Техника двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить технику двигательного действия и ошибок в технике двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов.

Задачи работы:
Изучить имеющиеся литературные источники и выделить понятия «техника», «техническая ошибка».
Выделить особенности технических ошибок на стадии базовой спортивной подготовки.
Описать имеющиеся классификации технических ошибок.

Файлы: 1 файл

Курсовая (полный вариант).docx

— 74.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Исторически спортивная подготовка состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов.  Техническая подготовка является важным разделом в подготовке спортсмена. В процессе изучения техники двигательного действия преследуются так же образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Формирование техники двигательного действия сопровождает спортивную деятельность на всем протяжении многолетней подготовки спортсмена. К разработке показателей эффективности технического мастерства были привлечены достижения самых разнообразны наук как фундаментальных, так и педагогических (химия, физика, гидродинамика, педагогика, социология и т.д.).  В результате были сформулированы и научно обоснованы определенные закономерности выполнения тех или иных двигательных действий, обеспечивающие наибольшую рациональность и эффективность выполняемых действий – биомеханические модели.  На воспроизводство биомеханической модели двигательного действия и направлен, в настоящее время, основной процесс обучения двигательным действиям. Не смотря на то что, конечная цель обучения и совершенствования двигательных действий  по- прежнему остается результат, показанный в  соревновательном действии, появление неких канонов выполнения того или иного двигательного действия позволяет оценить его с точки зрения рациональности, а не только конечного результата.  Это делает возможным говорить о том или ином двигательном действии, не соответствующему канону, не как об индивидуальности,  а как о неправильно выполненном. Проблема в том, что отличие индивидуальности исполнения техники двигательного действия от ошибочного исполнения техники двигательного действия не всегда очевидно. Таким образом, предметом изучения в данной работе является техника двигательного действия, а объектом – ошибки в технике исполнения двигательного действия. Наибольшую актуальность данная работа представляет для видов спорта, где оценивается непосредственно техника исполнения двигательного действия и ошибки в ней напрямую влияют на результат, а так же видов спорта где результат соревновательного действия  зависит от  степени экономизации движений спортсмена.

 

Цель работы: изучить технику двигательного действия и ошибок в технике двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов.

 

Задачи работы:

    1. Изучить имеющиеся литературные источники и выделить понятия «техника», «техническая ошибка».
    2. Выделить особенности технических ошибок на стадии базовой спортивной подготовки.
    3. Описать имеющиеся классификации технических ошибок.
    4. Изучить причины возникновения технических ошибок на стадии базовой подготовки.
    5. Выделить меры предупреждения и методы устранения технических ошибок.

 

    1. ПОНЯТИЕ О ТЕХНИКЕ

Каждое двигательное действие, совершаемое осознанно, служит для решения какой-либо двигательной задачи.  Степень осознанности двигательной задачи во многом определяет эффективность двигательного действия. Однако его выполнение происходит в определенных условиях. Возможность выполнения двигательного действия для решения двигательной задачи в различных условиях определяют как технику двигательного действия. Развитие техники происходит с целью достижения наибольшей рационализации движения для достижения наилучшего результата. Это одна из причин по которой все существующие виды спорта продолжают развиваться не смотря на то, что многие из них существуют более ста лет, показатели в них регулярно улучшаются. А способность техники нести информацию о движении позволяет отделять схожие движения друг от друга, что определяет многообразие физических упражнений. Так поворот сальто и скоростной поворот сальто в плавании визуально практически неотличимы. Но отличия в технике исполнения делают скоростной поворот сальто более эффективным. [9]

Большинством авторов техника определяется как способ выполнения двигательного действия, который решает двигательную задачу наиболее эффективно. Но некоторые авторы смотрят на технику более широко. Так например Д.Д. Донской [6] считает что технику можно рассматривать в нескольких аспектах: как действие, как характеристику качества движений, как сведения о движении, а Л.П. Матвеев[13] понимает технику как модель соревновательного действия и как конкретный способ действия, существующий реально в чьем-то исполнении. Такое многообразие подходов определяет существование многих техник.

«Образцовая (или эталонная) техника представляет собой идеальную обобщенную модель рациональной системы движений для решения данной двигательной задачи... Целесообразной же будет индивидуальная для каждого спортсмена техника, представляющая собой приспособление образцового варианта к его индивидуальным особенностям... Техника может быть начальной, совершенной, переходной, оперативной.»[13] Критерием рациональности техники при таком подходе выступает уровень относительной эффективности: сравниваются конкретные действия конкретных исполнителей, эталоном признается действие победителя. Основной путь совершенствования техники — эмпирический поиск, «пробы и ошибки». Техника не стоит на месте, она развивается... И в каждый период времени существует современная, т. е. наиболее передовая техника — самая эффективная из существующих... И случайно и целенаправленно в десятках и сотнях тысяч попыток ищут новые варианты. Главный источник прогресса — поиск этих вариантов» [8]

 

М.М. Боген [4] же с недоверием относится к методам выявления рациональной техники «методом тыка». «Начальная» техника должна смениться «переходной», затем — «образцовой», а там, как правило, «образцовая» техника оказывается устаревшей и ее надо менять на «современную» и т. д. А ведь согласно условнорефлекторной концепции обучения в процессе освоения движений формируются устойчивые динамические стереотипы, которые (здесь мнения теоретиков и практиков совпадают) почти не поддаются перестройке.Очевидно, если техника — это система реальных движений человека, а эталоном служит действие высшей эффективности, выявляемой путем сравнения (в частности, в соревновании спортсменов), то проблема всеобщей оптимизации основывается на случайном успехе, а индивидуальная оптимизация сопряжена в перспективе с постоянным и трудным (если не безнадежным) переучиванием.»  Он (М.М. Боген) считает что «техника двигательного действия не должна описывать признаки реального действия, а только закономерности оптимизации его как метода решения двигательной задачи без учета индивидуальных свойств исполнителя и частных условий решения двигательной задачи. Сущность двигательного действия (его техника) может быть конкретизирована в описаниях примеров решения двигательной задачи данного класса(типа): в тех или иных условиях, тем или иным исполнителем. Для обеспечения формирования более четких представлений о технике в сознании учителя и ученика при описании частных случаев решения двигательных задач» Таким образом взгляд на технику расширился и углубился. Основываясь на размышлениях Н.А. Бернштейна[3] и собственных заключениях М.М. Боген [4] сформулировал необходимость техники как предмета изучения фундаментальных наук в частности биомеханики: «техника двигательного действия, выступающая как предмет обучения, должна иметь иные назначения, содержание и структуру, чем техника — предмет изучения биомеханики.»

Техника двигательного действия — это описание оптимального решения двигательной задачи (класса двигательных задач), обоснованное требованиями биомеханики действия и психологии его восприятия обучаемым, раскрывающее состав операций и основных опорных точек, необходимых и достаточных для формирования полной ориентировочной основы предмета усвоения (формируемого действия).

 

Б.А. Ашмарин [1]  рассматривая технику с точки зрения педагогики так же считает необходимость ее рассмотрения с другой позиции фундаментальных наук:

«Понятие о технике может раскрываться или с педагогических, или с биомеханических позиций.

С педагогических позиций под техникой физического упражнения понимается наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия.

Эффективность выражается наиболее рациональным воздействием на организм учеников (например, воздействием на ту мышечную группу, которую необходимо развивать) и результативностью действия (например, длиною прыжка).

Одно и то же действие можно выполнять различными способами, но только рациональные из них называют техникой исполнения. Средив равной мере эффективных способов исполнения часто выбирают те, которые соответствуют индивидуальным особенностям ученика, поставленной задаче и пр., а так же дает свое определение технике.

 

Техника физического упражнения- есть результат поиска, научного анализа и проверки в практике способов исполнения действия ведущими для данного времени спортсменами.

 

Стандартная техника- современная техника которая отражает наиболее рациональную основу действия, в равной мере одинаковую для всех исполнителей.

Стандартная техника не исключает возможности индивидуальных отклонений в некоторых элементах исполнения, но в пределах, не искажающих основу действия.

 

Индивидуальная техника-осуществляется по двум направлениям:

-  Типовая индивидуализация - когда в пределах стандартной техники вносятся изменения в соответствии с типовыми особенностями конституции и физической подготовленности отдельных групп лиц,

   - Персональная индивидуализация - учитывает личные особенности человека. Спортивно-техническое мастерство как раз и отражает высокую степень персональной индивидуализации.

 

Значимость движений, составляющих действие, неодинакова, поэтому принято различать основу техники и ее детали. При этом учитываются два принципиальных положения:

  1. Раз двигательное действие является целостным образованием, его выполнение зависит от качества выполнения каждого движения, в него входящего.
  2. Понятие об основе техники и ее деталях реализуется в деятельности учителя двояко. В одном случае оно используется для анализа действия и построения системы подводящих упражнений к нему, в другом — для самого процесса обучения, для акцентирования внимания ученика.

При анализе двигательного действия основой его техники считают те движения, которые отражают отличительные признаки данного действия и обязательны для выполнения намеченного действия. Невыполнение одного из движений основы техники влечет за собой искажение действия в целом. В основе техники выделяют так называемые ведущие движения, т. е. движения, от которых в первую очередь зависит результативность действия (например, отталкивание руками при опорных прыжках). Движения, которые не являются характерными только для одного действия (например, разбег при прыжках в длину разными способами) или могут выполняться с некоторыми вариациями (например, движения маховой ногой при прыжке в высоту), составляют детали техники. Видоизменения деталей — основной путь индивидуализации техники.» [1]

При обучении двигательному действию выделение основы и деталей техники обусловлено смысловым содержанием решаемой двигательной задачи [4,6].

Таким образом, характер двигательной задачи определяет содержание основы действия, а следовательно, и необходимые акценты внимания ученика.

    1. Педагогический анализ эффективности техники (по Б.А. Ашмарину, 1990)

Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основании которых учитель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками. Эффективность того или иного критерия обусловлена мерой его соответствия характеру двигательного действия, этапу обучения и уровню физической подготовленности учеников.

  1. Результативность физического упражнения(в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значимость технической подготовленности бывает очень трудно.
  2. Параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого предварительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.

3. Разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:

1) определить наилучший результат, который показывает ученик в изучаемом двигательном действии;

2) знать, от уровня развития  каких физических способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;

3) путем тестирования  выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;

4) высчитать возможный результат при данном развитии способностей;

5) определить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4). Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует потенциал физических способностей ученика, если ниже — не реализует. В первом случае необходимо подтягивать физические способности, во втором — улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возможного результата при данных физических способностях. Осуществляется это с помощью уравнений регрессии. [1]

Информация о работе Техника двигательного действия на стадии базовой подготовки спортсменов