Методы журналистского расследования в творчестве Гюнтера Вальрафа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы – рассмотреть, как методы ведения журналистских расследований представлены в журналистском творчестве Гюнтера Вальрафа и проанализировать их в контексте современности.
Объектом исследования являются сборники репортажей Гюнтера Вальрафа «Репортер обвиняет» и «Нежелательные репортажи».

Файлы: 1 файл

КурсоваяДоработанная.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Включенное  наблюдение, проводящееся инкогнито, когда  наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он – один из них, иногда отождествляется с научным шпионажем. Однако, этот метод принципиально отлично от шпионажа в обычном понимании. Его цель – не вред, а польза наблюдаемым, используемые в нем приемы получения информации должны отвечать нормативам журналистской этики. Это значит, что исследователь-наблюдатель фиксирует лишь те акты поведения (события), на регистрацию которых направлена его деятельность. Это значит, что он не имеет права разглашать полученную информацию, использовать ее для каких-либо не предусмотренных целей. Это значит, наконец, что журналист несет ответственность не только за качество собранной и обработанной им информации, но и за все последствия своего вмешательства в изучаемые социальные явления. Вот какими мыслями делится журналист Н.Никитин: «Главное правило: забудь о том, что ты журналист…, старайся быстрее освоить новую профессию и выполнять свои обязанности как можно лучше»11.

Сменив профессию, познав изнутри все реалии новой  роли, журналист сам становится качественно новым источником информации, даже если это само по себе становится противодействием стереотипам. Например, применение метода включённого наблюдения – это надёжное средство борьбы с таким стереотипом, как тяга к слухам. Метод остаётся верным читателю и в простых житейских ситуациях, помогает избежать неожиданных неприятностей и даже правильно выбрать профессию. «Познав изнутри мир чужой профессии, определив для себя все её плюсы и минусы, журналист может дать совет тем, кто собирается избрать для себя эту работу  как дело всей жизни. И тогда выбор читателя будет осознанным, без каких-либо стереотипов».12

Следует подчеркнуть, что материалы, подготовленные с  использованием метода включённого  наблюдения, открывают перед читателями яркий и противоречивый мир, помогает увидеть его как будто собственными глазами, воспринять его как очевидец и, наконец, обрести главное – личную позицию по отношению к описываемым событиям.

Вынесенные журналистом  из общения с представителями  других профессий сведения могут помочь иной профессиональной группе найти пути повышения престижности своего дела в глазах общественности. Изменившаяся в результате журналистского внедрения и последующей публикации материала самооценка представителей той или иной социальной среды – не самый главный итог такой работы журналиста. Более важно то, что люди этой профессии или иного социального статуса мотивы и суть их деятельности стали понятнее, ближе всем остальным согражданам.

2.1.3 Метод включенного наблюдения  в творчестве Гюнтера Вальрафа.

Как упоминалось ранее, создателем метода включенного наблюдения (его также называют методом маски) в его современном виде считается именно Гюнтер Вальраф. Метод маски – это основа почти всех без исключения его репортажей. Пожалуй, в этом плане из общего ряда особенно выделяются репортажи «Запрещенное оружие» и «Беда, если им дадут волю», в которых метод отступает на второй план по сравнению с методом беседы и репортажи, в которых метод использован наиболее полно и ярко: «Концерн Герлинга», «У конвейера», «Убий во имя божие», «Как я нанимался в шпики», «Человек, который в «Бильд» был Хансом Эссером» и «Зимняя поездка в шахтерский район».

При помощи метода включенного наблюдения Вальраф добывает информацию, во-первых, не требующую документального подтверждения, а во-вторых относящуюся строго к настоящему времени (времени создания репортажа). «Зимняя поездка в шахтерский район» - это материал о всплеске безработицы в Германии. Здесь Вальраф «перевоплощается» в безработного, приехавшего из Гамбурга «по личным обстоятельствам» и желающего получить хоть какую-то работу. Информация, полученная журналистом при помощи наблюдения, отличается живостью и образностью, весь репортаж «пропитан» эффектом присутствия: «Инспектор входит в мое положение. Роется в ящике с картотекой и после долгих поисков вытаскивает оттуда карточку. Он держит её кончиками пальцев:

- Вот, подземное  строительство, больше ничего  нет. Вы можете начать там,  когда захотите.

Он произносит «подземное строительство» так, будто  это «проказа», «гангрена» или «галеры».13

Отдельное внимание следует  уделить подготовке Вальрафа к сбору  информации в образе представителя  другой профессии. Этот  момент наиболее полно выражен в репортажах «Концерн Герлинга» и «Человек, который  в «Бильд» был Хансом Эссером».

В материале о деятельности газеты «Бильд» Вальраф поставил своей целью разоблачить редакторский коллектив газеты «Бильд», который публиковал сообщения о вампирах и чайках-людоедах, при этом ссылаясь на авторитетных ученых и тем самым пороча их имя. В те времена «Бильд» считалась гарантом достоверности, и некорректно опубликованные материалы о реальных людях, в которых факты часто были перевраны до неузнаваемости, разрушили не одну жизнь. Для того чтобы разрушить читательское доверие к газете, Вальраф, используя метод включенного наблюдения, при этом большее внимание уделяется его эмоциональной составляющей.

«Это не я. Из зеркала на меня глядит чужое лицо. Ненавистная физиономия карьериста, этакий молодой самоуверенный деляга.

Костюм с  иголочки, тщательная стрижка, загар преуспевающего бизнесмена (результат облучения «горным солнцем»). Слащавая морда, но человек, что скалится в зеркале выпрямленными с помощью коронок зубами, подтягивает галстук, самоутверждается посредством массивного золотого перстня (взятого напрокат) и щедро поливает дорогой пятисотмарковый костюм мужскими духами «Аква брава», чтобы никто не унюхал запаха пота, которым он обливается от страха, - этот человек с радостью вышел бы из роли ещё прежде, чем начал её играть.

Мне страшно, так страшно, как было только один раз – в Афинах, у «черных полковников». И теперь я тоже рискую головой. Разве что следы увечий будут не так заметны. Там я был невинной жертвой, здесь – должен стать соучастником преступления»14.

В этом же репортаже, продолжая описывать эмоциональную сложность использования метода маски, автор рассказывает об изменениях, произошедших в его сознании после того, как он провел некоторое время во «враждебной среде».

«Мало-помалу я перестаю сам себя узнавать. Скоро  четыре месяца, как я работаю в «Бильд», а книги, которые я с собой привез, даже не распакованы.

Я ловлю себя на том, что разучился по-настоящему говорить с друзьями, всерьез воспринимать их слова. Это же не материал! Все  мгновенно сортируется с точки  зрения практической пригодности. Пригодности для «Бильд»15.

Практический подход к подготовке материалов, при написании которых использовался метод включенного наблюдения, лучше показан в репортаже «Концерн Герлинга». Здесь Вальраф уделяет внимание всем мелким деталям свой новой «легенды» - биографии, внешнему облику, мимике, голосу, имени и даже почерку.

«Все во мне  внушает доверие, акценты в моей биографии расставлены так, будто  я рожден именно для этой должности. Даже по почерку написанной от руки автобиографии графолог прочел бы самоотверженность, высокую степень приспособляемости и возможность использовать меня в интересах концерна. (Аккуратный прямой почерк, буквы не сливаются, а отделены одна от другой; это гарантирует безусловную исполнительность и отсутствие личной инициативы – именно то сочетание, которое требуется здесь от низшей категории служащих.)

Одно мое  имя «Фридрих Вильгельм» - выбранное  сознательно – звучит уже привычно-доверительно. Чиновник из отдела кадров с уважением  констатировал: «Фридрих Вильгельм» - наша основная страховая компания, если вас примут, вы там тоже будете сидеть в проходной»16.

Материал, собранный при  помощи метода включенного наблюдения, отличается образностью, репортажностью. Это классические репортажи Вальрафа, отличающие его от всех журналистов-современников.

2.2 Метод эксперимента

2.2.1 Метод эксперимента. Теория

Одним из важнейших методов, используемых в ходе журналистского расследования (и как нельзя более адекватный ввиду сути этого вида журналистики) является метод эксперимента (метод "провокации действительности"). «Прародителями» этого метода журналистики являются научный и следственный эксперименты. В науке и юриспруденции этот метод применяется очень широко. В последние годы он стал активнее, чем ранее, осваиваться и отечественными расследователями.

«В том случае, когда журналист проводит практический «эксперимент», он обязательно создает не существовавшую до него, то есть искусственную, (но — практическую) ситуацию. Скажем, организует (как это сделал однажды известный публицист Анатолий Рубинов) одновременную посылку себе писем из разных районов города и ждет, когда каждое из них к нему поступит, а затем изучает, почему, например, некоторые из посланий приходят с большим опозданием»17. Намеренно созданная ситуация позволяет журналисту оперативно и отчетливо выявить то, что при обычном наблюдении было бы растянуто во времени и не проявилось бы столь концентрированно и наглядно. В эксперименте созданная ситуация всегда выступает аналогом какой-то жизненной ситуации.

Наблюдение в рамках эксперимента нередко осуществляется с применением приборов (телекамеры, диктофона и пр.). После того, как эксперимент завершен, созданная журналистом ситуация «снимается».

Этот метод очень  близок методу включенного наблюдения и нередко их считают одним  и тем же методом. Иногда эксперимент определяют как разновидность включенного наблюдения. Но это разные методы. Дело в том, что, применяя «включенное» наблюдение, журналист внедряется в уже существующую ситуацию и просто фиксирует те факты, которые возникают по ходу ее развития. После завершения «включенного» наблюдения ситуация (объект наблюдения), как правило, не исчезает, продолжает существовать в основных своих параметрах. Метод эксперимента надо отличать и от экспертиз, которые осуществляются не журналистом, а специалистами (экспертами) в какой-либо сфере деятельности и к которым, в случае необходимости, может обратиться журналист-расследователь.

Осмысливая экспериментальный  метод, важно учесть, что конкретные определения его объекта, предмета, экспериментальной ситуации (места, времени и других условий эксперимента) зависят от содержания общей исследовательской программы. Если эксперимент играет роль дополнительного метода в исследовании (а основным, скажем, выступает анкетирование), то наряду с общей программой исследования разрабатывается специальная программа эксперимента. При этом последняя исходит из первой, конкретизируя все компоненты ее теоретико-методологической части. Если же эксперимент используется в качестве единственного метода, что бывает крайне редко, то его программа совпадает с общей программой исследования. Чаще встречается третий вариант, когда эксперимент применяется в качестве одного из основных методов (в сочетании либо с наблюдением, либо каким-либо опросом). В таком случае, как правило, специальной программой эксперимента не делают. Вместо нее в общей исследовательской программе особо выделяется та гипотеза, которая будет проверяться экспериментальным путем, и описываются процедуры ее проверки.

2.2.2 Метод эксперимента в творчестве  Гюнтера Вальрафа.

Как уже упоминалось, метод эксперимента по сути очень  близок к методу включенного наблюдения. Основным различием является то, что применяя метод маски Вальраф просто примеряет на себя какой-либо образ, «вливается» на правах непосредственного участника в какую-либо среду и затем фиксирует свои наблюдения. Применяя метод эксперимента, он провоцирует объекты наблюдения на какие-либо действия. Этот метод вместе с методом беседы составляет основу репортажа «Беда, если им дать волю», а также помогает Вальрафу передать обстановку, царившую в концерне Герлинга, в котором он работал курьером.

В материале о концерне Герлинга метод представлен не так  широко, как в репортаже про  военизированные отряды обороны  на немецких заводах, который полностью  построен на этом методе. Однако именно этот пример наиболее ярко иллюстрирует применение метода эксперимента в творчестве Гюнтера Вальрафа.

Устроившись работать в  концерн курьером, Вальраф наблюдает  ужасающие условия, в которых  приходится работать прислуге и социальную «пропасть» между обслуживающим персоналом и руководством концерна. Очень четко эту проблему иллюстрируют условия питания различных слоев персонала. Вальраф нарушает установленную субординацию и наблюдает за реакцией руководства. Он, вместо того, чтобы обедать в столовой для курьеров, где кормят картофельной кашей, а за столами нет свободного места, приходит на обед в ресторан, предназначенный для директоров. В ресторане достаточно свободного места и, хотя распитие спиртных напитков в рабочее время запрещено, почти все из присутствующих пьют шампанское.

«Я направляюсь  к столику в самом конце  зала. У меня начинает колотиться сердце, потому что некоторые из сидящих  уже косо посматривают на меня: должно быть, произошло что-то чезвычайное, если сюда явился курьер, нарушая их спокойствие за обедом в узком кругу. <…> Я подсаживаюсь за столик к трем директорам. «Приятного аппетита», - говорю я. Самый молодой из них, погруженный в свои мысли, машинально отвечает, но тут же приходит в ужас, заметив разгневанные лица соседей»18.

Продолжая провоцировать  руководство концерна, Вальраф, не дождавшийся  своего заказа, достает собственный, принесенный с собой обед. На следующий  день, продолжая свой эксперимент, Вальраф  ужинает в пустующем кабинете Герлинга.

«Я сижу в  кресле Герлинга, за его письменным столом, когда вбегают двое уполномоченных. Я только что собирался съесть яблоко»19.

В репортаже «Беда, если им дадут волю» Вальраф сначала пробует получить информацию при помощи обычного метода интервью: «Руководящее лицо» <…> довольно таки бурно реагирует на слова «подготовка к самообороне». «Да что вы, ничего похожего, какая-то дикая история!» Когда я спрашиваю о «вооружении и тому подобных вещах», реакция его столь же недвусмысленна: «Да это чушь какая-то, у нас даже, собственно говоря, заводской охраны и той нет, есть всего-навсего заводские пожарные команды»20. Не получив подтверждения той информации, которой он обладает , Вальраф использует метод эксперимента: притворяется несуществующим должностным лицом из несуществующей организации (Вальраф берёт фамилию Крёвер и уверяет руководителей заводов, что он из Комитета гражданской обороны). Метод эксперимента помогает получить недоступную ранее информацию: отношение к Вальрафу-Крёверу резко меняется и ранее отрицаемые факты тут же «всплывают на поверхность».

Информация о работе Методы журналистского расследования в творчестве Гюнтера Вальрафа