Журналистское расследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение коммуникативного процесса и общения писателя через детектив, возникающего в результате обмена информацией, ее смысловым значением между людьми.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты детективов и выявить коммуникативные особенности детективного жанра;
2. Рассмотреть коммуникативную структуру детектива и его жанровые особенности;
3. Показать жанровые разновидности и развитие детектива как общение между людьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3
1. ГЕНЕЗИС ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА………………………………… 5

1. 1. Начало эволюции детективной литературы в Европе и США……….5

1. 2. Последователи развития детективного жанра……………………….. 9

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕКТИВА………….18
КАК КОММУНИКАЦИИ

2. 1. Художественная коммуникация……………………………………….18

2. 2. Специфика и признаки детектива, как средства коммуникации…….22


2. 3. Феномен преступления детективного жанра…………………………..23


2. 4. Особенности коммуникации в детективах Честертона Г. К…………26


Заключение……………………………………………………………………29


Список использованных источников и литературы………………………..31

Файлы: 1 файл

Detektiv_kak_kommunikatsia.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                     



                                                                            

                                                                                                                              

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

"УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

              по дисциплине "Основы теории массовой коммуникации" на тему:

                          Журналистское расследование

 

 

Выполнил

студент гр. БСО-12-01:                                       Г. М. Шарипова 
                                                                              С.А. Гаврилова

 

Проверил преподаватель:                                 И.Ф.Зайнутдинов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                            

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3                                                                                     

   1. ГЕНЕЗИС ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА…………………………………  5

 

1. 1. Начало эволюции детективной литературы в Европе и США……….5

 

1. 2. Последователи развития детективного жанра……………………….. 9

 

  2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕКТИВА………….18

  КАК КОММУНИКАЦИИ

 

2. 1. Художественная коммуникация……………………………………….18

 

2. 2. Специфика и признаки детектива, как средства коммуникации…….22

 

 

 2. 3. Феномен преступления детективного жанра…………………………..23

 

 

  2. 4. Особенности  коммуникации в детективах Честертона  Г. К…………26

 

 

  Заключение……………………………………………………………………29

 

 

  Список использованных источников и литературы………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем, что в  современном мире накоплен значительный материал о детективной литературе. Проблема коммуникации и видов общения с читателями всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Наиболее изученной частью данной проблематики являются факторы общения и его функции.

Интерес отечественных и зарубежных исследователей к изучению проблемы общения относится к периоду конца 60-х - начала 90-х гг., и это сейчас является интересной темой.

Проблемой курсового исследования является расхождение представлений о детективе как коммуникации. Иногда не понимают различия между детективами и другими противоречивыми жанрами, пытаясь объединить их.

Объектом курсового исследования является детектив как коммуникация, ее смысловым значением между двумя или более людьми, при помощи которого осуществляется коммуникативный процесс.

 Целью курсового исследования является изучение коммуникативного процесса и общения писателя через детектив, возникающего в результате обмена информацией, ее смысловым значением между людьми.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты детективов и выявить коммуникативные особенности детективного жанра;

2. Рассмотреть коммуникативную структуру детектива и его жанровые особенности;

3. Показать жанровые разновидности и развитие детектива как общение между людьми.

 Теоретическая и практическая значимость исследования.

 Рассмотрение вопросов связанных с данной темой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  

 Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа детективной литературы. Теоретическое значение изучения проблемы  расхождения представлений о детективе как коммуникации заключается в том, что избранная для рассмотрения тема находится на стыке сразу нескольких дисциплин.

 Информационной базой  для написания работы по теме курсового исследования послужили  фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в сфере коммуникативного процесса, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ГЕНЕЗИС ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА

1.1. Начало эволюции детективной литературы

в Европе и США

Термин тот существует со времен появления рассказа Эдгара Аллана По "Убийства на улице Морг" в 1841, героем которой и был первый знаменитый детектив Огюст Дюпен1. Но, создав жанр детективной литературы, По так и не стал создателем самого термина "детективный роман". Этот термин впервые ввела Энн Кэтрин Грин, соотечественница Эдгара По, определившая так жанр своего ""Ливенвортского дела " (1871). То есть через 30 лет после выхода в свет первого детективного рассказа По.

 Американка Энн Кэтрин Грин2 - пионер детективного жанра, писательница, впервые в истории литературы назвавшая свои романы "детективными". Она заложила основы полицейского романа, исторического детектива и романа о частном сыске. Ее дебютное произведение "Ливенвортское дело" (1878 г.) стало первым в США бестселлером. За свою долгую творческую жизнь Э.К.Грин создала около 40 романов с несколькими серийными героями. Для ее произведений характерна совместная работа полицейских и сыщиков-любителей. Э.К.Грин написала также, сколько политических романов, направленных как против крайне левых, так и крайне правых политических движений. Ее последняя книга вышла в 1923 г. Помимо литературной деятельности Грин много времени посвящала разработке законов по охране авторского права. Она оказала влияние на творчество многих мастеров детектива, в частности на А.К.Дойла, Дж. Д. Карра и Агату Кристи. Вклад Энн Кэтрин Грин в развитие детективного жанра высоко оценивается и сегодня, а ее саму вполне заслуженно называют

"матерью детектива".

В данном томе представлены два произведения писательницы: роман "День возмездия" и повесть "В лабиринте грехов", наиболее характерные для ее творческой манеры.

Впервые термин детектив был применён Энн Кэтрин Грин, а до этого использовались такие названия как криминальная история и полицейский роман.

 История детектива имеет глубокие корни: детективные сюжеты и элементы встречаются в литературных источниках античности, в библейских текстах. Детективная история возникла c попытками человеческого сознания осмыслить причины совершения преступлений. В этом качестве она присутствует в многочисленных произведениях как часть окружающей действительности, в которой борьба добра и зла идет непрерывно, и где зачастую нарушаются нормы общественной жизни.  

Несмотря на это, как самостоятельное  направление детектив выделился  лишь в 19 в. благодаря Эдгару По, его  новеллам "Убийство на улице Морг"(1841), "Тайна Марии Роже"(1842-43) и "Похищенное письмо"(1844). Эдгар По является родоначальником детектива в его основных показателях как в американской, так и в мировой литературе. Последующее развитие детективной литературы в Европе и США 19 в. связано с творчеством Э. Габорио3, У. Коллинза4, А. Грина5 и А. Конан-Дойля6, создавшего всемирно известный образ сыщика-любителя Шерлока Холмса. На рубеже 19-20 вв. детектив вошел в моду, и появились первые теоретические обоснования этого вида литературы. Г.К. Честертон7, которого называют первым

теоретиком жанра, в своем эссе "Как пишется детективный рассказ" изложил принципы, которые, по его  мнению, должны лежать в основе успешного  детективного произведения.        

Детективному жанру, родившемуся  в начале 40-х годов XIX столетия в "логических новеллах" Э. По, суждено было пережить второе рождение в 1887 г., когда молодой лондонский врач Артур Конан-Дойль в надежде поправить свои дела литературными заработками опубликовал повесть "Этюд в багровых тонах". За этой повестью последовало несколько блестящих циклов новелл о Шерлоке Холмсе. Эффект был поразителен. Конан-Дойль воспользовался формулой Эдгара По и вернул ей жизнь и популярность. Он отказался от многословных психологических обоснований - или перевел их на язык живого диалога. Он сосредоточился на процессе дедукции, позволяющего добиться хороших результатов. Конан-Дойль был искромётен, неожидан и немногословен. Его проза обладала лаконичностью эпиграммы.

Если сравнить истории про Шерлока  Холмса с новеллами о Дюпене, то станет очевидно, сколь многим обязан был Дойль Эдгару По, а с другой стороны, как сильно он видоизменил стилистику и методы последнего.

 В дальнейшем развиваясь, детективный жанр становится многогранным. На смену сыщика приходит профессионал-полицейский. Первые попытки были сделаны во французской литературе в 60-х годах XIX столетия в произведениях Габорио с участием полицейского Лекока, следователя, разведчика, и, порой, чтобы решить глобальную проблему в преступном мире на фоне политических событий, расследованием занимается целая группа профессионалов, состоящая из юристов, аналитиков, профессиональных разведчиков и других экспертов. Классический детектив сменяется полицейским детективом, шпионским и политическим детективом, криминальным жанром и др.

 С середины прошлого века преступление вытеснило другие мотивы и вышло на первый план в литературном аспекте. Многие писатели хотели отобразить в своих произведениях реальную картину действительности, когда общество поражается таким социальным злом, как убийство, шантаж, кража, месть, корысть. Первоначально детектив принимает форму игры, где сыщик вычисляет и разгадывает убийцу, решает интеллектуальную задачу (Дюпен, Холмс, Браун и др.). Далее, в произведениях используется жизненный факт, а расследование имеет более глубокий анализ совершённого преступления, присущий работе криминалистов, юристов, следователей. Детективному произведению присуще напряжённость сюжета, где смысловая нагрузка падает на развязку. Произведение, основанное на интересной психологической характеристике персонажей, запоминающейся обстановке, и даже в некотором случае используется и юмор для развязки напряжения.

 Как излагают авторы, накануне второй мировой войны появляется новое лицо во французской литературе - комиссар Мегре Жоржа Сименона. В отличие от англо-американской литературы, где расследованием занимается частное лицо-сыщик, во французской литературе выступает профессионал-полицейский. Мегре интересует не преступление, а преступник, психологизм действия. Далее в работах Буало-Нарсежака8 прослеживается эволюция мирового детективного жанра, где на смену "классического детектива" появляется в военное время и послевоенное время "чёрный роман", где страх, жестокость, насилие - центральное понятие.

 Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции — вопросом о генезисе литературных явлений.

 Между тем исторические исследования распадаются, по крайней мере, на два главных типа по наблюдательному пункту: исследование генезиса литературных явлений и исследование эволюции литературного ряда, литературной изменчивости.

 От угла зрения зависит не только значение, но и характер изучаемого явления: момент генезиса в исследовании литературной эволюции имеет свое значение и свой характер, разумеется, не те, что в исследовании самого генезиса9.

               В первом разделе поясняем «Детектив как литературное явление», рассматриваем теоретические аспекты осмысления детектива и определяем единую концепцию анализа детективных произведений.

 

1.2. Последователи развития детективного жанра

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина (1756 — 1836) «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828. Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика — сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

 Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Основоположником французского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Информация о работе Журналистское расследование