Характеристика основных форм оздоровления физкультурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Здоровье – понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье – это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Утренняя гигиеническая гимнастика………………………………... 4
2. Производственная гимнастика………………………………………...9
3. Ритмическая гимнастика……………………………………………... 12
4. Влияние оздоровительной физической культуры на организм…….15
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………... .19

Файлы: 1 файл

КОНТР. ФИЗ-РА 6 СЕССИЯ.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

                                                              

 

                                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

   Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

                «Уральский Государственный Экономический Университет»

                                  Центр дистанционного образования

 

 

           

                 Контрольная работа

                     

  по дисциплине: «Физическая культура»

          

 

        тема:  «Характеристика основных форм оздоровления                           физической культурой»

 

                

             

 

                                                                 Исполнитель:

                                                                студент группы: МП – 10СР      

                                                

                                                                                            Гиппе Ольга Олеговна          

                                                                                                    (Фамилия, имя, отчество студента)


                                                                                

                                                                                 


                                                                                                                                                                                   (подпись)

                                                                                                                                      

 

                                                                                            Преподаватель:

                                                                                                    

                                                                         Хвостанцева В.П.                                            

                                                                                                                              (Фамилия, имя, отчество преподавателя)


                                                                    

 

                                                                                                                                                 (подпись)


                                                                                                                                 

                                                             

 

 

                                                            Екатеринбург 2013 г.

                                                          Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3

1. Утренняя гигиеническая гимнастика………………………………... 4

2. Производственная гимнастика………………………………………...9

3. Ритмическая гимнастика……………………………………………... 12

4. Влияние оздоровительной  физической культуры на организм…….15

Заключение………………………………………………………………..18

Список используемой литературы……………………………………... .19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ничто так  не истощает и не разрушает человека,

как продолжительное  физическое бездействие.

(Аристотель)

Малоподвижный образ  жизни делает организм человека беззащитным  при развитии различных заболеваний. Самое верное средство борьбы с любыми болезнями – укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Здоровье – понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье – это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

По степени влияния  на организм все виды оздоровительной  физической культуры (в зависимости  от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».

Давайте остановимся  подробнее на таких формах оздоровительной  физической культуры как утренняя гигиеническая, ритмическая и производственная гимнастика.

1. Утренняя гигиеническая гимнастика.

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнований стали выходить на арену обнаженными. По-гречески «обнаженный» – «гимнос»; отсюда появилось слово «гимнастика», к которой в древности относили все виды физических упражнений.

В наше время гимнастикой  называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много  разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с утренней гигиенической гимнастики.

Утренняя гигиеническая  гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.

Для занятий утренней гимнастикой предпочтительнее одежда из натуральных материалов (например, из хлопковых тканей), которые не затрудняют процессы испарения пота с поверхности кожи и обеспечивают задержку тепла, выделяемого организмом, способствуя его согреванию после сна.

Кроме того, одежда для  занятий должна быть свободной, удобной, легкой, не стесняющей движения. Если занятие  проходит на улице, аналогичные требования предъявляются и к обуви. При занятии в помещении на теплом чистом полу, обувь можно не надевать.

После зарядки рекомендуются  водные процедуры – влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом –  купание. При выполнении зарядки  необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья, перед тем как начать занятия зарядкой, следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение как вспомогательное средство имеет самоконтроль – наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки:

♦ устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.); 
♦ увеличить тонус нервной системы; 
♦ усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).

В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики:

● упражнения на потягивание; 
● различные виды ходьбы; 
● общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.); 
● упражнения на растягивание (на развитие гибкости); 
● танцевальные движения; 
● бег трусцой и легкие прыжки; 
● дыхательные упражнения.

В обеспечении ходьбы участвуют более двух третьих мышц организма, потому этот вид двигательной деятельности существенно стимулирует работу других органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Во время ходьбы усиливается деятельность нервной системы, которая обеспечивает процессы сокращения мышц, координирует работу мышечной системы с другими органами, повышается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличивается деятельность дыхательной системы – повышается объем вдыхаемого воздуха и частота дыхательных движений. К тому же стимулируется работа желез внутренней секреции, которые начинают вырабатывать химические вещества (гормоны), облегчающие выполнение мышечной работы (адреналин, норадреналин). Под влиянием гормонов, расширяются кровеносные сосуды нервной системы и работающих мышц, облегчаются процессы усиления работы сердца и дыхательной системы, происходят другие изменения, благоприятно сказывающиеся на повышении умственной и физической работоспособности организма и его способности противостоять стрессовым воздействиям.

К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах и др. Начать комплекс целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем – к крупным мышечным группам (мышцы туловища). Особое внимание нужно уделить упражнениям на мышцы плечевого пояса и вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма. После завершения комплекса общеразвивающих упражнений организм подготовлен к выполнению более интенсивных нагрузок.

Бег и прыжки в большей степени, чем другие упражнения, интенсифицируют процессы жизнедеятельности, способствуя переходу организма на новый, более высокий уровень функционирования. Медленный бег развивает общую выносливость – способность длительно и эффективно выполнять работу умеренной интенсивности, противостоять различным неблагоприятным факторам.

Выполняемые после комплекса  общеразвивающих, беговых или прыжковых  движений дыхательные упражнения, здоровым людям служат, в основном, для восстановления ритма дыхания после нагрузки. Однако с их помощью можно решать и другие задачи, что особенно актуально для людей с ослабленным здоровьем, либо страдающих различными видами заболеваний.

В комплексе физических упражнений утренней гимнастики можно  использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямым ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными, поэтому их целесообразно применять после комплекса общеразвивающих упражнений. Использование в утренней зарядке подобных упражнений оправдано спецификой биологических ритмов человека, потому как наибольшие показатели гибкости регистрируются у людей именно в утренние часы.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях – лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.

Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс упражнений не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.

2. Производственная гимнастика.

Труд – основа человеческой жизни, важнейшее условие существования  человека. В процессе трудовой деятельности люди общаются между собой, воздействуют на окружающую природу, создают материальные ценности, познают и переделывают мир. Однако труд немыслим без отдыха. В процессе трудовой деятельности в организме человека возникает состояние утомления, снижающее работоспособность. Поэтому организация трудовой деятельности должна предусматривать отдых. Правильный (или эффективный) отдых снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха – к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Важное условие эффективного отдыха – регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение так называемого активного отдыха.

Информация о работе Характеристика основных форм оздоровления физкультурой