Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.
Раскрыть теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования в формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

1.1. Анализ научной литературы по теме исследования……………
6
1.2.Возрастные психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………

15
1.3. Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………….

25
1.4. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста………………………………………………...

33
Выводы по 1 главе…………………………………………………….
34
Глава 2. Описание опыта работы педагогов-практиков по теме исследования формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

2.1. Содержание работы по физическому развитию детей ДОУ по средством подвижных игр……………………………………………

35
2.2. Методические основы использования подвижных игр формировании интереса к занятиям физической культурой………

39
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
45
Заключение…………………………………………………………….
47
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

                                                                   Факультет дошкольного

                                                                        и начального образования

 

                                                                                     Кафедра педагогики дошкольного

                                                                       и начального образования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры

 

Специальность 050100.62 - педагогика и методика дошкольного образования

 

                                                                            Выполнила:

                                                                            Студентка  2 курса 202 группы

                                                                            Очно-заочного (вечернего)

                                                                            отделения 

                                                                            Чугунова Ольга Ивановна  

                                                                             Научный руководитель:                       

                                                                             К.П.Н.. доцент.

                                                                            Михайлова  Наталья Васильевна.  

 

 

 

             

Допущена к защите _______________________Н.В. Михайлова

Зав. кафедрой____________________________ Н.В.Литвиненко

 

                                                        

 

Оренбург 2014

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования в формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

 

1.1. Анализ научной литературы по  теме исследования……………

6

1.2.Возрастные психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………

 

15

1.3. Роль подвижных игр в развитии  основных движений у детей  младшего дошкольного возраста…………………………………….

 

25

1.4. Методика проведения подвижных  игр с детьми младшего дошкольного  возраста………………………………………………...

 

33

Выводы по 1 главе…………………………………………………….

34

Глава 2. Описание опыта работы педагогов-практиков по теме исследования формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

 

2.1. Содержание работы по физическому  развитию детей ДОУ по средством подвижных игр……………………………………………

 

35

2.2. Методические основы использования  подвижных игр формировании интереса к занятиям физической культурой………

 

39

Выводы по 2 главе…………………………………………………….

45

Заключение…………………………………………………………….

47

Список литературы……………………………………………………

49

 

 

 

 


Введение

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста, Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию  ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок  с рождения стремиться к движениям. Огромную потребность  в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них- это, прежде всего, двигаться, действовать.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений – снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитание и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.Е. Покровского, К.Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ  в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во  время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В то время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним относим. В частности. Использование большого количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.

Объект исследования: физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: подвижная игра как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
    2. Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.
    3. Раскрыть теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
    4. Описать опыт работы по проблеме исследования, сделать выводы.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.

Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.

Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми 3-4 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования в формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста по средствам подвижной игры.

 

1.1 Анализ научной литературы по теме исследования

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Правильное выполнение физических упражнений, по мнению Н.И. Дергунова положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата (происходит развитие физических качеств). Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов [4, с. 82].

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через рок в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

Матвеев Л.П. считает что двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.) [12, С. 113].

Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей.

У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличивается длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния.

Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

Лайзане С.Я. считает, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать [10,c. 29-30].

Известно, что двигательные акты детей характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно полно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны двигательного акта в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Так каждое мышечное движение характеризуется проявлением не только силовых, но и скоростных параметров. Если же оно продолжается достаточно длительное время, следует учитывать также и третий параметр – выносливость [1,c. 72].

Физиологические факторы развития качественных сторон двигательной активности детей проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает и улучшение координации вегетативных функций.

Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функций организма детей, обусловливающих улучшение показателей силы, скорости и выносливости, принадлежит нервной системе, и в особенности формированию условно- рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях [8,c. 29].

Информация о работе Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры