Теоретическая подготовка спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы являлось расширение сведений по теоретической подготовке в различных видах спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание учебных программ специализированных учебно-спортивных учреждений по теоретической подготовке.
2. Определить основные темы теоретической подготовки.
3. Изучить распределение теоретического раздела подготовки на разных этапах многолетней подготовки спортсменов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ
1.1 Содержание теоретической подготовки
1.2 Задачи теоретической подготовки
1.3 Формы теоретической подготовки
1.4 Методические рекомендации к теоретической подготовке
Глава 2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОЛЕТНЕМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Основы содержания теоретической подготовки в группах начальной подготовки
2.2 Основы содержания теоретической подготовки в учебно-тренировочных группах
2.3 Основы содержания теоретической подготовки в группах спортивного совершенствования
2.4 Основы содержания теоретической подготовки в группах высшего спортивного мастерства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Теоретическая подготовка спортсменов.docx

— 36.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая подготовка спортсменов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ

1.1 Содержание  теоретической подготовки

1.2 Задачи  теоретической подготовки

1.3 Формы  теоретической подготовки

1.4 Методические  рекомендации к теоретической  подготовке

Глава 2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В МНОГОЛЕТНЕМ  ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Основы  содержания теоретической подготовки  в группах начальной подготовки

2.2 Основы  содержания теоретической подготовки  в учебно-тренировочных группах

2.3 Основы  содержания теоретической подготовки  в группах спортивного совершенствования

2.4 Основы  содержания теоретической подготовки  в группах высшего спортивного  мастерства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теоретическая подготовка начинается с первого  года обучения в специализированных учебно-спортивных учреждениях и  является неотъемлемой составной частью разносторонней подготовки спортсмена [10].

Этот  вид подготовки является основой  практического изучения и совершенствования  спортивной техники, физической и других видов подготовки в спорте [1, 2, 7, 10]. Однако в специальной литературе данный вид подготовки рассмотрен отрывочно. Опрос спортсменов в разных видах  спорта показал, что этому виду подготовки уделяется недостаточное, по их мнению, внимания. Это определило выбор темы курсовой работы.

Целью данной работы являлось расширение сведений по теоретической подготовке в различных  видах спорта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  содержание учебных программ  специализированных учебно-спортивных  учреждений по теоретической  подготовке.

2. Определить  основные темы теоретической  подготовки.

3. Изучить  распределение теоретического раздела  подготовки на разных этапах  многолетней подготовки спортсменов.

При написании  курсовой работы были использованы следующие  методы:

1. Изучение  и анализ научно-методической  литературы.

2. Беседа  с тренером.

При анализе  литературы, обращалось внимание на значение и содержание теоретической подготовки у спортсменов разного возраста, пола и квалификации. Изучались и  обобщались различные взгляды авторов  на содержание этого вида подготовки.

Беседы  с тренерами помогали уточнить темы, время и основные формы проведения теоретического раздела подготовки в различных группах учебно-спортивных учреждений.

Курсовая  работа состоит из: введения, двух глав, заключения, список используемых источников. Работа изложена на 15 страницах компьютерного  текста и содержит 5 таблиц. Список литературы состоит из 10 источников.

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ 

теоретическая подготовка спортсмен  тренировочный процесс

Под теоретической  подготовкой понимают систему знаний, изложенную в специальной научной, учебной, учебно-методической и другой литературе, связанной с познанием  и обеспечением спортивной практики. Под этим видом подготовки, также  подразумевают систему интеллектуальных умений и навыков тренеров, ведущих  к формированию убеждений и развитию познавательных способностей спортсмена в процессе его спортивной деятельности [1].

 

1.1 Содержание теоретической подготовки 

 

Теоретическая подготовка спортсмена охватывает все  то, что направлено на осмысление самой  спортивной деятельности, непосредственно  связанных с ней явлений, процессов  и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение значительных целей. Она имеет самое  прямое отношение к формированию рациональных основ мотивации спортсмена, его волевой и специальной  психической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, совершенствованию  спортивного мастерства, а также  тесно связана и с воспитанием  физических способностей. Во всех этих отношениях существенное значение имеют  два основных аспекта теоретической  подготовки спортсмена: его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей. В комплексе знаний, которые составляют содержание интеллектуального  образования спортсмена, основными  являются:

а) знания мировоззренческого, мотивационного и  спортивно-этического характера, т. е. знания, которые содействуют формированию правильного взгляда на мир в  целом, позволяют осмыслить общую  суть спортивной деятельности, ее общественное и личное значение для спортсмена, сформировать рациональные основы устойчивых мотивов и принципов поведения.

б) знания, составляющие общую научную основу подготовки спортсмена (общие принципы спортивной подготовки, естественнонаучные и психологические основы спортивной деятельности и т. д.);

в) спортивно-прикладные знания, включающие конкретные сведения о правилах спортивных состязаний, спортивной технике к тактике  избранного вида спорта, критериях  их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической, волевой и специальной психической  подготовки, правилах построения спортивной тренировки, вне тренировочных факторах спортивной подготовки, требованиях  к организации общего режима жизни, вытекающих из условий спортивной деятельности, правилах самоконтроля, материально-технических  условиях занятий спортом и т. д.

Эти знания сконцентрированы в специализированных научных дисциплинах, сложившихся  в сфере спорта, а также в  специализированных отраслях общих  гуманитарных, естественнонаучных и  смежных дисциплин ориентированных  на познание и научное обеспечение  спортивной практики. Они и составляют в дидактически обработанном виде предмет  теоретического образования спортсмена систематическое образование и  самообразование, углубляющееся в многолетнем процессе спортивного совершенствования, становится решающим условием творческих проявлений в спорте [4].

Поэтому первостепенное значение в интеллектуальном образовании спортсмена имеет система  теоретических занятий, организуемых в связи с тренировкой, руководство  его самообразованием и воспитанием  познавательных интересов.

В руководстве  самообразованием спортсмена нужно  учитывать, что его оценка значимости различных теоретических сведений для спортивного совершенствования  не всегда совпадает с оценкой  тренера и их объективной значимостью. Многие спортсмены, особенно на первых этапах спортивного пути, склонны  слишком высоко ценить относительно частные знании, непосредственно связанные с ближайшими спортивными интересами Такой утилитаризм, если он становится главенствующей линией теоретической подготовки, обедняет не только ее содержание, но и смысл занятий спортом. Помогая спортсмену удовлетворить узко утилитарные потребности в знаниях, тренер должен поднимать их до более широких познавательных интересов и, опираясь на них, вести к глубокому осознанию общей сути спортивной деятельности как фактора всестороннего развития личности [1].

Из общей  теории воспитания известно, что развитие качеств ума (его широты, глубины, пытливости, критичности, живости и  др.) обусловлено не только, а подчас и не столько накоплением суммы  знаний, сколько практической деятельностью, требующей творческих проявлений. Спортивная деятельность в своих различных  формах требует, насколько о том  можно судить по данным современных  спортивно-психологических исследований, специфических интеллектуальных способностей, в частности, так называемого  оперативного тактического мышления (в  спортивных играх и единоборствах), способности глубоко анализировать  и конструировать модели новых форм движений (в гимнастике и аналогичных  видах спорта) и т. д. Воспитание интеллектуальных способностей, отвечающих специфике  избранного для специализации вида спорта, составляет наряду с образовательной  стороной основное содержание интеллектуальной подготовки спортсмена [7].

 

1.2 Задачи  теоретической подготовки 

 

Современные подходы к оптимизации путей  теоретической подготовки спортсмена ориентированы на программы специализированных учебно-спор-тивных учреждений по различным  видам спорта, опирающиеся на принципы последовательного развертывания  познавательной деятельности спортсмена [3].

Основными задачами теоретической подготовки в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах являются:

– подготовка всесторонне развитых юных спортсменов для пополнения сборных команд республики, области, города и БФСО;

– подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей  по спорту;

– методическая работа по развитию юношеского спорта;

– оказание помощи общеобразовательным  школам в организации внеклассной  работы по развитию твида спорта.

Основными задачами теоретической подготовки в СДЮШОР являются:

– подготовка спортивных резервов для  сборных команд страны, ДСО и ведомств мастеров спорта, кандидатов в мастера  спорта, спортсменов I разряда;

– методическая работа по подготовке высококлассного резерва на основе широкого развития избранного вида спорта;

– оказание помощи ДЮСШ в развитии избранного вида спорта и общеобразовательным  школам в организации внеклассной  работы по спорту.

В задачи теоретической подготовки в ШВСМ входят:

– подготовка мастеров спорта международного класса, кандидатов в сборные команды  страны;

– осуществление преемственности  в учебно-тренировочной работе ДЮСШ, СДЮШОР, школ-интернатов спортивного  профиля (УОР), профсоюзных и ведомственных  физкультурных организаций;

– методическое руководство учебно-тренировочной  работой в регионе [5].

На теоретических  занятиях учащиеся знакомятся с развитием  физкультурного движения, историей избранного вида спорта, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения о технике  выполнения упражнений, методике обучения и тренировки, правилам и судейству  соревнований.

Знание  общих закономерностей спортивной тренировки, особенностей психических  процессов, четкое (пусть и недостаточно полное) представление о строении и функциях организма человека позволят спортсмену не только быстрее и глубже понять замысел тренера, но и точнее оценить свои собственные ощущения и восприятия. Все это обеспечит  более полное использование имеющихся  возможностей и успешный поиск скрытых  резервов.

Особую  категорию составляют глубокие знания тех требований и правил, с которыми спортсмен сталкивается каждый день. Это, в первую очередь, относится  к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю.

В понятие  теоретической подготовки, разумеется, входит постоянное и тщательное изучение правил соревнований, особенно в тех  видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, фехтование, гимнастика и  др.) [9].

Большую помощь в теоретической подготовке спортсмена оказывает специально подобранная  литература по основным вопросам тренировки при обязательном соблюдении требования постепенного усложнения рекомендуемого материала.

При проведении теоретических занятий следует  помнить, что расширение теоретических  знаний спортсменов, привитие им навыков  самостоятельного мышления, развитие способности к самоконтролю, самоанализу  своих действий является залогом  их будущих успехов в избранном  виде спорта [2].

Исходя  из вышесказанного, теоретическая подготовка должна рассматриваться как своеобразная база повышения технической, тактической  и психологической подготовленности. Поэтому к преподаванию теоретического материала не должно быть формального  отношения ни со стороны тренера, ни со стороны юного спортсмена. Теоретические занятия должны иметь  определенную целевую направленность: вырабатывать у учащихся умение использовать полученные теоретические знания на практике, т. е. в тренировочных занятиях и соревнованиях.

 

1.3 Формы  теоретической подготовки 

 

Возможности передачи развернутой системы сведений теоретического характера в процессе тренировки спортсмена ограничены. Теоретическая  подготовка спортсменов проводится главным образом в формах, характерных  для умственного образования  и самообразования (лекции, беседы, семинары, самостоятельное изучение литературы, зачеты и др.).

Беседа  – одна из распространенных организационных  форм теоретической подготовки. Это  диалогическая форма работы тренера  с учащимися. Особое значение имеет  беседа при проведении теоретических  занятий в группах начальной  подготовки, когда еще не окрепли  познавательные интересы учащихся, а  также при знакомстве с трудными вопросами. Успех беседы зависит  в первую очередь от четкого определения  темы теоретического занятия и учебной  задачи (сообщить новый материал, способствовать использованию полученных знаний в  новых ситуациях и т. д.).

Готовясь  к беседе, тренер, спортивный врач или  психолог определяет, какие знания учащихся он может в ней использовать, какие представления, основанные на их личном опыте, помогут им в решении  поставленных вопросов. Успех беседы нередко зависит от содержания и  характера вопросов педагога.

Информация о работе Теоретическая подготовка спортсменов