Шпаргалка по "Журналистике "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Журналистика".

Файлы: 1 файл

Ответы по ИЗЛ.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Пропаганда в структуре фашистской Германии.Вторая мировая война стала войной не только гигантской военной машины, но и огромным аппаратом «тотальной пропаганды». Фашистская идеология, будучи механическим соединением разнородных взглядов, теорий и т.п., исходит из романтизированной истории предков, философии истории, грубой силы, превознесения арийского «сверхчеловека». Гитлер культивировал социализм для избранной расы (арийской) основой которого был тоталитаризм, политический террор, национализм. Низшими расами были объявлены негры, евреи и славяне. Казалось бы, немецкая модель не должна иметь успеха — ведь люди в Германии достаточно культурны, чтобы понять, чем чреваты подобные призывы. Но в этом — загадка нацизма. В фашистской идеологии насилие было объявлено не как необходимое зло, неизбежное в борьбе с врагами, а как высшая добродетель. Характерной чертой этой империи было то, что эта идеология пользовалась поддержкой подавляющего большинства населения. Следовательно, здесь существовала мощная система пропаганды и агитации. Инициатором создания аппарата пропаганды был Геббельс. Внедряло все идеи Министерство народного просвещения и пропаганды. В стране был создан огромный аппарат для подготовки и проведения всевозможных агитационных и дезинформационных акций, начиная от массовых митингов и кончая целенаправленным воздействием на руководящие круги иностранных государств. В пропагандистском инструментарии нацистов решающее значение имели приемы маскировки и внезапности, лжи и обмана. В руки аппарата Геббельса к 1944 году перешли практически все издания: имущество издательств КПГ и СДПГ, издательских концернов Рудольфа Моссе и Ульштейнов, которые были крупными монополистами в Германии, а также концерна Альфреда Гугенберга — провинциального монополиста. Было создано «Немецкое информационное бюро», в которое объединили «Телеграфен-унион» Гугенбергаи телеграфное агентство Вольфа. Был создан «Имперский союз немецкой прессы» — кто в него не входил, не имел права работать в СМИ.Основу «войск пропаганды» вермахта: составляли т.н. «роты пропаганды», укомплектованные лицами, которые были обязаны одинаково хорошо владеть как собственно журналистскими навыками, так и всевозможным боевым оружием. Они занимались напосредственной агитацией в частях, а также обеспечивали психологическую обработку войск и населения противника. Они создавали еженедельную кинохронику: даже в начале 1945 года в Берлин еженедельно присылали по 20 тыс. метров пленки. Большое внимание уделялось демонстрации этих выпусков за границей. В начале войны для этого изготавливалось 1000 копий еженедельно с дикторским текстом на 15 языках.Система обнаружения инакомыслящих: устанавливали слежку за авторами подпольных газет и листовок. Когда в гестапо попадали листовки, их там тиражировали и разносили по домам. Все получившие обязаны были сдать листовку. Те, кто не сдавал — объявлялись антигитлеристами. Их арестовывали и репрессировали. Основные методы фашистской пропаганды: основные методы: радиовещание на волне противника, распространение фальшивых листовок в лагерях противника, доверительные устные формы сообщения (распространение легенд и слухов), распространение небылиц и ложных пророчеств, ореол мистической потусторонности, вездесущности, непогрешимости вокруг СМИ (массовой аудитории не положено знать, как делается газета), подстраховка лживых сообщений правдивыми, подсовывание массовой аудитории грубейшие событийные аналогии, облеченные в форму исторических ссылок.

 

 

 

30.Маккартизм и «холодная война» в СМИ СШАМаккартизм — движение в общественной жизни США, имевшее место между концом 1940-х и концом 1950-х годов, сопровождавшееся обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против инакомыслящих. Первые ростки маккартизма появились задолго до кампании сенатора Маккарти: уже в 1917—1920 США были охвачены первой «красной истерией», и иррациональный страх перед распространением коммунизма прочно укрепился в массовом сознании американской общественности. Подъём напряжённости между США и СССР после Второй мировой войны, с началом холодной войны, 1953—1954 годы стали периодом безудержного разгула маккартизма, чему в значительной степени способствовала пассивность, а подчас и потворство со стороны республиканского правительства и самого президента. Маккартизм бросил тень на американскую демократию и осложнил отношения США с союзниками. 9 февраля 1950 года после провала внешнеполитического курса демократа Трумэна малоизвестный сенатор-республиканец от штата Висконсин Джозеф Маккарти заявил, что он располагает списком из 205 коммунистов, работающих в государственном аппарате. Имя сенатора сразу же появилось на первых полосах крупнейших газет, на радио и только получившем славу телевидении. К 1950 году была выработана система преследования инакомыслящих в СМИ. Маккарти умело использовал погоню журналистов за сенсациями. Телевидение ограничивалось цитированием сенатора, но в сознании широкого зрителя его слова возводились в ранг официальной точки зрения. Центральным моментом карьеры Маккарти стало его выступление на платном обеде Боба Вуда в фонд республиканской партии США. Он держал в руках статью Артура Шлесинджера из «Нью-Йорк Таймс» от 11 декабря 1949 года и зачитал её первые строки: «Я убежден, что коммунистической партии должна быть предоставлена политическая свобода и что коммунистам необходимо разрешить преподавание в университетах». На следующий день после прямого эфира по телевидению в газетах был напечатан полный текст речи Маккарти, который все ставил на свои места. Цитата заканчивалась так: «…до тех пор, когда они дисквалифицируют себя интеллектуальными искажениями в классной комнате». Тем не менее в 1954 году Маккарти как телевизионному персонажу пришел конец. Против него выступили председатель республиканской партии Леонард Холл, министр обороны Стивенс. Консерватор Холл заявил: «Когда он начинает атаковать лиц, которые, как и он, борются против коммунизма, я не могу идти с ним». По инициативе сенатора Ральфа Флэндерса, была учреждена Комиссия по расследованию обвинений против Маккарти, обвинившая чиновника в подтасовке фактов. Этот процесс не освещался ни на радио, ни по телевидению с целью стереть Маккарти из памяти зрителей. Через несколько лет тот умер от алкоголизма.

 

 

 

 

 

 

 

31.«Железный занавес», противостояние двух миров и журналистика Запада. Пропаганда и контрпропаганда. «Образ врага»«Железный занавес» определил возникновение журналистики конфронтационного стиля. Штампы конфликта социализма и капитализма отразились на журналистике. Пресса стала важнейшим инструментом «холодной войны». В 1948году была разработана доктрина Трумэна, стал внедряться план Маршалла (гос. Секретарь США). Это была программа экономической помощи европейским странам, а также СССР и Восточной Европе. Как известно последние от нее отказались. Запад объединился вокруг США, Англия как лидер была оттеснена на второй план. Возник двухполюсный мир: Москва/Вашингтон. “Холодная война” была пропагандистской войной, в которой самое активное участие приняли не только идеологи систем, но прежде всего журналисты, средства массовой информации. Контент прессы развивался в конфронтационном стиле.В послевоенное время с 1945 по 1948 велась активная борьба за страны Восточной Европы. Победу одержал СССР. В этот же период шла корейская война (Север - поддержка СССР и Китая; Юг – США). Но эта война не переросла в мировую: ни СССР, ни США не стали переходить границу. В марте 1953 года умер Сталин. К этому времени пропагандистская истерия достигла предела (“дело врачей”). Внутри советского руководства шла борьба. Хрущев выступил с критикой культа личности на ХХ съезде КПСС. После некоторой «оттепели» началась открытая борьба с инакомыслящими и против низкопоклонства перед Западом. Аналогичные процессы происходили в США: маккартизм, «охота на ведьм». В США велись показательные допросы в сенатской комиссии сенатора Маккарти. Телевидение в этот период создавало атмосферу массового психоза, запугивания населения «коммунистическим заговором». Впервые ТВ продемонстрировало возможности прямого эфира как инструмента формирования общественного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Развитие  расследовательской д-ки. «Уолтергейтское».Существует много примеров успешных журналистских расследований, но наиболее известное из них было проведено газетой «Вашингтон пост», в ходе которого вскрылась коррупция в администрации президента Никсона. Два репортера, проводивших расследование, Боб Вудворд и Карл Бернстайн, написали книгу об этом деле, которая по сей день остается лучшим учебником для репортеров. Истоки дела заключались в том, что Никсон одержимо искал врагов вокруг и для этого использовал служебное положение. По его поручению составлялись «списки врагов» и прослушивались телефонные разговоры нелюбимых журналистов. И вот в июне 1972 года, в самый разгар предвыборной кампании, случилось непредвиденное. 17 июня агенты «Комитета республиканской партии по переизбранию президента» пытались установить подслушивающие устройства в штаб-квартире демократической партии в вашингтонском отеле «Уотергейт». Охранник совершенно случайно заметил злоумышленников, и против них было возбуждено уголовное дело.  Нити расследования привели в Белый дом, и посыпалась череда увольнений и добровольных отставок. По ходу судебного разбирательства были разоблачены многочисленные нарушения законности со стороны должностных лиц Белого дома, их прямое участие в скандальных событиях. Участие президента в этом деле удалось замять, и Никсон благополучно был выбран на второй срок. Но вскоре началась настоящая политическая буря. Журналисты Боб Вудворт и Карл Бернстайн опубликовали на страницах газеты  «Вашингтон пост» сенсационные материалы. Они сообщали о налете на «Уотергейт» новые детали. Подробности, переданные тайным информатором, свидетельствовали о том, что президент лично был причастен к установке прослушивающих устройств в «Уотергейте». Это была сенсация — глава Белого дома замешен в краже с взломом и шпионаже! Репортажи  привлекли всеобщее внимание, в том числе и со стороны Конгресса, который принял решение о проведении расследования силами специально назначенного независимого прокурора. Все сведения  подтвердились — Никсон действительно причастен к установке подслушивающих устройств и  еще ко многим должностным преступлениям. Палата представителей конгресса начала подготовку к импичменту Никсона. Но он предпочел сам, в августе 1974 года, уйти в отставку. Состоялся суд, на котором ряд сподвижников президента, в том числе министр юстиции Джон Митчелл, получили различные тюремные сроки. Сведения, которые опубликовали пронырливые Вудворт и Бернстайн, можно было узнать только от очень осведомленного и близкого к Белому дому человека. Вся Америка гадала — кто же этот тайный    информатор, потрясший эшелоны высшей власти. Ответ знали только Вудворд и Бернстайн. Они написали об уотергейтском скандале бестселлер «Вся президентская рать», где дали своему тайному источнику кличку «Глубокая глотка». Журналисты заявляли, что раскроют имя информатора только после его смерти. В мае 2005 года последовало сенсационное заявление бывшего заместителя директора ФБР Марка Фелта. «Это я был Глубокой глоткой!»  — заявил 91-летний Фелт. Потрясенная общественность узнала, что это именно Фелт информировал Вудворда и Бернстайна о нарушениях законности, допущенных президентом США Ричардом Никсоном. предпосылками ее возникновения послужили следующие факторы: капитализация и урбанизация общества во второй половине XIX в. столкнулись с идеологическими принципами, которые являлись основополагающими для американского общества — идеи Декларации 1776 г. и просветительская вера во всесилие и торжество демократических институтов в сочетании с идеалами протестантской этики. Именно этот конфликт дал начало широкому реформаторскому движению в обществе, выразителями которого стали журналисты-макрейкеры.

 

34. Иновещание в годы второй мировой войны. Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.Уже в начале войны мощным аппаратом иновещания располагала Германия, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.После вступления Великобритании в войну в сентябре 1939 г. в структуре Би-Би-Си была создана Европейская служба, на которую возлагались задачи информационно-пропагандистской поддержки военных действий стран антигитлеровской коалиции на европейском театре военных действий. Передачи на европейскую аудиторию велись как на английском, так и на немецком, французском, португальском, испанском и других языках народов Европы. Стартовавшее еще в феврале 1938 г. немецкоязычное вещание Би-Би-Си быстро наращивало объем передач, совершенствовалось их содержание. Стремясь нейтрализовать воздействие британского вещания, государства нацистского блока организовали глушение радиопередач Би-Би-Си. В свою очередь, британские власти, убедившиеся в малой эффективности гитлеровской радиопропаганды, отказались от ответного глушения передач германского радио на Англию.Активную роль в борьбе против нацистской радиопропаганды в период после нападения Германии на СССР играло Московское радио. Из Москвы транслировались также передачи радиостанций немецких антифашистов.В конце февраля 1942 г. начались первые ориентированные на Европу передачи «Голоса Америки», которые велись на немецком и итальянском языках. Особое внимание уделялось также воздействию на войска и население азиатско-тихоокеанского региона, где США вели военные действия после японского нападения на американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско была построена гигантская радиостанция, которая транслировала передачи на японском, китайском и корейском языках. Так в условиях войны формировалась одна из крупнейших современных систем иновещания – американская, с ее ведущим звеном – радиостанцией «Голос Америки».Война парадоксальным образом способствовала развитию радиовещания в колониях. Европейские державы, стремящиеся сохранить за собой владения в Африке, открыли в годы второй мировой войны радиостанции еще в ряде стран континента – как на территориях, подконтрольных Великобритании (в Северной Родезии, ныне – Замбия), так и во «франкофонной» Африке (в Конго, Сенегале). К концу войны радиостанции, подконтрольные колонизаторам, существовали уже в 15 африканских странах.

38.Развитие радиов  в США 1945-85.РВ коммерческое. Однако такая форма владения не исключает контроля за деятельностью РВ организаций со стороны гос-ва. Правящие монополистические круги США имеют в своем распоряжении спец. административный орган Федеральную комиссию связи (ФКС), которая следит за соблюдением интересов власть имущих всеми РВ организациями. Ключевые позиции в РВ США занимают 4 компании: ABC (американская радиовещательная компания), СBS (колумбийская радиовещательная система), NBC (национальная РВ компания), MBC (совместная РВ компания). Эти компании контролируются крупными издателями. Этот процесс приводит не только к концентрации капитала, но и к единообразию информации. США не имеет права создавать гос. радиостанции для внутреннего общеполитического вещания, но наделено полномочиями вести внешнеполитическую пропаганду всеми средствами, в том числе и радио. Вещают в первую очередь в СССР. Всю пропагандистскую деятельность Америки за рубежом направляет Информационное агентство США (ЮСИА). «Голос Америки» входит в ЮСИА. Подрывной деятельностью против стран социализма занимаются также радиостанции «Свобода», «Свободная Европа», действующие с территории ФРГ. РВ широко применяется в пропагандистских целях во всех звеньях военной машины. В системе Пентагона имеется спец. служба РВ и ТВ американских вооруженных сил (Эй-Эф-Ар-Ти-Эс), подчиняется министерству обороны. Информация подается из США. Такая же служба есть в английских вооруженных войсках, но здесь инф-я записывается на пленку и рассылается по военным РВ сетям.50-е, 60-е годы – конкуренция между ТВ и радио. Перестройка программ радиовещания. Тенденция к специализации программ. трехпрограммное вещание: 1) центральная – для самой широкой аудитории – материалы разл. жанров (текстовые и муз.). Но все-таки суть – информационно-пропагандистские передачи. 2) музыкальная, прерываемая короткими выпусками новостей. 3)для узкой категории слушателей, трансляция классической музыки, лит. произведений. В США из четырех организаций СИ-Би-Эс и Эн-Би-Эс имеют только по одной нац. радиопрограмме, ретранслируемые средневолновыми радиостанциями. Лишь Эй-Би-Си ведет передачи по 4 разл. радиопрограммам. Гл. задача Эй-Би-Си, Си-Би-Эс, Эм-Би-Эс и Эн-Би-Си – в обеспечении аудитории общенац. новостями внутреннего и международного характера. Есть и радиосети, специализирующиеся на трансляции муз. и спорт. программ. Типы по видам программ: «радиостанции популярной музыки для взрослых», самые прибыльные, «олл ньюс стейшнс» - свежие новости, религиозные радиостанции.

 

37.Разв РВ в Европе. 60- е годы - совершенствование техники, что увеличивает аудиторию. Транзисторы, которые позволяют слушателям стать независимыми от стационарных сетей электропитания, можно носить приемник с собой. Освоение ультракоротковолнового диапазона, который обеспечивает воспроизведение музыкальных программ. Внутри страны не исп. короткие волны, зато исп. для целей внешнеполитического вещания, для пропаганды. Крупная организация буржуазного западного мира – «Голос Америки». «Немецкая волна» - западногерманская служба радиовещания на зарубежные страны. Преобладающей явл. гос. форма владения радиовещательными службами, хотя часто они называются «общественными организациями», как в Англии. Гос. форма владения доминирует во Франции, ФРГ. Исключение – США, где коммерческое вещание с самого начала. Англия:Гос. служба – BBC. 70 г. – в Англии разрешено создание коммерческих радиостанций, но их позиции в эфире слабые. Структурно БИ-БИ-СИ состоит из 3 относительно самостоятельных вещательных служб: телевизионного, радиовещ., радиовещание на зарубежные страны. Общее руководство осуществляет совет управляющих, члены которого назначаются англ. монархом.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике "