Методы расследования должностных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Конституция Республики Беларусь установила равноправие и равную защиту частной и государственной собственности. Уголовный кодекс Республики Беларусь вслед за Конституцией устанавливает равную уголовно-правовую защиту различных форм собственности и равную уголовную ответственность за посягательство на все формы собственности.
Задачей исследования является методика расследования должностных преступлений на примере ст.ст. 210, 211 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………….3

Понятие и правовая структура должностных преступлений………….4

2. Типичные следственные ситуации, характеризующие отдельные элементы криминалистической структуры должностных преступлений……..8

3. Методы расследования должностных преступлений…………………12

Заключение…………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………..17

Файлы: 1 файл

реф. крим..docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ведение……………………………………………………………………….3

 

  1. Понятие и правовая структура должностных преступлений………….4

 

2. Типичные следственные  ситуации, характеризующие отдельные  элементы криминалистической структуры  должностных преступлений……..8

 

3. Методы расследования  должностных преступлений…………………12

 

Заключение…………………………………………………………………16

 

Список использованных источников……………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конституция Республики Беларусь закрепляет в числе основных прав граждан право собственности – право каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.

Достаточно отметить, что ещё недавно, в советском уголовном законодательстве, ориентированном на охрану государственной и общественной собственности, устанавливалась различная ответственность за хищения и другие имущественные преступления в зависимости от формы собственности.

Конституция Республики Беларусь установила равноправие и равную защиту частной и государственной собственности. Уголовный кодекс Республики Беларусь вслед за Конституцией устанавливает равную уголовно-правовую защиту различных форм собственности и равную уголовную ответственность за посягательство на все формы собственности.

Задачей исследования является методика расследования должностных преступлений на примере ст.ст. 210, 211 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 Ранее хищение, путем злоупотребления служебными полномочиями находилось в одной уголовно-правовой норме наряду с присвоением и растратой, в настоящее время оно выделено в самостоятельный состав преступления – ст. 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее: УК Республики Беларусь).

Реферат состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика расследования должностных преступлений (ст.ст. 210,211 УК Республики Беларусь)

 

  1. Понятие и правовая структура должностных преступлений

 

Одну из самых распространенных категорий преступлений, регистрируемых из года в год в Республике Беларусь, составляют хищения имущества. Среди них наиболее опасной формой является их совершение путем злоупотребления служебными полномочиями.

Понятие хищения путем злоупотребления служебными полномочиями закреплено в ч.1 ст.210 УК Республики Беларусь: завладение имуществом либо приобретении права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

Объект – отношения собственности, то есть урегулированные гражданским законодательством отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Предметом является чужое имущество, которое не находится в собственности или законном владении виновного. Под имуществом понимается любые объекты права собственности предусмотренные Гражданским кодексом Республики Беларусь. Также предметом может быть право на имущество, т.е. полномочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом.

Состав преступления материальный, так как последствия связаны с причинением реального имущественного ущерба путем уменьшения количества или ухудшением качеств имущества. Обязательный способ совершение хищения должностным лицом с использованием служебных полномочий – совершение действий входящих в компетенцию должностного лица, но совершенным вопреки интересам службы или в корыстных целях. Понятие корыстных побуждений содержится в ч.10 ст. 4 УК Республики Беларусь, под которыми понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат. Вопреки интересам службы, т.е. с нарушением законности и объективной необходимости при принятии решения.

Объективная сторона хищения путем злоупотребления служебными полномочиями характеризуется действием, выражающимся в завладении имуществом или приобретении права на имущество. Завладение имуществом – это извлечение имущества из обладания собственника или иного законного владельца посредством его изъятия либо обращения в свою собственность или пользу иных лиц. Приобретение права на имущество – это противоправное получение возможности распоряжения чужим имуществом как своим собственным без обладания самим имуществом.

Субъективная сторона умышленная вина с прямым умыслом – преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало общественную опасность своего действия или бездействия, предвидело их общественно опасные последствия и желало их наступления (ч.2 ст. 22 УК Республики Беларусь).

Субъект – лицо, обладающее, наряду с общими признаками (вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет), специальным: должностное лицо, использующее свои полномочия. Понятие должностного лица содержится в ч. 4 ст.4 УК Республики Беларусь.

Под должностными лицами понимаются:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей  Национального собрания Республики  Беларусь, члены Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь, депутаты местных Советов  депутатов, а равно государственные  служащие, имеющие право в пределах  своей компетенции отдавать распоряжения  или приказы и принимать решения  относительно лиц, не подчиненных  им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся  на государственной службе, но  наделенные в установленном порядке  полномочиями представителя власти  при выполнении обязанностей  по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по  отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или  временно либо по специальному  полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики  Беларусь, других войсках и воинских  формированиях Республики Беларусь  должности, связанные с выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном  порядке на совершение юридически  значимых действий;

4) должностные лица иностранных  государств, члены иностранных публичных  собраний, должностные лица международных  организаций, члены международных  парламентских собраний, судьи и  должностные лица международных  судов.

Квалифицирующие признаки (части 2,3 и 4 ст. 210 УК Республики Беларусь):

1) повторно, т.е. предшествовало  другое хищение или какое-либо  из следующих преступлений: хищение  огнестрельного оружия, боеприпасов  или взрывчатых веществ (статья 294), хищение радиоактивных материалов (статья 323), хищение наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров (статья 327), хищение  сильнодействующих или ядовитых  веществ (статья 333), согласно примечаний  к гл.24 УК Республики Беларусь;

2) группой лиц по предварительному  сговору, т.е. исполнители заранее  договорились о совместном совершении  данного преступления; (ч.2 ст. 17 УК  Республики Беларусь);

3) в крупном размере, крупным  размером (ущербом в крупном размере) признается размер в двести  пятьдесят и более раз превышающий  размер базовой величины, установленный  на день совершения преступления (примечания к гл.24 УК Республики Беларусь);

4) организованной группой, преступление признается совершенным  организованной группой, если оно  совершено двумя или более  лицами, предварительно объединившимися  в управляемую устойчивую группу  для совместной преступной деятельности (ч.1 ст.18 УК Республики Беларусь);

5) в особо крупном размере, особо крупным размером (ущербом  в особо крупном размере) –  в тысячу и более раз, превышающий  размер базовой величины, установленный  на день совершения преступления (примечания к гл.24 УК Республики Беларусь).

Особенность: должностное лицо, как правило, действует опосредованно через подчиненных ему работников, использует свое служебное положение.

Присвоение или растрата может быть совершена также должностным лицом. При присвоении, растрате имущество вверено виновному. При злоупотреблении служебными полномочиями должностное лицо выполняет функции управления или распоряжения (характерно для руководителей предприятия).

Ст. 211 УК Республики Беларусь. Присвоение либо растрата.

Состоит в присвоении либо растрате имущества (обращение в свою собственность или передача иным лицам, в судьбе которых есть заинтересованность) лицом, которому оно вверено (для распоряжения, управления, хранения и иногда доставки).

Объект – отношения собственности, то есть урегулированные гражданским законодательством отношения по владению, пользования и распоряжением имуществом.

 Предмет – имущество, которое вверено виновному лицу. Вверенным является имущество, в отношении которого лицо в силу трудовых, гражданско-правовых или иных отношений наделено полномочиями владения, пользования или распоряжения.

 Объективная сторона выражается в двух самостоятельных формах хищение. Присвоение – обращение виновным в свою пользу вверенного ему имущества, а растрата – в отчуждении такого имущества или в потреблении его самим виновным. Растрата ранее уже присвоенного имущества не меняет способа хищения с присвоения на растрату.

Субъективная сторона, умышленная вина с прямым умыслом и корыстная цель. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало общественную опасность своего действия или бездействия, предвидело их общественно опасные последствия и желало их наступления (ч.2 ст. 22 УК Республики Беларусь). Понятие корыстных побуждений содержится в ч.10 ст. 4 УК Республики Беларусь, под которыми понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат.

 Субъект, помимо общих признаков (вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет), должен обладать специальным – лицо, которому имущество вверено собственником для осуществления правомочий, обусловленных законом или служебным положением виновного, обязательно чтобы лицо, приняло имущество под роспись и было ответственно за его сохранность.

 Квалифицирующие  признаки (части 2,3 и 4 ст. 211 УК Республики Беларусь):

1) повторно, т.е. предшествовало  другое хищение или какое-либо  из следующих преступлений: хищение  огнестрельного оружия, боеприпасов  или взрывчатых веществ (статья 294), хищение радиоактивных материалов (статья 323), хищение наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров (статья 327), хищение  сильнодействующих или ядовитых  веществ (статья 333), согласно примечаний  к гл.24 УК Республики Беларусь;

2) группой лиц по предварительному  сговору, т.е. исполнители заранее  договорились о совместном совершении  данного преступления; (ч.2 ст. 17 УК  Республики Беларусь);

3) в крупном размере, крупным  размером (ущербом в крупном размере) признается размер в двести  пятьдесят и более раз превышающий  размер базовой величины, установленный  на день совершения преступления (примечания к гл.24 УК Республики Беларусь);

4) организованной группой, преступление признается совершенным  организованной группой, если оно  совершено двумя или более  лицами, предварительно объединившимися  в управляемую устойчивую группу  для совместной преступной деятельности (ч.1 ст.18 УК Республики Беларусь);

5) в особо крупном размере, особо крупным размером (ущербом  в особо крупном размере) –  в тысячу и более раз, превышающий  размер базовой величины, установленный  на день совершения преступления (примечания к гл.24 УК Республики Беларусь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типичные следственные ситуации, характеризующие отдельные элементы криминалистической структуры должностных преступлений

 

Криминалистическая характеристика  хищений  отличается  известным своеобразием. Здесь, среди  многочисленных факторов,  характеризующих личность преступника, особое значение приобретает его должностное положение. Оно во  многом  определяет другие важнейшие элементы криминалистической характеристики – способ совершения преступления, обстоятельства его совершения и механизм следообразования.  Поэтому должностное положение расхитителей нередко является фактором,  определяющим  деятельность преступной группы в целом.

Информация о работе Методы расследования должностных преступлений