Речевая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации.
Цель данной работы: изучить слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Объект данной работы: слушание и чтение как виды речевой деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая - речевая коммуникация.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


Курсовая

Речевая коммуникация

 

 

Содержание

 

Введение

 

Актуальность  данной работы: Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли.

Речевая сторона коммуникации имеет  сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации.

Слушание — это такой элемент  речевой коммуникации, который в  наибольшей степени достоин того, чтобы уделить ему внимание.

Чтение – это вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста.

Цель данной работы: изучить слушание и чтение как виды речевой деятельности.

Объект данной работы: слушание и чтение как виды речевой деятельности.

Предметом данной курсовой работы является: рассмотреть виды речевой деятельности.

Задачи, которые  необходимо решить в ходе работы:

1. Рассмотреть слушание как рецептивный  вид речевой деятельности и  его пути совершенствования;

2. Изучить чтение как рецептивный  вид речевой деятельности и  методы его совершенствования.

 

Глава 1. Рецептивные виды речевой деятельности

1.1 Слушание как рецептивный вид речевой деятельности

 

В основе слушания лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно  воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Результатом  слушания  является понимание услышанного.

Понять воспринятый на слух текст - это значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идёт речь в тексте.

Слушание можно разделить на этапы:[2, с. 64]

  • Побудительно -  мотивационный (осознание того, что нас побуждает к слушанию, каковы мотивы, лежащие в основе предстоящей речевой деятельности);
  • ориентировочный (мы ориентируемся в ситуации общения, намечаем  программу реализации осознанного коммуникативного намерения);
  • аналитико - синтетический (на этом этапе начинается сам процесс слушания, т.е. восприятие текста, его осмысление и понимание осознание смысла), на этом этапе слушающий одновременно анализирует воспринимаемое и синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл восприятия;
  • последний этап слушания реализует исполнительную (реакция на высказывание) и контрольную фазы речевой деятельности (здесь завершается приём информации и слушатель может ещё раз осмыслить воспринятое, скорректировать свои выводы, отреагировать действиями на услышанное, осознать степень своего понимания проанализированного высказывания). [2, с. 66]

Можно выделить следующие функции слушания:

 

  • познавательная функция -  люди слушают, чтобы узнать. Познать, получить информацию;
  • регулятивная функция – слушать, чтобы научиться что- либо делать, регулировать свои действия и поступки;
  • эстетически ценностная функция -  получить наслаждение, удовлетворить свои эстетические запросы. С этой целью люди слушают: стихи, прозу в исполнении мастеров слова;
  • реагирующая функция -  здесь подразумевается реакция слушающего на слова собеседника: иногда люди слушают потому, что их к этому побуждают (порой против их воли).  Реакция может быть выражена или словесно или в форме какого- либо поступка. [6, с. 101]

По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

Уметь слушать - одно из самых сложных  коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.

Развитие навыков слушания основывается на развитии у человека основных ментальных способностей: слуховая, внимательность, способность к запоминанию и пониманию.

Чтобы научиться эффективно слушать  необходимо определить цели, то есть для  чего нужно слушать говорящего. Таких целей выделяют пять: [3, с. 90]

  1. получение информации;
  2. развлечение является основной потребностью человека;
  3. воодушевление. Хорошо продуманные речи поднимают настроение слушателей и воодушевляют их;
  4. анализ идей и фактов;
  5. улучшение собственной речи в процессе наблюдения за речью говорящего. [3, с. 91]

Эти фактора определяют эффективность  слушания, но оно так же зависит  и от желания аудитории слушать  говорящего. На данный фактор может  повлиять отношение слушающих к  говорящему, их интерес, мотивация, а  так же эмоциональное состояние. В качестве дополнительных средств, которые улучшают навыки слушания, выделяют следующие.

  1. Умение концентрироваться, то есть подготовить себя к слушанию. Концентрация требует от слушателя постоянного внимания, так как это активный творческий процесс. Внимание человека могут отвлечь такие причины, как шум, неудобное положение или отсутствие интереса к теме.
  2. Умение анализировать содержание. Для этого нужно определить:
  • цель речи (утверждающая, информационная или развлекательная); [1, с. 92]
  • композицию речи. Составляющей данного приема является понимание того, как рассказчик раскрывает основную мысль, развивает тему, дает пояснения, определяет термины;
  • главную тему речи;
  • выделить главные идеи оратора;
  • определить формы аргументации, то есть определить как приводятся доказательства, какие типы и сколько;
  • определить формы резюмирования и заключительных выводов.
  1. Умение слушать критически. Развить это умение можно, если выполнять три принципа:
  • связывать слова выступающего со своим опытом. Можно соглашаться с доводами оратора и наоборот. Так же вы можете отложить свое решение до тех пор. Пока не получите дополнительные сведения. Выполняя данные условия, человек учится мыслить конструктивно;
  • резюмируйте и систематизируйте услышанное, то есть предугадывайте дальнейшее развитие темы;
  • анализ и оценка услышанного. Необходимо анализировать основные идеи оратора, а затем взвесить утверждения Делается это для того. чтобы проверить адекватность доказательств, весомость объяснений и определить цель говорящего.
  1. Умение конспектировать услышанное необходимо в основном учащимся. Это умение помогает сконцентрироваться при слушании и при необходимости вернуться к услышанному ранее. Необходимо в том случае, если вы слушаете для получения информации, записи или оценки содержания. [1, с. 94]

При конспектировании важно понять логику лекции , а не записывать обрывочные фразы. Конспект должен являться расширенным  планом выступления и отражать структуру  и основные положения лекции, а  так же примеры и цитаты. Для  эффективного конспектирования необходимо уметь свертывать фразы и сокращать слова.

Свертывание фраз подразумевает выделение  ключевых слов и составления из них  смысловых рядов. Проще говоря, отбросить  ненужные слова, удаление которых не приведет к потере смысла речи.

Сокращение слов сожжет происходить по следующим принципам:

  1. сокращение по первой букве. Необходимо отметить, что наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов;
  2. сокращение по нескольким первым буквам. При использовании этого способа сокращения чаще отбрасываются суффикс и окончание слова;
  3. пропуск букв в середине слова, вместо которых ставится дефис. [2, с. 79]

Итак, слушание – это  рецептивный вид речевой деятельности, связанный о звуковым восприятием  звучащей речи. Существуют определенные функции слушания: реагирующая функция, регулятивная функция, эстетически ценностная функция и познавательная функция

1.2 Чтение как вид речевой деятельности

 

Чтение – это вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста.

В настоящее время читать умеет практически любой человек. Но разные люди обладают различными навыками чтения. В первую очередь это зависит от образования человека, но все же еще есть люди, которые могут читать только по слогам. Навыки чтения нужно развивать каждому, потому что в процессе коммуникации это умение является основным условием эффективности, а так же помогает сэкономить время, так как позволяет перерабатывать большее количество информации. [3, с. 118]

Чтение - рецептивный вид речевой  деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения заключается в расшифровке графических символов и переводе их в мыслительные образы. Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.

Для того чтобы читать, надо этому научиться. Есть чтение тренировочное, для выработки навыки, для скорочтения. Эта деятельность некоммуникативна, безадресна.

Целевая установка на получение информации из текста характерна для чтения научных, деловых произведений. Эта зона разума. Чаще всего при этом осуществляются профессиональные обязанности. Но может быть чтение и для общего научного развития, познавательное чтение неоценимую услугу в этом случае читающим оказывает научно - популярная литература. [3, с. 120]

Чтение художественной литературы преследует другую цель - эстетическое наслаждение, развлечение, отдых. Но при этом есть познание. Например, из исторического романа можно узнать много нового об эпохе, стране, быте людей, их правах и т.д. Меньше познания в поэзии, но зато несравненно больше эстетического удовлетворения.

Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста, чтобы выявить в самом общем виде его характер.

Изучающее чтение предполагает глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание.

Процесс чтения состоит из двух этапов: зрительное восприятие и осмысление.

На первом этапе - этапе зрительного  восприятия, наиболее важную роль играют три определения: фиксация взгляда, движение глаз и поле зрения. [5, с. 82]

Фиксация взгляда - остановка глаз при восприятии написанного. Фиксация взгляда длится всего доли секунды.

Движение глаз - передвижение взгляда  на разные участки текста.

Поле зрения - текст, который четко  воспринимается глазами человека при  одной фиксации взгляда. Среднее  поле зрения человека составляет 1,5 - 2 слова, то есть 10 - 15 букв.

Второй этап - этап осмысления. На этом этапе происходит понимание смысла прочитанных слов, предложений и  всего текста. Здесь же происходит понимание подтекста, если человек  читает, например, публицистику или  художественную литературу.

Существуют особенности чтения, которые мешают эффективному восприятию прочитанного. [5, с. 83]

  1. регрессии - неоправданные механические возвраты к прочитанному ранее тексту. При обычном чтении количество регрессий составляет 10 - 15 на каждые 100 слов. Очевидно, что это существенно замедляет процесс чтения;
  2. артикуляция - проговаривание читаемого текста «про себя». Внутреннее проговаривание заметно тормозит скорость чтения, так как скорость говорения в 4 раза меньше скорости мысли. Если избавиться от этого недостатка, то скорость чтения увеличится в 3 - 4 раза; [7, с. 66]
  3. малое поле зрения. Эффективность процесса чтения зависит от ширины поля зрения. Чем оно шире, тем больше воспринимается информации при каждой остановке глаз и таких остановок становится меньше;
  4. слабое развитие механизма смыслового прогнозирования, то есть умение предугадывать написанное и делать догадки. Данное явление называют антиципацией;
  5. Низкий уровень внимания. У медленно читающего человека внимание часто переключается на посторонние мысли и интерес к тексту снижается. Внимание является катализатором процесса чтения, поэтому для улучшения навыков чтения необходимо научиться им управлять;
  6. отсутствие гибкой стратегии чтения. Один из основных приемов чтения - использование алгоритмов чтения. Это позволяет легко усваивать прочитанный материал: запомнить название статьи или книги, выделить основные идеи автора, кратко пересказать ее содержание и др. [7, с. 68]

Таких способ существует пять:

  • углубленное чтение;
  • ознакомительное чтение;
  • чтение-просмотр;
  • сканирование;
  • быстрое чтение.

Чтение выполняет следующие функции:

  • прививает навыки самостоятельной работы;
  • текст часто выступает основой для письма, говорения и аудирования;
  • воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности);
  • расширение кругозора. [7, с. 69]

Итак, чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Процесс чтения состоит из двух этапов: зрительное восприятие и осмысление.

 

Информация о работе Речевая коммуникация