Характеристика выносливости и её развитие в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Время, которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности – качества, для воспитания которых вряд - ли можно обойтись без физической культуры. В наши дни особенно необходимы твердость характера, решимость, мобилизация волевых усилий, сознательная активность.
Физическая культура, спорт могут и должны стать эффективным средством воспитания и самовоспитания сильных, закаленных, творческих, мужественных людей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Выносливость, и методика ее развития
1.1 Понятие о выносливости……………………………………………….10 стр.
1.2 Значение выносливости в системе физического воспитания школьников на уроках легкой атлетики…………………………………………………16 стр.
1.3 Средства развития общей выносливости……………………………...20 стр.
1.4 Методы развития общей выносливости………………………………25 стр.
1.5 Методика развития общей выносливости на уроках
легкой атлетики…………………………………………………………….31 стр.
Выводы………………………………………………………………………35 стр.
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

выносливость.курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.  В.П. АСТАФЬЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика выносливости и её развитие в процессе физического воспитания

Курсовая работа

 

 

 

Выполнил: Студент 4 курса

Группы 3,5

Стеценко Л.В.

 

 

Проверила: Савчук А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

Глава 1. Выносливость, и методика ее развития

1.1 Понятие о выносливости……………………………………………….10 стр.

1.2 Значение выносливости в системе физического воспитания школьников на уроках легкой атлетики…………………………………………………16 стр.

1.3 Средства развития общей выносливости……………………………...20 стр.

1.4 Методы развития общей выносливости………………………………25 стр.

1.5 Методика развития общей выносливости на уроках

легкой атлетики…………………………………………………………….31 стр.

Выводы………………………………………………………………………35 стр.

Список используемой литературы………………………………………...36 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

           Время,      которое мы     живем,     требует     от всех    нас   высокой  работоспособности, энергии, четкости, инициативности – качества, для  воспитания которых вряд - ли можно  обойтись без физической культуры. В наши дни особенно необходимы твердость характера, решимость, мобилизация волевых усилий, сознательная активность.

      Физическая  культура, спорт могут и должны  стать эффективным средством  воспитания и самовоспитания  сильных, закаленных, творческих, мужественных  людей.

       В  наше время характерно резкое  возрастание психологической нагрузки  на человека, что предъявляет  повышенные требования к его  физиологическим функциям и является  одной из причин переутомления.  У космонавтов, например, выходящего  в открытый космос, пульс достигает 2000 уд/мин. Примерно такова же частота сердечных сокращений у режиссера телевидения, ведущего прямую передачу в эфир. Оператором ЭВМ через 2-3 ч интенсивного диалога с «электронным мозгом» перестает быть равным партнером машине. Ритм современного производства настолько возрос, что человеку становится трудно поспевать за ним.

       К  счастью, способность человека  без вреда для здоровья выдерживать  разного рода нагрузки, переносить  напряжение, повышать устойчивость  к утомлению поддается тренировке. По определению ученых, способность противостоять утомлению называется выносливостью.

      Долгое  время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с  силой, гибкостью и быстротой,  физических качеств человека  недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы:

      заложить основу крепкого здоровья – укрепить сердце и улучшить деятельность всей системы кровообращения, развить легкие и усовершенствовать функции системы дыхания;

      повысить  физическую подготовленность –  приобрести способность выполнять  повседневные обязанности энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать резервы высокой работоспособности;

       улучшить  обмен веществ, нормализовать  вес тела;

       укрепить  нервную систему, зарядиться оптимизмом  и хорошим настроением;

       продлить активную жизнь и добиться творческого долголетия.

       Под  воздействием упражнений на выносливость, таких, как ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах,  езда на велосипеде, плавание, разные  виды гребли, в организме происходит  глубокая перестройка, обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые различные нагрузки – физические, эмоциональные, умственные.

        Важно знать, что, развивая  выносливость, человек укрепляет  свае здоровье, а это является  важным условием для успешной деятельности в любой области.

        Каждому человеку от рождения присущи основные двигательные качества: координация, сила, скорость, выносливость и гибкость, которые он развивает в течение жизни и владеет ими в большей или меньшей степени. Безусловно, все они важны для человека и тем более для спортсмена. Но, на наш взгляд, качеством, лимитирующим все остальные, является выносливость, так как в том или ином виде она присутствует в каждом из них. Например, координационная выносливость - устойчивость сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятным воздействиям утомления и других факторов (9). Силовая выносливость - способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе (9). Скоростная выносливость - способность организма противостоять утомлению при нагрузках субмаксимальной или максимальной интенсивности и в условиях преимущественно анаэробной мобилизации энергии (9).

Выносливость - физическое качество, необходимое  в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость непосредственно определяет результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, конькобежный спорт - длинные дистанции, лыжные гонки и др.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.) и, наконец, в третьих, где упражнение кратковременно и на первый взгляд необходимости в выносливости не существует, она помогает длительно переносить высокие тренировочные нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление сил организма между тренировками (метания, прыжки, спринтерский бег, тяжелая атлетика и пр.) (10).

Актуальность вопросов развития выносливости начиная с подросткового периода является одной из приоритетных задач на современном развитии общества т. к. наиболее интенсивный прирост в развитии выносливости происходит в период с 14 до 30 лет. В связи с вышесказанным считаю актуальным развитие выносливости для школьников 14-15 лет на уроках легкой атлетики.

Цель работы: методологическое исследование научной литературы по вопросу современных средств и методов развития выносливости.

Задачи исследования:

1. Произвести анализ научно-методической литературы по теме исследования.

2. На основе анализа научно-методической литературы определить уровень развития выносливости детей, занимающихся физической культурой.

Объект исследования: Процесс развития выносливости в учебном процессе с помощью использования специальных упражнений и методов.

Предмет исследования: Средства и методы развития выносливости у школьников на уроках.

Методы исследования:

Анализ  научно-методической литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

ВЫНОСЛИВОСТЬ  И  МЕТОДИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

1.1. ПОНЯТИЕ О ВЫНОСЛИВОСТИ

     Выносливость  — это способность  противостоять   физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

   Мерилом   выносливости  является   время,    в течение которого

осуществляется   мышечная    деятельность  определенного  характера

 и   интенсивности.   Например,    в   циклических   видах физических

упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.)   измеряется  минимальное

время   преодоления   заданной   дистанции.      В игровых         видах

деятельности    и  единоборствах замеряют время, в течение которого

осуществляется   уровень   заданной   эффективности     двигательной

деятельности.         В сложно координационных    видах      деятельности, связанных      с    выполнением    точности   движений    (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.),    показателем    выносливости является    стабильность     технически    правильного      выполнения действия. (59)

           Различают    общую    и     специальную  выносливость.    Общая

выносливость —   это способность     длительно    выполнять    работу      умеренной интенсивности     при     глобальном    функционировании  мышечной системы.   По-другому     ее    еще называют аэробной выносливостью.

        Человек, который может выдержать   длительный   бег   в  умеренном

 

 темпе   длительное время,     способен     выполнить    и другую работу в

 

таком     же    темпе       (плавание, езда на велосипеде и т.п.)  Основными

 

 компонентами    общей    выносливости    являются возможности аэробной

 

системы     энергообеспечения,          функциональная и  биомеханическая

 

 экономизация. (59)

 

    Общая  выносливость играет существенную  роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

  Специальная  выносливость — это выносливость по отношениию к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.). (59)

  Специальная  выносливость зависит от возможностей  нервно мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри мышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

  Различные  виды выносливости независимы  или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

  Проявление  выносливости в различных видах  двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.



   Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимы м объемом метаболических изменений в организме (Н.И. Волков 1976).

       Физиологической   основой       выносливости     являются    аэробные

возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

      Анаэробные алактатные источники  энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15—20 с.

Анаэробные  гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

     Факторы функциональной и биохимической  энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергобеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

      Экономизация имеет две стороны:  механическую (или биоме-ханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

    Факторы  функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

    Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Информация о работе Характеристика выносливости и её развитие в процессе физического воспитания