Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.
Раскрыть теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования в формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

1.1. Анализ научной литературы по теме исследования……………
6
1.2.Возрастные психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………

15
1.3. Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………….

25
1.4. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста………………………………………………...

33
Выводы по 1 главе…………………………………………………….
34
Глава 2. Описание опыта работы педагогов-практиков по теме исследования формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

2.1. Содержание работы по физическому развитию детей ДОУ по средством подвижных игр……………………………………………

35
2.2. Методические основы использования подвижных игр формировании интереса к занятиям физической культурой………

39
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
45
Заключение…………………………………………………………….
47
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Можно выделить следующие виды подвижных игр:

- сюжетные  игры;

- бессюжетные  игры;

- игровые  упражнения;

- игры забавы.

Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта

( автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.) , наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движений различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случаи малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т.д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Дети начинают , прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом ( «У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк» и др.).

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть разным ( от5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

В сюжетных играх основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей  тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев – двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди; автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик и т.п.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

 Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.

В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивание на месте и с продвижением в перед, спрыгивание с невысоких предметов, перепрыгивание через шнур, линию, маленький кубик),  ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основные игровые действия, необходимые для решения игровых задач.

Меньше возможности в сюжетных подвижных играх имеются упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их выполнения, а наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей этим движениям целесообразно проводить в форме упражнений.

Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движения без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.

В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.

Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей

( ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях. Чаще всго беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможны сочетания разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в определенном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действуют совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются, Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило – двигаться не наталкиваясь друг на друга.

Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребенка, или туда, где звенит  колокольчик ( «Найди свой цвет», « Где звенит колокольчик?»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

В таких играх, как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, «Школа мяча») дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля.

Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он  показывает детям, как надо выполнять те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Игровые упражнения.  Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнения не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же предоставляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в  выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в воротца»и др.)

В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные  на имитации, образности, сюжетности заданий.

По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей. Многие упражнения имеют сюжетный характер, т.е. в них вносится элемент игры например: «По мостику», «Через ручеек». Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого – то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличии от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими  группами.

Игры забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются так называемые игры – забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания  этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, «напоить лошадку» и т.п.). Такие задания выполняют двое – трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры – забавы на вечерах досуга и праздниках – веселое зрелище, развлечение детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Заканчивая первую главу работы, мы можем констатировать, что организм ребенка – дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи – воспитание здорового, гармонически развитого ребенка.

Под физическими качествами и способностями  мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего.

В раннем  и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.

Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально – бытовые факторы, а также подвижные игры.

Подвижная игра – двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие от сюжетно – ролевых игр содержание большинства подвижных игр дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.

Информация о работе Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры