Речевая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации.
Цель данной работы: изучить слушание и чтение как виды речевой деятельности.
Объект данной работы: слушание и чтение как виды речевой деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовая - речевая коммуникация.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Методы совершенствования навыков слушания и чтения

2.1 Методы совершенствования навыков  слушания

 

Слушание предполагает умение извлекать  полезную информацию в условиях устного  общения. Считается, что умение слушать  собеседника — один из критериев коммуникабельности человека.

Не более 10% людей умеют выслушать  собеседника, в то время как для  установления контакта роль слушателя  очень важна. В ситуациях публичных  выступлений (лекция, доклад) обычный  слушатель достигает только 25%-го уровня-эффективности. [4, с. 103]

Основными недостатками при слушании являются бездумное и обрывочное восприятие, а также аналитическая узость. Низкая эффективность при восприятии устной речи зависит часто не только от самого слушателя, но и от выступающего. Однако доминирующим фактором является готовность и желание слушать, что, в свою очередь, определяется отношением слушателя, его интересами, мотивами и эмоциональным состоянием.

Для развития навыков  эффективного слушания необходимо

  1. выработать следующие умения:
  2. умение концентрироваться;
  3. умение анализировать услышанное;
  4. умение слушать критически;
  5. владение вспомогательными средствами. [4, с. 104]

Умение концентрироваться. Концентрация необходима, чтобы подготовить себя к слушанию. Процесс концентрации требует определенных усилий. Известно, что слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимущество во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор.

Концентрация требует постоянного, а не периодического внимания. Некоторые слушают внимательно какое-то время, затем на несколько минут отвлекаются на другое, затем снова обращаются к слушанию. Этот факт может объясняться разными причинами: влиянием отвлекающих факторов, странностями в манере выступающего говорить или представлять материал, неудобным положением, отсутствием интереса к теме. [1, с. 129]

Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться  игнорировать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концентрироваться представляет собой основное требование эффективного слушания. Оно требует серьезного отношения к слушанию, желания работать над улучшением навыков и постоянного внимания к говорящему.

Следовательно, концентрация — это не пассивный, а активный творческий процесс, требующий больших усилий. Для того чтобы научиться концентрироваться в процессе слушания, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. займите объективную и корпоративную позицию по отношению к говорящему.
  2. создайте интерес к предмету речи.
  3. подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.

Эффективность процесса слушания зависит  от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Объективными факторами  являются: шумы и помехи, акустические характеристики помещения, микроклимат в помещении и т.д.

Субъективные факторы: пол слушателя, тип нервной системы человека, его темперамент, интеллектуальные способности. [1, с. 132]

Итак, для развития навыков эффективного слушания необходимо выработать следующие умения, умение концентрироваться, умение анализировать услышанное, умение слушать критически, владение вспомогательными средствами.

2.2 Методы совершенствования навыков чтения

 

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Также чтение является рецептивным видом речевой деятельности, который связан со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т. е. букв.

Процесс чтения состоит из нескольких этапов: [6, с. 127]

Этап зрительного восприятия. На этом этапе роль играют «технические навыки» чтения, которые можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

  • острота зрения;
  • скорость и характер передвижения глаз по тексту;
  • размер поля зрения, т. е. участка текста, четко воспринимаемого глазами при одной фиксации взгляда. Обычно поле зрения человека составляет 1,5–2 слова (10–15 букв) за одну фиксацию.

Этапа осмысления (интерпретации) прочитанного. На этом этапе происходит понимание смысла отдельных слов, предложений, всего текста. Иногда это происходит последовательно, а в отдельных случаях – одновременно. Здесь же зачастую осуществляется понимание подтекста, что особенно актуально при чтении публицистических произведений и художественной литературы. [6, с. 129]

Итак, этап осмысления прочитанного. На этом этапе происходит понимание  смысла отдельных слов, предложений, всего текста.  Процесс чтения состоит из нескольких этапов: этап зрительного восприятия. На этом этапе роль играют «технические навыки» чтения, которые можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: острота зрения, скорость и характер передвижения глаз по тексту.

Заключение

 

Цель данной работы можно считать  достигнутой: было изучено слушание и чтение как виды речевой деятельности.

Также были поставлены и решены следующие  задачи: было рассмотрено слушание как рецептивный вид речевой деятельности и его пути совершенствования и изучено чтение как рецептивный вид речевой деятельности и методы его совершенствования.

Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств.

Чтение - рецептивный вид речевой  деятельности, который связан со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного  с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения заключается  в расшифровке символов и переводе их в мыслительные образы.

Слушание - рецептивный вид речевой  деятельности, связанный о звуковым восприятием звучащей речи. Научными исследованиями доказано, что через  слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

 

Список литературы

 

 

  1. Ажеж Клод. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки: Пер. с фр. М.: Едиториал УРСС, 2008. – 527 с.
  2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М.: КомКнига, 2009. – 472 с.
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 2007. – 612 с.
  4. Кравченко Я.Ю. Обусловленность речевого поведения личными чертами участников коммуникации // Современные наукоемкие технологии. - 2007. 481 с.
  5. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008. – 287 с.
  6. Пивонова Н.Е. Речевые и письменные коммуникации. Учебно-методические пособие. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2010. – 528 с.
  7. Поселенова А.В. Речеповеденческий тип коммуникативной личности как объект прагмалингвистического анализа //Русское слово в контексте культуры: Материалы конференции. Орел: ООО "Издательский дом "ОРЛИК" и "К", 2008. – 280 с.

Информация о работе Речевая коммуникация