Стресс. Роль физического воспитания в его предупреждении и ликвидации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 08:51, реферат

Описание работы

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие «стресс». Стрессоры
Глава 2. Стадии развития стресса
Глава 3. Признаки и причины стрессового напряжения. Группа риска
Глава 4. Первая помощь при остром стрессе
Глава 5. Профилактика стресса
Глава 6. Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Стресс и доступные методы его преодоления.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОССПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Стресс. Роль физического воспитания в его предупреждении и ликвидации

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 822 группы

Завьялова К. Г.

Проверила: ст.преподаватель

Скрынник О. В.

 

 

 

 

г.Уссурийск, 2012г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие «стресс». Стрессоры

Глава 2. Стадии развития стресса

Глава 3. Признаки и причины стрессового напряжения. Группа риска

Глава 4. Первая помощь при остром стрессе

Глава 5. Профилактика стресса

Глава 6. Причины возникновения и компоненты информационного стресса в      учебной деятельности.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов  является стресс. Он представляет собой состояние  чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует  деятельность человека,  нарушает нормальный ход  его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.  Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и  обострении таких заболеваний, как сердечно – сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие «стресс». Стрессоры

 

Слово “stress” в переводе с английского обозначает “давление, натяжение, усилие”, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.

Понятие «стресс» всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано  канадскому врачу и биологу Ганс Селье, который в 1936 г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором.  Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Стадии развития стресса

 

Селье выделил три стадии развития стресса:

Первую стадию он назвал стрессом ожидания – трактовал только как мобилизацию сил, подготавливающую  организм к стрессу, включение защитных механизмов. Более поздние исследования показали, что первая стадия стресса характеризуется большим напряжением симпатико-адреналовой системы, чем даже сам стресс. Вспомним, как часто мы особенно волнуемся в ожидании события. Таково напряжение перед свиданием, решающей беседой, ответственным выступлением, экзаменом. И чем больше волнуется человек на этом этапе, тем слабее его реакция на следующей стадии. Это понятно: слишком большое напряжение симпатико – адреналовой системы в первом периоде приводит к избыточному выделению адреналина. Быстрое истощение резервов симпатико–адреналовой системы уже вначале имеет результатом то, что на вторую фазу  энергии оказывается недостаточно. Так, спортсмен, «перегоревший на старте», в ходе соревнований показывает сниженные результаты. Но при слабой активации симпатико–адреналовой системы в стадии ожидания  тоже не происходит должной мобилизации всех необходимых сил для отражения стресса. Спортсмен не мобилизовался, расслаблен – результат опять плох.

Вторая стадия – собственно стресс. Подготовленный  первой стадией организм хорошо переносит и вторую фазу, реализуя максимум своих возможностей. Спортсмен достигает результатов даже более высоких, чем на тренировках; актёр играет с большим подъёмом, находя особые краски и интонации, каких не мог достичь на репетициях; студент на экзамене обнаруживает блестящие способности и так далее.

Третья стадия – постстресс. Ученые проводили многолетние наблюдения процессов активации  симпатико-адреналовой системы у диспетчеров, операторов и машинистов железнодорожного транспорта, у людей, занятых нервно-эмоциональным трудом. Картина оказалась неожиданной. Выброс адреналина в период отдыха был выше, чем в период работы. Оператор закончил рабочий день, который был не слишком напряжённым – обычным. Активация симпатико-адреналовой системы, по данным анализов, в норме. Дома человек отдыхает без конфликтов и волнений. Что же симпатико-адреналовая система?   Как раз в ней самый большой с начала рабочего дня выброс адреналина. Такая картина у сотен и тысяч обследованных.

 

 

 

 

 

Глава 3. Признаки и причины стрессового напряжения. Группа риска

 

Признаки стрессового напряжения:

1.      Невозможность сосредоточиться на чем-то определенном;

2.      Слишком частые ошибки в работе;

3.      Ухудшение памяти;

4.      Частое ощущение усталости;

5.      Очень быстрая речь; 

6.      Частые боли (голова, спина, область желудка);

7.      Повышенная возбудимость;

8.      Потеря чувства юмора;

9.      Резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет;

10. Пристрастие к алкогольным напиткам;

11. Постоянное ощущение недоедания;

12. Отсутствие аппетита;

13. Невозможность вовремя закончить работу;

14. Переменчивое настроение;

15. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

 

При обнаружения признаков стрессового напряжения организма, необходимо внимательно изучить его причины. Убрать причины стресса легче, чем устранять последствия стресса.

 

Причины стрессового напряжения:

1.      Гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в обязанности;

2.      Постоянная нехватка времени;

3.      Непроходимая сонливость, ощущение невысыпания;

4.      Огромное количество снов после насыщенного дня;

5.      Выкуривание большого количества сигарет и чрезмерное потребление алкоголя;

6.      Отсутствие интереса к чему бы то ни было;

7.      Постоянные конфликты в семье;

8.      Ощущение неудовлетворенности жизнью;

9.      Комплекс неполноценности;

10. Отсутствие человека, готового выслушать проблему;

11. Нежелание говорить о своих проблемах;

12. Ощущение отсутствия уважения со стороны семьи и коллег;

13. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

14. Шум;

15. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

16. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

17. Переезд из одной страны в другую.

 

Разумеется, здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма.

 

Группа риска:

1.      женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2.      пожилые люди и дети;

3.      люди с заниженной самооценкой;

4.      экстраверты;

5.      невротики;

6.      люди, злоупотребляющие алкоголем;

7.      люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Первая помощь при остром стрессе

 

Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

 

Вот некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1.      Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения;

2.      Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить "язык лица и тела" путем расслабления мышц и глубокого дыхания;

3.      Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой "инвентаризации". Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов" и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки;

4.      Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) "по косточкам", как описано в пункте 3.

5.      Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась);

6.      Займитесь какой-нибудь деятельностью – все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения;

7.      Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции;

8.      Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни;

Информация о работе Стресс. Роль физического воспитания в его предупреждении и ликвидации