Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.
Раскрыть теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования в формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

1.1. Анализ научной литературы по теме исследования……………
6
1.2.Возрастные психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………

15
1.3. Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………….

25
1.4. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста………………………………………………...

33
Выводы по 1 главе…………………………………………………….
34
Глава 2. Описание опыта работы педагогов-практиков по теме исследования формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

2.1. Содержание работы по физическому развитию детей ДОУ по средством подвижных игр……………………………………………

35
2.2. Методические основы использования подвижных игр формировании интереса к занятиям физической культурой………

39
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
45
Заключение…………………………………………………………….
47
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

- увеличивать  дозировку (повторность и общую  продолжительность игры);

- усложнить  двигательное содержание (воробушки  из дома не выбегают, а выпрыгивают);

- изменить  размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

- сменить  сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный);

- провести  игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в  лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева двумя руками и ногами);

Методика проведения подвижной игры. Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая выше сказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.

Дети дошкольного возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.

Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту  или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.

Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.

Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно – образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей 3 – 4 – летнего возраста. Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.

Проведение подвижных игр можно планировать во время физкультурного занятия. После приема пищи, если это физкультурное занятие, то оно должно быть примерено через 20 минут. Если занятие умственного характера, используем упражнения физкультминуток. Распределять во время занятия подвижные игры рекомендуется следующим образом:

- в подготовительной (или заключительной) части занятия  можно включить игры с ритмичной  ходьбой и дополнительными гимнастическими  движениями, требующие от играющих  организованности, внимания, согласованности  движений, способствующие общему  физическому развитию ( например, игра «Кто подходил?»).

Также подвижные игры рекомендуется включать в различные режимные моменты в течение дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

Во второй главе мы рассмотрели: формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры; роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников. Изучили опыт работы по использованию подвижной игры в ДОУ, а так же выделили методические основы использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников.

В общей системе образовательной работы подвижные игры для детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Подвижные игры для дошкольников играет большую педагогическую роль.

Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

Особое значение подвижных игр заключаются в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально – волевых качеств.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей.

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активное движение, обусловленное содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Уже в младшем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой – либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у малышей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Проведенное исследования показало, что применение подвижных игр повлияло на улучшение основных движений детей младшего дошкольного возраста. В результате проведенной работы движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры, игры с мячом. Все это позволило повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Вавилова  Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. – М.: просвещение, 2003.- 245 с.

2. Вильчевский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. – К.: Рад. шк., 2003. – 128 с.

3. Дегтярев  И.П. Физическое развитие. Киев, 2005 – 23-48 с.

4. Дергунов  Н.И. Учебное издание. Г. Новосибирск, 2009.- 245 с.

5. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с анг. – М.: АСТ, Аквариум, 2002 – 333с.

6. Инновационные  направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно – теоретический журнал. – 2010. - № 3.

7. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. – Москва 2008.- 290 с.

8. Концепция  физического воспитания детей  и подростков // Физическая культура: Научно – методический журнал. – 2004. - № 1.

9. Кузнецов  В.В. Проблемы скоростно – силовой подготовки. – 116 с.

10. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя  детского сада. – М.: Просвещение, 2002. – 160с.

11.  Лаптев  А. Управление физическим развитием. – Москва 2003. – 180 с.

12.  Матвеев  Л.П. Основы спортивной тренировки. – Москва 2007. – 207 с.

13. Мерзликина А.  Каждому учителю – спортивно – педагогическую подготовку // Физическая культура в школе. – 2009. - №12. – с 54.

14. Минаев  Б.Н., Шиян Б.М.  Основы методики физического воспитания школьников. – М.: 2002. – 455 с.

15. Морфофункциональное  созревание основных физиологических  систем организма детей дошкольного  возраста / Под ред. Антроповой М.В., Кольцовой М.М. – М.: Педагогика 2003.

16. Никифоров  Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва – 2007. – 180 с.

17. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. – Николаев: 2003. – 265 с.

18. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5 -6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. – М.6 Просвещение 2003 – 143 с.

19. Репников П.Н. О выносливости. Информационно методический бюллетень. – 2001. - № 3, с 10 -12.

20.  Рипа М.Д. Физическая культура  и спорт в общеобразовательной школе. – М.: 2003 – 655 с.

21. Романенко  М.И. Физкультура. – Киев 2008 – 260 с.

22. Русаков  В.Я. Методы совершенствования физической  подготовки. – Москва 2007. – с 21 -24.

23. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. – Улан- Удэ 2010. – 410 с.

24. Татьян  В.В. Экспериментальное обоснование  рациональных вариантов сочетания  средств скоростно–силовой подготовки начинающих спортсменов. Москва 2004. – 26 с.

25. Физическое  воспитание детей дошкольного  возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада / Сост.Ю.Ф. Луури.- М.: Просвещение 2002. – 61 с.

26. Филимонов  В.И. Общие основы силовой и  функциональной физической подготовки. – Грозный 2001. – 139 с.

27. Филин  В.П. Скоростно-силовая подготовка  юных спортсменов. Москва 2006. – 160 с.

28. Филиппов  С.С. Спортивная тренировка как  объект информационного обеспечения. М.: 2005. – 112с.

29. Фомин  Н.А. Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания – М.: Физиология и спорт. – 2008.- 421 с.

30. Хусаинов  З.М. Методика скоростно-силовой  физической подготовки. – 2001. - № 3, с.-15.

31. Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение 2003. – 192 с.

32. Циркаладзе И.В. Олимпийские чемпионы сегодня. – Москва 2004 – 120 с.

33. Ширяев  А.Г. Физкультура как она есть. – Москва 2010 – 80 с.

34. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. – Москва 2005. – 193 с.

35. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шищкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. М.: Академия. – 1999.- 160 с.

36. http: //fkvot.infosport.ru/1996N1/p5-10.htm

37. http: //fkvot.infosport.ru/press/1999N3/p54-58.htm

 

 

 


Информация о работе Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры