Мифотворчество как PR-технология в музыкальном шоу-бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение мифов как PR-технологии в музыкальном шоу-бизнесе на основе анализа мифов о Сергее Лазареве и Владе Топалове.
Цель данного исследования реализуется посредством решения ряда задач:
определить основные характеристики понятий «шоу-бизнес», «музыкальный шоу-бизнес», «миф», «мифотворчество»;
выявить основные виды PR-технологий в музыкальном шоу-бизнесе;
выявить виды мифов в музыкальном шоу-бизнесе;
изучить технологию создания мифов в музыкальном шоу-бизнесе;

Содержание работы

Введение ……………………………..………………...…………………………..
3
Глава 1. PR-технологии в музыкальном шоу-бизнесе: теоретический аспект……………………………………………………………………………….

6
1.1. Основные характеристики понятия «музыкальный шоу-бизнес»…....
1.2. Виды PR-технологий в шоу-бизнесе…………………...…………..…..
1.3. Создание мифов как PR-технология в музыкальном шоу-бизнесе…..
6
16
31
Глава 2. Анализ мифотворчества как технологии PR в музыкальном шоу-бизнесе на примере певцов Сергея Лазарева и Влада Топалова…………………………………………………………................


51
2.1. Анализ мифов о Сергее Лазареве и Владе Топалове……………….....
51
2.2. Рекомендации по коррекции мифов о Сергее Лазареве и Владе Топалове………………………………………………………………...…….

64
Заключение …………………………………………………………............
71
Список использованной литературы……..………………..………

Файлы: 1 файл

Copy of вкр 2.doc

— 409.00 Кб (Скачать файл)

«Желтый» PR - ассоциируется с использованием скандалов, раздуванием сенсаций, папарацци, эпатажем и прочей желтой журналистикой. Ничего положительного под собой «желтый» PR не имеет. Он, как и любой другой, используют с целью привлечения внимания, но делается это путем оскорбительных элементов (табуированных слов в названиях, в изображениях - применение сексуального содержания - от ню до порнографии, публикаций желтой прессы, в публичных действиях - псевдогомосексуализм, высказывание расистских заявлений и т. п.) [Виды пиар кампаний http://elitpr.com/, (15.04.2011)].

Технология подобных слухов включает:

- подтасовку и передёргивание  фактов;

- смещение событий  во времени и в пространстве;

- откровенную ложь;

- подачу дозированной  информации в некой последовательности, вызывающей  определённые ассоциативные связи.

Запускной механизм слухов чаще всего базируется на так называемой утечке информации типа: «Из хорошо информированных источников стало  известно, что…», «Народ говорит, что…»  и пр. Такая информация преподносится как вполне достоверная, вызывающая доверие. Источник слухов может быть официальным, неофициальным и случайным [Ульяновский, 2005, c.86].

«Белый» PR- это работа по Сэму Блэку - искусство понимания, информационная открытость, предоставление бесспорных информационных поводов [Блэк, 1990, с. 15]. «Белый» PR - это открытое распространение информации о конкретном лице, товаре или событии. Словосочетание появилось для демонстрации понятия, контрастного к черному пиару, то есть открытости от своего собственного имени. Предоставление аудитории бесспорных информационных поводов [Виды пиар кампаний, http://elitpr.com/, (15.04.2011)].

Технология этого вида PR строится на открытости. Это значит, что информация об объекте пиара дается только правдивая. При этом конкурентов никак не цепляя. Целью «белого» PR является  формирование и поддержание положительного имиджа того или иного проекта. Имидж – это образ организации, товара, услуги, складывающийся в восприятии различных групп общественности [Ожегов, 2011, c. 118].

Специалисты утверждают, что главной функцией имиджа является формирование благоприятного отношения к кому - либо или чему-либо. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность организации на рынке.  Если положительное отношение сформировано, то за ним обязательно следует доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же фактором высокого  рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.

Технологии «розового» PR - это технологии мифов и легенд. Их предназначение, говоря словами Ницше, - создать «покрывало иллюзий», потребность в которых люди практически постоянно испытывают. Одни - по причине развитой склонности к мечтательности, другие - в силу личностной нереализованности, третьи - под воздействием пропаганды.

Но технологии «розового PR» не всегда являются средством злонамеренного введения людей в заблуждение. В ряде случаев они выполняют роль стимулятора социального оптимизма, погружая людей в перспективы будущего благополучия, что особенно полезно в периоды массовой депрессии в обществе [Старикова, 2007, с. 60].

Интересные эмоциональные  мифы очень хорошо запоминаются и продолжают свое существование уже в их пересказах. По своей сути легенды и мифы могут быть самыми разными. Главное, что бы они формировали позитивные модели поведения. 

Еще одним свойством  мифотворчества, обеспечивающим его эффективное воздействие, является то, что миф - это, как правило, повторение того, что уже случалось ранее.

Итак, один миф может  сменить другой, но артист никогда  не остается без мифов. Как написал  Арсений Гулыга: «Миф - форма сознания, свойственная человеку, как свойственны  ему другие формы сознания. Разрушение мифа приводит не к господству рациональности, а к утверждению другого мифа. Когда на смену высокому мифу приходит низкий - беда: цивилизация идет вперед, но культура распадается» [Гулыга, 1985, с. 102].

Таким образом, разработка и применение PR-технологий, по сути, представляют собой процессы постепенной рационализации и оптимизации целенаправленной деятельности субъекта управления в рамках выполнения им определенных задач. В конечном счете, они расширяют возможности субъекта управления в плане контроля и управления изменений.

Именно поэтому в  рамках PR используются мифы, которые позволяют воздействовать на ключевые группы общественности через информацию, уже понятную и знакомую целевой аудитории. Мифы в определенной степени защищают людей от нежелательных изменений, делают появление нового менее болезненным, уменьшают барьеры восприятия, поэтому их изучение и использование приобретают особое значение в рамках PR-деятельности.

Музыкальный шоу-бизнес постоянно занято заменой мифов мифами же. И специалисты по связям с общественностью отлично используют такую особенность, как стремление надеть на себя «розовые очки». Поэтому технология «Розового PR» – мифотворчество – развито и востребовано в шоу-бизнесе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. . Создание мифов как PR-технология в музыкальном

шоу-бизнесе

 

 

Первая ассоциация, возникающая  при слове «миф» - это воспоминания о прочитанных книгах, повествующих про богов и героев. И это, по сути, приближает нас к пониманию мифа, т.к. в мифе отсутствует четкое противопоставление субъекта и объекта, миф всегда связан с эмоциями, это некий синтез чувственного и рационального -  своего рода «мыслеобраз» [Барт, 2000, с. 27].

Основная причина привлекательности  мифа в том, что миф - это форма  выражения мысли в эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь часто отсутствуют отчетливые разграничения идеального и вещественного, объективного и субъективного, что увлекает человека в мир грез и заставляет забыть о рутине и однообразии жизненных реалий. «Все это мифы. На уровне сплетен. Они, видимо, необходимы. Люди дополняют, детали какие-то привносят. Поэтому миф и живет» [Корнеева, 2006. c. 266].

Идеи, заложенные в мифах, изменяют мировоззрение  и пути удовлетворения потребностей человека. В основу систематического описания мифов авторы предлагают положить классификацию потребностей человека.

Один из главных элементов  массовой коммуникации - это средства массовой информации, которые являются одним из главных источников мифов. СМИ выступают рупором, стоящих  за ними лиц или структур, являются проявителем содержания массовой культуры и сознания. Следовательно, журналисты осознанно или неосознанно часто являются создателями или проводниками мифов.

Если обратиться к  далекому прошлому, то можно отметить следующую закономерность: раньше мифы выступали как единая, универсальная форма сознания. Человек воспринимал их за реальность, так как не мог объяснить многие явления и вещи окружающей среды. С современным человеком иная ситуация. Он наделен относительно объективным сознанием, которое позволяет ему проводить четкую грань между реальным и иллюзорным миром. Тем не менее, «психологическая зависимость» от мифологического мировосприятия осталась, что и проявляется в сильном пристрастии публики к различным байкам, сплетням, слухам, мифическим историям и другим проявлениям вымысла [Корнеева, 2006, с. 268].

Чтобы исследовать миф в музыкальном шоу-бизнесе, надо обратиться к трактовке мифа: каким образом он функционировал в человеческом сознании, культуре и что несёт в себе понятие миф сегодня.

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, Богах, явлениях природы; в переносном значении, недостоверный рассказ, выдумка [Ожегов, 2011, c. 287].

Зачастую под современным  мифом в PR  понимается сообщение, злонамеренно искажающее суть некоторой проблемы и  пути ее разрешения. Если разбираться более детально, то можно выделить мифы, граничащие с простым обманом, и мифы, определяемые как некоторые объективно  обусловленные в потребительском обществе идеи. Известный антрополог К. Леви-Строс полагал, что мифы сами  по себе не несут никакой функции, они лишь служат выражением базовых категорий человеческого разума, выраженных  в  виде  серий  противоречащих друг другу оппозиций: левое и правое, сырое и вареное, мужское и женское. Любой миф - лишь комбинация этих и некоторых других элементов. В то же время Р. Барт рассматривает мифы как систему коммуникации, состоящую из системы не только из письменных текстов, а также из продуктов кино, спорта, фотографии, рекламы и телевидения [Баронин, 2002, c. 115].

          Философ Ф. Шеллинг трактовал миф преимущественно как эстетический феномен, но  вместе с тем придавал ему особое значение как прототипу художественного творчества, имеющему глубокое символическое значение; преодоление традиционного аллегорического толкования мифа в пользу символического - ее основной пафос [Шеллинг, 1989, c. 82].

В. Дуглас говорил о  том, что миф в 20 веке стал употребляться  в таких смыслах как: «иллюзия, ложь, лживая пропаганда, поверье, вера, условность или представление ценности в фантастической форме, сакрализованное и догматическое выражение социальных обычаев и ценностей» [Мелетинский, 2000, c. 275].

«Миф - это своего рода язык; миф есть ни ложь, ни искреннее  признание, он есть – искажение»[Барт, 1994, с. 402]. Р. Барт относит миф к деформированной искаженной реальности. Миф отличает естественность и эмоциональность, которые заставляют воспринимать его натурализацию.

По словам Э. Кассирера, в мифе «отсутствует надежный рубеж  между восприятием «представляемого»  и «реального», между желанием и исполнением, между образом и вещью» [Кассирер, 2001, с. 124]. Миф оперирует конкретным и персональным, манипулирует внешними вторичными чувственными качествами предметов. К. Г. Юнг трактовал миф в качестве «архетипа», он стал синонимом коллективного бессознательного.

Французский этнолог  К. Леви-Стросс показал, что мифологическое мышление способно к логическому анализу. Он видел в мифе логический инструмент разрешения противоречий посредством «прогрессивного посредничества» [Леви-Стросс, 2001, с. 217], когда одна фундаментальная противоположность заменяется другой, менее резкой противоположностью и так далее, к более узкой оппозиции. Таким образом, возникают новые мифологические системы и подсистемы, являющиеся следствием множества трансформаций. Благодаря теории К. Леви-Стросса, было доказано наличие именно логической составляющей в мифе.

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное - поскольку современный человек  пытается достичь ясной картины  мира и в мифе он находит успокоение. Иррациональное проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности [Лобок, 1997, c. 308 ].

Французский философ  Р. Барт считал современность привилегированным  полем для мифов. Он выступал не столько против мифа как части мироощущения, сколько против тех форм, которые принимает миф в современном потребительском обществе с целью «подавления разума». «Всякая семиологическая система есть система ценностей, потребитель же мифов принимает их значение за систему фактов»[Барт, 1994, с. 48].

С другой стороны, миф  способен исключительно позитивно  влиять на человека. «Миф выступает  как средство утешения, замещения  и восполнения недостающего, он обнадеживает индивида и тем самым создает  состояние психологического комфорта» [Воеводина, 2002, с. 57].

Миф - это яркая и  подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий  мысли и жизни, обладающая своей  собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия [Лосев, 2001, c. 21].

Миф - явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект) [Полищук, 1999, c. 147].

Миф формирует жизнь  как единство. Это значит, что  он обеспечивает, с одной стороны, единство субъекта и объекта, с другой - единство представления и действия. Российский культуролог Л.Г. Ионин в связи с этим выделяет такие функций мифа [Ионин, 2000, с. 157 - 159]:

1. Энергетическая. Миф  связывает и канализирует социальную  энергию. Миф концентрирует энергию  и направляет ее на конституируемые объекты. Например, предположим, вы запланировали поездку, но для того чтобы поехать, нужно выбрать способ передвижения: по железной дороге, на автомобиле или на самолете. Каждому из этих способов передвижения соответствует совокупность представлений, образующая свой особый миф. Этот миф канализирует энергию путешествующего, направляя ее в определенное русло, освобождая его от необходимости каждый раз заново изобретать для себя способы путешествия по железной дороге, на автомобиле и т.д. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом.

2. Созидание коллективов.  Коллективы возникают потому, что  мифы обеспечивают специфическую  в каждом конкретном случае  координацию восприятия и поведения  многочисленных разрозненных индивидов.  В качестве примера здесь можно назвать коллективы самого разного рода: от рабочей бригады на заводе или футбольной команды до целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, хоккейному мифу, мифу о свободе и независимости народа. Создание таких мифов - безусловно, одна из ключевых задач современных производителей, поскольку связи с общественностью и реклама продуцируют массовую потребительскую культуру.

Информация о работе Мифотворчество как PR-технология в музыкальном шоу-бизнесе