Расследование налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов в РБ стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, "двойная бухгалтерия", когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы.

Содержание работы

Введение ………………..………………………………………………………… 3-6

Криминалистический анализ
налоговых преступлений …………………..…………..….…….…….7-17

Организационно-тактические вопросы,
связанные с расследованием налоговых преступлений

Выявление признаков преступлений и тактика проверочных действий…………18-21
Анализ исходной информации и следственные ситуации ………………………..22-25
Построение, разработка версий и планирование расследования…………………………………………………………………….…..26-29
Особенности возбуждения уголовных дел
о сокрытии, занижении прибыли, доходов или иных
объектов налогообложения………………………………………………………….30-36

Особенности проведения отдельных следственных действий
при расследовании налоговых преступлений

Первоначальные следственные действия
Тактика допросов при расследовании налоговых преступлений………………………………………………………………………...37-46
Тактика проведения обыска при расследовании налоговых преступлений………………………………….…………………………………..…47-48
Последующие следственные действия
Особенности проведения судебно-экономических экспертиз
при расследовании налоговых преступлений…………………………………..…49-55
Криминалистическое исследование документов………………….………………56-63

Заключение ………………………………………………………….…………64-70

Список использованной литературы ……………………

Файлы: 1 файл

Рассл-ие налог-х преступл. (дипл).docx

— 103.01 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра криминалистики

 

 

Моисеенко

Юрий Евгеньевич

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Расследование налоговых преступлений

 

 

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Шумак Г. А.

Рецензент:

кандидат юридических наук,

доцент Лапин А. В.

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

      Введение  ………………..…………………………………………………………    3-6

 

  1. Криминалистический анализ

                  налоговых преступлений       …………………..…………..….…….…….7-17

 

  1. Организационно-тактические вопросы,

             связанные с расследованием     налоговых преступлений 

 

  1. Выявление признаков преступлений и тактика проверочных действий…………18-21
  2. Анализ исходной информации и следственные ситуации ………………………..22-25
  3. Построение, разработка версий и планирование расследования…………………………………………………………………….…..26-29
  4. Особенности возбуждения уголовных дел

      о сокрытии, занижении  прибыли, доходов или иных 

      объектов налогообложения………………………………………………………….30-36

 

  1. Особенности проведения отдельных следственных действий

                  при расследовании налоговых  преступлений         

 

  1. Первоначальные следственные действия
  2. Тактика допросов при расследовании налоговых преступлений………………………………………………………………………...37-46
  3. Тактика проведения обыска при расследовании налоговых преступлений………………………………….…………………………………..…47-48
  4. Последующие следственные действия
  5. Особенности проведения судебно-экономических экспертиз

       при расследовании  налоговых преступлений…………………………………..…49-55

  1. Криминалистическое исследование документов………………….………………56-63

 

Заключение        ………………………………………………………….…………64-70

 

Список использованной литературы     ……………………………….… …...  71-73 

ВВЕДЕНИЕ.

Экономическая ситуация, сложившаяся  в Республике  Беларусь в период перехода к рынку, потребовала создания принципиально новой, эффективной налоговой системы. Современная налоговая система Республики Беларусь была создана в начале 90-х годов и представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических лиц и физических лиц на территории страны.

Налоговая преступность определяется в литературе как общественно  опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.[12; c.100].

 Налоговая преступность  сегодня представляет не меньшую,  а, возможно, большую опасность,  чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает интересы лишь личности или в крайнем случае группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства.

Общественная опасность  налоговых преступлений состоит  в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, торпедируется бюджетная и налоговая политика страны, правительство и административно-территориальные единицы Республики Беларусь лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой - денежных средств. Недостаток их в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность.

Несовершенство налогового законодательства, недостаточная эффективность  работы органов налогового контроля предоставляют широкое поле деятельности для злостных неплательщиков налогов по изысканию различных ухищренных способов совершения налоговых преступлений. Большое число нормативных актов иной раз путает простого налогоплательщика, а совершение преступного деяния порой происходит невиновно. Налогообложение реального сектора экономики слишком обременительно. Оно угнетающе действует на производителя, который может работать без убытка, как правило, только в условиях сокрытия своих доходов от налогового учета. Но большое количество различных видов налогов в нашей стране никоим образом не оправдывает злостных неплательщиков, которые пользуются сложившимся положением, когда экономические отношения развиваются гораздо быстрее догоняющего их легального обоснования.

Налоговые преступления непосредственно  посягают на экономическую безопасность государства, являются "экономическим базисом" общеуголовной и насильственной преступности, поскольку большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности.

Для борьбы с налоговыми преступлениями в Республике Беларусь создан Государственный Комитет  Финансовых Расследований. Он был образован 1 февраля 1998г. указом Президента Республики Беларусь N 71. Согласно положению "О государственном комитете финансовых расследований" ГКФР является составной частью правоохранительных органов и сил, обеспечивающих экономическую безопасность страны.

В соответствии с Положением о Государственном комитете финансовых расследований, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 12.06.1998 N 313 [12; ст.1]. Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь (ГКФР) является  республиканским органом государственного управления, осуществляющим  руководство системой органов финансовых расследований (финансовой милиции) в целях обеспечения в пределах своей компетенции экономических интересов государства в сфере предпринимательства и налогообложения.

Основными задачами ГКФР являются:

    • предупреждение, выявление  и  пресечение правонарушений в сфере предпринимательства и налогообложения;
    • производство дознания  и  предварительного следствия по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и другим делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;
    • обеспечение защиты  работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
    • разработка и  осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах;
    • взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью.

При осуществлении функции  по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, у ГКФР немало общего с налоговыми инспекциями ГНК. ГКФР и налоговые  инспекции ГНК едины в вопросах взыскания в бюджет налогов и платежей, пользуются одной законодательной базой. Однако налогоплательщик должен видеть основное различие: объект внимания ГКФР - преступления. В связи с этим органам ГКФР предоставлены и соответствующие права. Скажем, сотрудники ГКФР могут вести оперативно-розыскную деятельность.

Сокрытие доходов и  уклонение от уплаты налогов в  РБ стало массовым явлением. Занижение  дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной  продукции, уничтожение документов, "двойная бухгалтерия", когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы.

В 2000 году органы ГКФР выявили 16.753 правонарушения, в т.ч. 3.542 преступления, по которым возбуждено 3.189 уголовных дел. Сумма причиненного ущерба по оконченным уголовным делам составила 879,5 млн. рублей, из которых вернуть удалось 842,9 млн. (95,8%). К административной ответственности привлечены 11.849 человек, которые подвергнуты штрафам на сумму 375 млн. рублей. Благодаря усилиям сотрудников ГКФР, прекращена деятельность 137 лжепредпринимательских структур (фирм-однодневок). На их счетах арестовано 819,5 млн. рублей.

Совокупность всех проблемных аспектов порождает необходимость в изучении и исследовании налоговых правонарушений как вида преступлений, налоговой преступности в целом, как социально-негативного явления, а также выработки методики расследования налоговых преступлений. Методика расследования отдельных видов и групп преступлений позволяет проводить рациональное разделение и кооперацию труда следователя. Специализация позволяет глубоко изучить способы совершения и сокрытия определенных видов криминальных деяний и на этой основе создавать и применять наиболее эффективные тактические приемы при расследовании, приобретать опыт раскрытия преступлений. [23ж с.58]

Данной проблеме посвящена  настоящая работа.

 

ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Криминалистический анализ не относится к общему понятию  преступления. Он складывается на основе изучения и научного обобщения криминальной практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные криминалистические особенности различных видов (групп) преступлений, а также отдельного, конкретного преступления. [19; c.8]. Криминалистический анализ преступлений динамичен и изменяем в зависимости от криминальной практики. Относительно отдельных видов преступлений - это подвижная категория, отражающая криминалистически значимые особенности этих преступлений в определенный период времени.

Для успешного раскрытия  преступлений могут использоваться данные, относящиеся к уголовно-правовой, криминалистической, психологической  и другим видам характеристик  преступлений. Дать исчерпывающий перечень элементов криминалистического анализа не представляется возможным, ибо он так же изменчив, как изменчива сама криминальная практика. Для каждого конкретного вида преступления элементы криминалистического анализа находятся в различных соотношениях, где те или иные элементы имеют преобладающее значение над другими.

Существуют различные  подходы к структурным элементам  криминалистического анализа налоговых  преступлений.

Элементарный подход связан с описанием некоторых основных элементов криминалистического  анализа. Определение структуры криминалистического анализа идет на основе определенных факторов.[5; c.31]

 

 

 

 

Субъекты 

(субъективные факторы)

Ситуация

(объективные

факторы)

Способы

Выполнения  преступных

Действий

Следы преступления

(источники  информации)

Статус

Мотив

Целевая установка

Операционная установка

Преступные связи

Ролевые функции

Свойства характера

Пристрастия

Место

Время

Предмет

Технология

Документооборот

Конъюнктура

Средства

Процедуры

Лица

Документы

Вещественные  доказательства


 

 

Данную таблицу воспринимать в качестве шаблона основных элементов криминалистического анализа не всегда целесообразно. Например, выделяя субъекты и субъективные факторы в качестве структурных частей, нет особой необходимости в дроблении и дублировании однородных элементов. Так, свойства характера, пристрастия, мотив и цели совершения преступлений возможно рассматривать через призму психологических особенностей личности преступника. Пол, возраст, образование также необходимо учитывать и включать в качестве элементов криминалистического анализа, а не ограничиваться только «основными» параметрами. Нежелательно разграничивать по различным основаниям способы совершения преступных действий и ситуации (объективные факторы) преступления, ведь способы преступных посягательств есть выражение в объективной действительности действий (бездействий) для достижения определенной преступной цели. С учетом того, что каждый определенный род, вид преступлений имеет свои особенности, как в способах совершения, так и иных частях состава, выделение тех или иных элементов криминалистического анализа каждого преступления должно происходить с известной долей условности. При этом не исключен комплексный подбор составляющих, которые несут в себе криминалистически значимую информационную базу и в своей совокупности представляют широкий спектр различных, не дублирующих друг друга частей, позволяющих получить наиболее полное представление об исследуемых преступлениях.

Другие авторы, основываясь  на элементном подходе к структуре  криминалистического анализа, предлагают классификацию элементов в обобщенном виде.[12; c.132]. Так, по их мнению, криминалистический анализ отдельных видов преступлений помогает раскрыть:

  • типичные криминальные ситуации;
  • сведения о предмете преступного посягательства;
  • совокупность данных, характеризующих способы современных преступлений (распространенность данного способа, конкретные приемы его применения, методы при подготовке и исполнении);
  • совокупность данных о материальных следах преступления, их особенностях и локализации;
  • совокупность сведений о типичных реальных последствиях той или иной группы (вида) преступления;
  • обобщенные данные о типичных связях преступлений между собой;
  • сведения о типичных способах сокрытия преступлений, способах и средствах нелегальной связи с соучастниками;
  • обобщенные данные о криминалистических особенностях соучастия в преступлении (структура преступных групп, ролевые функции, формы и способы, линия поведения, психология соучастия и психологическое отношение к нему);
  • сведения о типичных особенностях личности преступника;
  • данные о мотивах и целях совершения преступления;
  • совокупность сведений о типичных обстоятельствах, способствовавших совершению преступления;
  • данные о поведении потерпевшего от преступления (виктимологический аспект).

Информация о работе Расследование налоговых преступлений