения происходит по схеме  что-когда-где или когда-где-что, особенно в том случае если событие произошло сегодня или вчера. При выборе последовательности вопросов лучше всего руководствоваться принципом убывания значимости, определяя каждый раз, что именно является наиболее важным.

1)Вопрос что? всегда ставиться на первое место, если событие носит сенсационный характер и само по себе необыкновенно, значимо или масштабно. Катастрофы, землетрясения, пожары сами по себе просятся на первое место, так как в самих себе несут ключевое значение. События выходят на первый план с определением впервые, в последний раз, в единственный раз и т.д. Например, единственный концерт кого-то там пройдёт где-то там.

2)Бывает так, что место события столь необычайно, что сообщение о нём требуется поместить на первое место. Вопрос где? ставиться впереди в том случае, если мф хотим подчеркнуть, что это имеет особое значение.  Как правило, такое построение lead требует пояснить, с чем связан такой интерес или чем вызван выбор данного места.

3)Вопрос когда? часто стоит на первом месте в сообщениях, имеющих ключевое слово сегодня, вчера, завтра, а также, если дата имеет самостоятельное значение – юбилейное, памятное, праздничное. Привязка ко времени при помощи указания даты – это активный приём актуализации события.

4)Вопрос кто?  Популярные актёры, звёзды, личности  особого социального значения, президенты  и т.д. всегда начинают новостной  lead. Например, президент посетил Воронеж с неофициальным визитом.

5) Вопрос почему? Причина события должна быть  столь необычайной и важной, чтобы  выйти на первое место. Такая  структура lead достаточно редка. Например, халатность работников водоканала стала причиной массового заражения дизентерией жителей Левобережного района.

6) Вопрос как?  Этот вопрос практически никогда  не выходит вперёд, однако если  способ осуществления или ход  события нарушает сложившийся  порядок, может случиться и  так, что этот вопрос выдвинут на первое место. Иногда именно в обстоятельствах события содержится ключ к его пониманию. Например, в ходе неофициальных переговоров была наконец достигнута договоренность о …

2) Частное вступление. Этот тип lead является наиболее простым, так как раскрывает один главный аспект проблемы и не требует особого напряжения мысли для его понимания или интерпретации. Это прямой, открытый lead, которой говорит о существе проблемы и не отвлекается на детали. Его построение не требует особых усилий, однако не следует им злоупотреблять. Частный lead очень хорош в коротких информационных жанрах, либо в материале, который жёстко следует стержневой теме. Он фокусирует проблему на одном определенном аспекте, повышая её ценность и значимость или подчёркивая их. (Например, самодовольство во всемирной службе BBC… Возвращаясь на прошлой неделе с красного моря и тщетно пытаясь поймать всемирную службу BBC по fm или на коротких волнах, я прочёл годовой отчёт BBC и обзор деятельности всемирной службы BBC за год. В конце концов, я наткнулся на краткое упоминание о крайне необычном, но редко обсуждаемом явлении: практически во всех странах, где BBC проводило опрос, большинство радиослушателей не верят, что всемирная служба объективно освещает новости.)

3) Вступление – бросок. По форме этот тип lead почти неотличим от короткого headline, который не стремиться к тому, чтобы поведать о событии, а просто обозначает тему. (Вокруг газа опять что-то происходит. В области запахло новым переделом собственности. Начаться он может как подозревают аналитики с газового хозяйства.)

 Бабочка  4) Lead – капсула. Эффект такого lead заключающего в себе некоторые шокирующие, необычные аспекты рассчитан на мгновенное взрывное воздействие. Психологически такой lead скорее игра, нежели объективная система аргументации, однако в том случае, если факты, которые он использует, соответствуют истине, они работают безотказно. Как правило, такое вступление требует внимания, выдумки и аналитического склада ума. Lead такого типа стремиться подчеркнуть особый смысл события, его отличие от других, его уникальность. (Ребус Украины – разделённой нации. В этом пограничном пункте называемом Украиной – одном из самых оживлённых перекрёстков европейской истории – число русских среди 50 млн населения достигает 32.8%, а этот показатель практически пропорционален отношению количества суннитов к общему числу населения в Ираке. Эта цифра сама по себе достаточна для того, чтобы оценить серьёзность сложного конфликта по поводу оспариваемых президентских выборов.

5) Стаккато. Этот lead ещё более динамичен, чем lead-капсула. Главный аспект в таком lead разбивается на серию коротких предложений, которые являются его элементами и в совокупности дают чёткое о нём представление. То, что можно выразить одной фразой, разбивается на серию мозаичных зарисовок. (Очереди у дверей банков занимали ещё с ночи. Некоторые брали буквально штурмом, преодолевая сопротивление охраны. Служащих окружала толпа, требуя немедленно открыть кассы… такую картину утром 19 августа можно было видеть почти в каждом городе. В стране наступил дефолт).

6) Драматический lead. Драматический lead драматизирует события или проблемы. К этому следует стремиться почти всегда, когда речь идёт о жизненно важных вещах. Драматический lead показывает направление сопереживания, персонифицирует восприятие. Такой lead всегда направлен на то, чтобы создать образ, который воспринимается не столько на рациональном, критическом уровне, путём осмысления и анализа фактов, а на уровне целостной картины, закодированной в драматургической архитектонике текста. (Например, сегодня утром член муниципального совета N долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном сто миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну 3:3 и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: «Я за».)

7) Фактографический lead. Этот тип стремиться к тому, чтобы создать представление о предмете рассказа и часто используется в телевизионных новостях. Такой lead описывает обстановку, контекст, действующих лиц, обстоятельства, время – те аспекты, которые наиболее важны, чтобы тема была максимально полно раскрыта.

Рассказ.Косвенный lead. В отличие от прямого, который сразу посвящает читателя в главную тему, раскрывая её в самых основных аспектах, косвенные стремятся к интриге. Как правило, пишутся они в повествовательной манере, обращаясь к читателю непосредственно. Основой эффекта отложенного вступления как раз и является его повествовательность, когда событие излагается не с самого главного, а с его начала. Затем повествование продолжается от мысли к мысли, пока в самом конце на наступит развязка. Эта развязка изначально отложена в связи с тем, что необходимо узнать всё, что произошло во всех деталях и только потом в конце получить самое главное. Именно таким образом рассказывают о сложном событии, когда хотят чтобы аудитория с замиранием слушала.

Агутин  1) Отложенное вступление. Это классический вариант косвенного leadа, который строиться по принципу изложение начала события или проблемы. Если проблема достаточно интересна и задевает аудиторию или событие способно вызвать достаточное любопытство своей необычностью, такой lead срабатывает безотказно. (Пирожки, 84 года). Такое вступление заставляет стремиться к тому, чтобы обязательно узнать, что же будет дальше, к каким выводам пришёл автор. Ответ на этот вопрос откладывается, но это не становиться проблемой, так как читателю интересен и сам процесс его поиска. Таким образом, автор и читатель вместе пускаются в интеллектуальное путешествие, распутывая сложный клубок проблем или идей, вдумываясь в детали события.

Информация о работе Средства массовой информации