Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Представить теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств детей дошкольного возраста.
Раскрыть теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования в формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

1.1. Анализ научной литературы по теме исследования……………
6
1.2.Возрастные психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………

15
1.3. Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………….

25
1.4. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста………………………………………………...

33
Выводы по 1 главе…………………………………………………….
34
Глава 2. Описание опыта работы педагогов-практиков по теме исследования формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

2.1. Содержание работы по физическому развитию детей ДОУ по средством подвижных игр……………………………………………

35
2.2. Методические основы использования подвижных игр формировании интереса к занятиям физической культурой………

39
Выводы по 2 главе…………………………………………………….
45
Заключение…………………………………………………………….
47
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей  и препятствий, преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры – действенное средство разностороннего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Описание опыта работы педагогов – практиков по теме исследования формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры.

 

2.1 Содержание работы по физическому  развитию детей в ДОУ посредствам подвижных игр

На этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать  опыт работы ДОУ по решению  изучаемой проблемы.

2. Определить  место использования подвижных  игр в режиме дня детского  сада.

Исследование проводилась нами в г. Оренбурге МБДОУ №205.

Первым этапом работы явился анализ планов работы воспитателя с целью знакомства с планированием и распределением подвижных игр, игровых форм, двигательных моментов в течение недели, дня в группе и определение задач, особенно двигательных. И, конечно, анализ сравнения, на сколько расхождение или соответствие планирования с современной моделью двигательного режима детей в дошкольных учреждениях. Особое внимание было уделено регулированию двигательной активности на прогулке.

Игры с элементами спортивных игр почти не планируются. Это может объясняться тем, что в детском саду очень мало спортивного инвентаря. Но для проведения подвижных игр в детском саду есть все условия: достаточное количество физкультурного оборудования, атрибутов для подвижных игр в помещении также есть спортивный, оборудованный зал.

При анализе правильности постановки задач к игре было отмечено, что чаще всего задачи ставятся воспитательные, оздоровительные, а решение двигательных задач четко не ставится. В подвижных играх, прежде всего, должны решаться двигательные задачи, так как в них идет формирование двигательных умений и навыков, физических качеств. Дети должны соблюдать движения, обусловленные сюжетом и правилами.

На следующем этапе работы было наблюдение и анализ проведения подвижных игр воспитателем с детьми. Для этого нами были разработаны вопросы:

1.Условия  проведения игр

2.Подготовка  воспитателя к игре

3.Подготовленность  места и физкультурного инвентаря

4.Организация  подвижной игры

5. Длительность  игры в целом, размещение детей

Эффективность решения образовательных, оздоровительных, воспитательных и двигательных задач:

1.Самочувствие, поведение и настроение детей

2.Уровень  педагогического мастерства воспитателя

3.Общая оценка  проведения подвижной игры

Наблюдая проведение подвижной игры, опираясь на вопросы анализа, мы пришли к следующему выводу:

- воспитатель  готовится к проведению игр, знает  содержание, умеет четко, эмоционально  объяснить игру детям, владеет  способами организации детей  на игру, но хотелось бы большего  разнообразия их, чтобы больше  заинтересовать детей игрой.

Используются, интересны приемы распределения ролей.  И дети, и воспитатель знают много считалок и старинных и современных. Воспитатель при проведении умеет видеть всех детей и осуществляет контроль за самочувствием детей, их поведением, настроением, владеет голосом, хороший тон обращения с детьми. В конце игры дает ее оценку. Но вместе с тем, надо сказать, что необходимо больше внимания уделять как решению воспитательных задач, так и решению двигательных задач в игре, а именно, следить за дозировкой и темпом выполнения физических упражнений, оценивать двигательную плотность игры, продумывать заранее приемы преодоления отрицательных эмоций, приемы предупреждения и исправления ошибок при выполнении движений в игре.

Побеседовав с воспитателями и детьми, выясняется, что не все дети с желанием играют в подвижные игры. Причина: отсутствие интереса к игре, низкая двигательная  активность, которая не позволяет дошкольникам удовлетворить свою потребность в движении.

Например, в игре «Гуси – лебеди», которая длится 5 минут, дети интенсивно двигаются 45 секунд – перебегают, увертываются от ловишки. Остальные 4 с лишнем минуты они произносят текст закрепляют знания правил, присутствуют при выборе водящего Это говорит о повышении эффективности подвижных игр:

- увеличение  расстояния для пробегания в играх с перебежками («Зайцы и волк», «Мы веселые ребята») на воздухе до 30 – 40 метров

- увеличение  продолжительности интенсивных  движений в играх с увертыванием («Хитрая лиса», «Ловишки»). Продолжительность без остановки до 1 -1,5 минут.

- выбор сразу 2 -3 водящих. В этом случаи повышается  не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность  игры.

Зачастую малоактивные дети остаются без внимания, поэтому при 2 – 3 активных ловишках назначить можно одного малоактивного ребенка, без ущерба для играющих. Это вселит в него смелость и веру в себя и избавит от лишней робости.

После проведенной беседы выясняется, что воспитатели не всегда учитывают желание детей в двигательной деятельности. На воспитателям необходимо обратить внимание и учесть при планировании. Но есть моменты, когда подвижную игру нецелесообразно проводить, например, перед занятиям, чтобы сосредоточить внимание детей.

Далее выясняем, с каким количеством человек дети предпочитают играть.

Большинство детей любит играть с 5 – 7 детьми, некоторые с 3 – 4 детьми и только 2 человека сами с собой, и поэтому воспитателю необходимо обратить внимание на причины уединения. Да, в каждой группе есть дети, предпочитающие наблюдение за товарищами или играть в «Школу», «Семью», в малоподвижные игры.

Осуществляя дифференцированное педагогическое руководство за развитием движений детей во время прогулки, нужно уделить внимание малоподвижным детям. Стараться увлечь их играми с элементами соревнования: «Кто быстрее перелезет через гимнастическую стенку?», «Сделай меньше шагов до кегли». Таким детям нужно чаще давать поручения ( подмести пол, собрать игрушки), активизировать их деятельность, применяются стимулирующие действия, например  в игре «Затейники» предлагается показать, как надо выполнять упражнения, в игре «Совушка» объяснить правила или выбрать водящего, пользуясь считалкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методические основы использования  подвижных игр в формировании интереса к занятиям физической культурой

 

На этапе исследования была поставлена следующая задача:

- разработать и экспериментальным  путем проверить эффективность  методики использования подвижных  игр в физическом развитии  детей дошкольного возраста.

Работа по физическому развитию детей экспериментальной группы осуществлялась с использованием разных подвижных игр, которые включались в содержание занятий, прогулки, спортивных развлечений.

В процессе отбора содержания подвижных игр для удобства практического использования в процессе опытной работы была проведена их классификация. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры – игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.)

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для  них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»)

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движения.

По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего – скоростных.

 

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней  и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции  предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч дольше вращается?» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Также подвижные игры можно классифицировать по тем двигательным качествам, которые  они развивают.

На силу

На ловкость 
На быстроту 
На гибкость 
На выносливость

Выбор игры. Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего, к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно - воспитательных  задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей.

Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Распределение ролей в игре. Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.

Распределение ролей следует использовать как удобный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…» или «Юля загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

Руководство ходом игры. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обуславливает выбор конкретных методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший  способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю – подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»). Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и  в фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего дошкольного возраста обязательно непосредственное участие педагога в игре, который чаще всего сам выполняет главную роль, в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. Малышей надо обязательно похвалить.

Информация о работе Формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижной игры