Техника двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить технику двигательного действия и ошибок в технике двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов.

Задачи работы:
Изучить имеющиеся литературные источники и выделить понятия «техника», «техническая ошибка».
Выделить особенности технических ошибок на стадии базовой спортивной подготовки.
Описать имеющиеся классификации технических ошибок.

Файлы: 1 файл

Курсовая (полный вариант).docx

— 74.34 Кб (Скачать файл)

Первымисчитаются ошибки, искажающие основутехникидвигательного действия. Их надо как можно скорее устранять, так как они больше всего мешаютобучению. Мелкие ошибки характерны для отдельных частей действия. К таким ошибкам можно относиться снисходительно, но при условии, если они не повторяются. Превратившись в привычные, даже незначительные ошибки будут помехой в техническом совершенствовании.

 

  1. Ошибки типичные и нетипичные.

Некоторые двигательныеошибки, встречающиеся чаще всего, имеют массовый, типичный характер. Типичными могут быть ошибки из всех описанных выше

категорий. Появление таких ошибок можно заранее предугадать.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ СТАДИИ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Главная задача этого этапа — обучить основе техники и ведущим движениям, создать широкий фонд умений и навыков. Данный этап обучения завершается освоением основного варианта двигательного действия, выполнение которого характеризуется уже некоторыми признаками навыка. Но все же еще сохраняется нестабильность исполнения действия, его легкая нарушаемость под влиянием самых различных факторов. Особенно при излишнем эмоциональном возбуждении ученика.

Б.А.Ашмарин считает, что на данном этапе обучения особенно важно предусмотреть предупреждение и исправление двигательных ошибок. От этого, в конечном счете, зависит весь успех обучения. Освоение действия может протекать двояко: без ошибок (по принципу управляемого обучения) и с появлением ошибок (по принципу проб и ошибок). Сущность управляемого обучения (подобное название является условным; речь может идти только о большей мере управления) сводится к строгой детализации и регламентаци и всех элементов, к созданию полной ориентировочной основы действия. В основе такого обучения лежит мнение, что освоение действия может происходить без ошибок, что любые ошибки являются злом, что избежать их можно в том случае, если частные задачи будут максимально доступны ученику и он сможет приступать к решению  следующих задач, безошибочно выполнив предыдущие. Принцип проб и ошибок, наоборот, признает целесообразность некоторых ошибок как основы для последующих уточнений с целью поиска оптимального варианта движений. Такое обучение, разумеется, не отвергает необходимости самого тщательного соблюдения всех принципов обучения, не ориентирует на искусственную провокацию ошибок, но в то же время и не считает их появление неоправданным злом, сводящим на нет все  усилия учителя и  ученика, Задача состоит в том, чтобы появление ошибок не становилось тупиком обучения. Через ошибки ученик должен идти к решению двигательной задачи. Образно говоря, ошибки должны быть полезными. Особая роль ошибок наблюдается при индивидуализации техники исполнения. Даже самая широкая ориентировочная основа ученика не исключит появления ошибок. Здесь каждая проба есть поиск. А любой поиск немыслим без ошибок.

К ошибкам следует относить неправильные движения и равным образом те движения, которые по мере овладения двигательным действием становятся малоэффективными. Таким образом, в первом случае это действительно будут ошибки, а во втором — движения, которые перестали соответствовать возросшим возможностям ученика и требуют лишь дальнейшего улучшения. [1]

 

  1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОШИБОК ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Обучение спортивной технике и совершенствование в ней очень важная часть подготовки спортсмена. В разных видах спорта она неодинакова. В технических видах спорта (фигурное катание, гимнастика и т.д.) оназанимает ведущую роль, в других ей уделяют меньше внимания и времени. Н.Г.Озолин выделяет «внешнюю» и «внутреннюю» стороны спортивной техники. [10] Но в любом случае техническая подготовка продолжается весь период базовой подготовки. Решая задачи овладения в основном правильной техники часто возникают технические ошибки. Причины их возникновения самые разнообразные.

    1. Причины возникновения технических ошибок (по Холодову, Кузнецову,2010)
      1. Ошибки возникающие из-за двигательной недостаточности

 

а) Недостаточное развитие тех или иных физических качеств;

б) Особенности антропометрии;

в)Отсутствие «школы движений»

4.1.2. Ошибки возникающие из-за дефекта обучения

а) Обучение ошибочной технике выполнения;

б)Методические ошибки обучения;

в)Отрицательный перенос навыка;

г)Неудовлетворительный контроль навыка.

 

4.1.3.. Психогенные причины

а)Неудовлетворительный контроль;

б) Психологические воздействия внешней среды;

в)Неуверенность, опасения, страх.

г)Эмоциональная напряженность и психическое утомление.

4.1.4. . Ошибки возникающие из-за необычности условий

а)Особенности внешних физических условий;

б)Особенности партнера или противника;

в)Особенности регламентации деятельности;

г)Дефекты психологической двигательной установки;

4.1.5. Случайные ошибки

а)Спонтанные

б)Вызванные внешними случайными факторами;

в)Вызванные совпадением внешних и внутренних случайных факторов;

г) Несистематические, неясного происхождения [15]

5.2. Причины возникновения технических ошибок (по Б.А.Ашмарину,1990)

Причинами ошибокявляются любые нарушения принципов, правил организации и условий обучения. Среди них особенно типичными будут следующие причины:

1) неправильное пониманиеучеником задачи обучения;

2) несовершенство проекта  решения задачи, в том числе несоответствие его мышечным ощущениям

3) недостаточная общая  физическая подготовленность, в  том числе отсутствие гармонии  в физических качествах;

4) неуверенностьв своих силах, отсутствие решительности;

5) отрицательное влияние  ранее изученных действий;

6) нарушение требований  к организации урока, ведущее, в  частности, к преждевременному утомлению;

7) несоответствие мест  занятии, спортивного инвентаряи оборудования педагогическим требованиям.

5.3. Причины возникновения технических ошибок двигательного действия на стадии базовой подготовки.

Для успешного устранения ошибок необходимо владеть всей полнотой информации о данной ошибке и самое важное – причина ее появления. О причинах возникновения технических ошибок высказываются большинство авторов. Изучив работы Б.А. Ашмарина,[1]Ж.К.Холодова, [15] Ю.Ф.Курамшина [8], Н.Г.Озолина[10],которые достаточно подробно освещают данный вопрос можно выделить основные виды причин технических ошибок. Так как излагать мнение по данному вопросу каждого вышеупомянутого автора в отдельности значит неоднократно повторяться по основным аспектам. Поэтому все точки зрения были изучены, обобщены и выделены в семь групп причин возникновения технических ошибок.

      1. Недочеты в преподавании:

А) Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся.

   Б) Подражание технике чемпионов  и рекордсменов мира при отсутствии  необходимого уровня развития  физических качеств.

 В) Неверная последовательность  обучения разным двигательным  действиям, имеющим одинаковые или  похожие элементы

Г) Преждевременное создание целостного двигательного представления о физическом упражнения, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия.

 Д) Недостаточная информация  занимающихся в процессе обучения  о действительных отклонениях  от заданных параметров движений  и действий. Как следствие обучаемые  принимают свои неверные двигательные  представления за правильные и руководствуются ими.

 Е) Несоответствие предлагаемых  учебных заданий и организуемых  условий деятельности способности  занимающихся выполнять двигательное  действие. Например, обучаемые способны  выполнить физическое упражнение, лишь концентрируя внимание на  его составных элементах, а им  предложено выполнять это действие  в эстафете, т.е. в сочетании с  другими действиями, в условиях  соревнования на скорость.

 Ж) Перенос неадекватного навыка

 З) Неудовлетворительный контроль  навыка

 И) Обучение нерациональной  технике

 К)Недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.

 

      1. Кондиционные ошибки

А) Недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии. Отсюда несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность. Например, преобладание силы над другими качествами часто приводит к ошибкам при выполнении действий, требующих проявления ловкости.

Б) Чрезмерное развитие отдельных физических качеств. Например, чрезмерная подвижности в плечевых суставах приводит к излишне глубокому гребку при плавании на спине.[14]

5.3.3. Координационные ошибки

А) Координационная недостаточность. Усложняет освоение отдельных деталей техники.

Б) Отсутствие «школы движений»

5.3.4. Психогенные ошибки[11]

А) Влияние неблагоприятных внешних факторов на психологическое состояние спортсмена. Например, негативная реакция зрителей или чрезмерная поддержка соперников.

Б) Неблагоприятное внутреннее психологическое состояние спортсмена. (Неуверенность, страх, боязнь соперничества, боязнь поражения и т.д.)

В) Эмоциональная напряженность и психическое утомление.

5.3.5. Ошибки из-за необычности условий

А) Особенности внешних погодных условий (боковой ветер, солнце слепит глаза и т.д.)

Б) Особенности внешних физических условий (параметры спортсооружения несоответствуют стандартам: слишком узкие дорожки в бассейне, негабаритная площадка или ледовая коробка и т.д.)

В) Особенности партнера или противника

Г) Особенности регламентации деятельности. Например, в плавании при проведении объединенных заплывов на длинные дистанции принимается старт с низкого бортика, что приводит к многочисленным ошибкам в выполнении стартового прыжка.(14)

Д) Дефекты психологической двигательной установки

 

 

        1. Неизбежные ошибки

А ) Ошибки  связанные с условиями тренировок. Например в плавании если на дорожке одновременно тренируется количество спортсменов больше установленного неизбежно появляются ошибки в технике плавания на спине. Чаще всего это чрезмерно высокое положение головы или «закидывание» головы назад чтобы не столкнуться  с плывущим впереди спортсменом.[9]

Б) Изменение внешних условий. Например, пловцы приезжая в бассейн с водой, отличающейся по плотности от привычной для них, неизбежно выявят некоторые ошибки в технике.[14]

5.3.7. Случайные ошибки

А) Спонтанные ошибки.

Б) Вызванные внешними случайными факторами. Например, погас свет, оборвалась музыка и т.д.

В) Вызванные совпадением внешних и внутренних случайных факторов. Например, какие либо неполадки с костюмом или инвентарем приводят к тому, что акцент внимания спортсмена смещается с соревновательного действия на костюм или инвентарь.

Г) Несистематические,  неясного происхождения.

Случайные ошибки отличаются от всех вышеописанных групп технических ошибок тем, что их невозможно предвидеть.

 

 

 

 

  1. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОШИБОК ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
    1. Меры предупреждения распространенных технических ошибок: ошибок связанных с недочетами в преподавании и кондиционных ошибок (по Ю.Ф. Курамшину,2010)

Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:

    • Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготовительными фазами.
    • Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.
    • Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.
    • Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.
    • Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.[12]

Меры предупреждения ошибок, описанные Ю.Ф.Курамшиным [12] направлены на предупреждение самых распространенных видов технических ошибок (ошибок связанных с недочетами в преподавании и ошибок связанных с физическим состоянием спортсмена). Менее распространенные виды ошибок тоже можно предупреждать. 

    1. Меры предупреждения менее распространенных ошибок

Информация о работе Техника двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов