Формирование навыков правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Правильная осанка и нормальное телосложение относятся к числу критериев, определяющих состояние здоровья детей. Формирование осанки начинается в раннем возрасте и в основном зависит от силы мышц и правильного двигательного режима.
С годами осанка закрепляется. И, если у ребенка слабый мышечный корсет, формируется и фиксируется неправильная осанка, что ведет к развитию заболеваний позвоночника и негативно влияет на здоровье ребенка.
Осанка создаётся двумя путями. Первый связан с развитием мощного мышечного корсета, способного постоянно "защищать" позвоночник. Второй – сознательный контроль поз и положений тела, воспитание навыков правильной осанки. Эти условия взаимосвязаны. Ведь не имея сильной мускулатуры, трудно длительно удерживать правильную позу, и наоборот: хорошие мышцы ещё не дают гарантий от сутулости

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 51.30 Кб (Скачать файл)

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.

Таким образом, к нарушению осанки приводит отсутствие необходимых условий, вредные привычки и различные заболевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1 Методы выявления нарушений  осанки у детей дошкольного  возраста.

 

Для выявления нарушения  осанки существует специальная методика.

Чтобы определить, есть ли у  ребенка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединены перед собой.

Выявляя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток  и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними  поверхностями рук и туловища.

Первый ориентир - это плечи, которые оцениваются по высоте и по форме контура.

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: ширина плеч (см) деленная на плечевую дугу (см), умноженное на 100%.

Ширина плеч измеряется сантиметровой  лентой спереди и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9% и ниже - сутулость, от 90 до 100% - нормальная осанка.

 Затем осмотр лопаток по высоте и по расстоянию от позвоночника.

Асимметрию лопаток можно  выявить с помощью сантиметровой  ленты, измерив «треугольник» на раздетом ребенке, который стоит  в непринужденной позе.

Определяются следующие  расстояния:

  • 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) - нижний угол левой лопатки (расстояние А);
  • 7-й шейный позвонок - нижний угол правой лопатки (расстояние В);
  • расстояние между нижними углами лопаток (расстояние С).

При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения  равны данным второго. И если при  повторных измерениях через 2-3 месяца расстояние между углами лопаток  увеличится, это свидетельствует  о нарушении осанки («крыловидные лопатки», кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке.

Дальше - «треугольники талии» - появляются, когда ребенок стоит, свободно опустив руки. Они находятся  между контурами тела и руками. Затем – ягодицы: вертикальна ли межъягодичная складка и на одной ли высоте находятся складки, расположенные под ягодицами.

Необходимо, чтобы ребенок  встал как можно прямее (как  солдат по команде «Смирно!»). За счет напряжения мышц позвоночник может  выпрямиться (если замечена несимметричность основных ориентиров), и асимметрия исчезнет. Если же асимметрия не исчезает при попытке выпрямиться, можно  заподозрить сколиоз.

Существует и еще один способ отличить нарушение осанки от сколиоза. Надо попросить ребенка  лечь на живот. Если позвоночник выпрямляется, это нарушение осанки.

Во всех случаях выявления  нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней  ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки  в положении лежа на спине.

 

 

 

2.2 Меры профилактики нарушений и формирования правильной осанки у детей.

 

Методы борьбы с нарушениями  осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный  метод воздействия на организм, включающий продуманную и всестороннюю систему  мер.

По мере роста ребенка  система профилактики нарушений  осанки и сколиозов у детей  состоит из нескольких этапов.

На первом этапе устраняются  факторы риска в грудном возрасте: держание малыша всегда на одной руке, вождение его за одну руку в период освоения ходьбы, сон ребенка в  слишком мягкой постели и на высокой  подушке, сон преимущественно на одном боку. (В последнем случае опора создается на плечевой и  тазобедренный суставы, а туловище провисает.) В этот период массах и  гимнастика обязательны.

На втором этапе, который  приходится на дошкольный и младший  школьный возраст, создаются условия  для формирования здорового позвоночника: все дети не менее двух часов в  день должны посвящать активным движениям, устраняются неблагоприятные позы при работе за столом или партой (высота стола или парты должна соответствовать росту ребенка, плечи всегда располагаются на одном  уровне, а голова - на одной прямой с туловищем, ноги и спина при этом должны иметь опору, а свободная рука не должна свисать со стола).

На третьем этапе, приходящемся на средний и старший школьный возраст, закрепляются достигнутые  на предыдущих этапах положительные  результаты. Из видов спорта предпочтение следует отдавать разнообразным  спортивным играм с мячом, бегу на лыжах, плаванию, гребле, атлетической гимнастике. Одной из важнейших задач в начале этого этапа является выявление детей с нарушениями осанки и сколиозом (по уровню плеч и лопаток, по положению головы, по неодинаковой форме треугольников, образованных контурами талии и рук) и создание из них специальных групп, в которых под руководством специалистов (школьных учителей физической культуры, валеологов или врачей) принимаются незамедлительные меры, направленные на выпрямление позвоночника и формирование «мышечного корсета» (ЛФК, массаж спины, дыхательные упражнения, разгрузочный режим, здоровое питание)

Лечебная физическая культура - это применение средств  физической культуры с целью терапии  и профилактики различных заболеваний. Биологической основой физических упражнений является мышечная деятельность, она рассматривается как стимулятор жизненных функций в свете мышечно-трофических рефлексов. Занятия лечебной физической культурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также предупреждают заболевания или их осложнения. Главное средство лечебной физической культуры - это специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Одновременно лечебная физическая культура является и лечебно-воспитательным методом.

По степени влияния  на организм все виды оздоровительной  физической культуры (в зависимости  от структуры движений) можно разделить  на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в  которых длительное время постоянно  повторяется один и тот же законченный  двигательный цикл. К ним относятся  ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля.

В ациклических упражнениях  структура движений не имеет стереотипного  цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства.

Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние  на функции опорно-двигательного  аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность  нервно-мышечного аппарата. К видам  с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести  гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах  здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе  «хатха-йога».

Из различных видов  физических упражнений наиболее эффективным  является плавание. Горизонтальное положение  в воде способствует освобождению позвоночника от значительной физической нагрузки, равномерному распределению тяжести  тела, лучшему кровоснабжению органов, симметричному расположению верхних  и нижних конечностей, а также  возможности полного расслабления. В этих условиях имеются необходимые  предпосылки для исправления  имеющейся деформации позвоночника.

Подвижные и спортивные игры обеспечивают разностороннее воздействие  на организм, равномерную нагрузку на основные группы мышц, постоянную смену  различных положений тела, что  также способствует укреплению опорно-двигательного  аппарата и устранению нарушений  различного характера.

Ценным средством исправления  осанки является оздоровительная ходьба, однако важным условием ее эффективности  является постоянный самоконтроль за правильным положением тела: прямое положение  спины, живот втянут, плечи расправлены  и находятся вертикально над  пятками, подбородок поднят (смотреть перед собой, лопатки сведены, тяжесть  тела равномерно распределена на правую и левую ногу).

В целях профилактики и  устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также  с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В  таких группах всегда есть возможность  предложить каждому занимающемуся  выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя  занятия, учитель физкультуры и  врач должны тщательно обследовать  каждого школьника с тем, чтобы  правильно отнести его к той  или иной группе и разработать  для каждой группы соответствующий  ее задачам комплекс упражнений.

При стойких нарушениях осанки занятия с детьми следует проводить  в специальных группах корригирующей  гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической  гимнастики, где занимаются дети с  функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии  необязательно. Однако он обязан и в  них осуществлять систематический  медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении  дифференцированного подхода к  решению задач, стоящих перед  каждой группой, каждым ребенком.

Методика составления  комплексов упражнений корригирующей  ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для  уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.

В подготовительную часть  включают несложные общеразвивающие  и корригирующие упражнения, соответствующие  типу нарушения осанки. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений 6, 8 повторений.

Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться  в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче  следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при  удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения медленный, умеренный и средний. Дозировка  зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8,16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.

Заключительная часть  строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных  упражнений на ощущение правильной осанки.

Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить  эффект воздействия на отдельные  мышечные группы.

Итак, формирование правильной осанки у детей, профилактику ее нарушений   можно обеспечить только благодаря  сбалансированной системе педагогических воздействий на интеллектуальную, эмоционально-волевую  и практическую деятельность детей  как со стороны педагогов ДОУ, так и под влиянием родителей.

Важное значение при этом имеют: своевременное правильное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела, оптимальная освещённость, привычка правильно переносить тяжёлые предметы и правильно сидеть за столом,   следить за собственной походкой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дошкольном возрасте закладываются  основы здоровой организации жизни  на будущее.

Однако многие ученые отмечают, что на протяжении последних  десятилетий в нашей стране сложилась  тревожная тенденция ухудшения  физического развития и состояния  здоровья всего населения, в том  числе и детей. Высок процент  дошкольников с различными нарушениями  осанки. И главными причинами такого положения являются: недостаточная  двигательная активность, невнимание родителей к осанке ребенка, его  положению тела при работе, ходьбе, несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушение режима питания  и отдыха в детском саду и дома, слабая организация закаливающих мероприятий  и физкультурно-оздоровительной  работы.

Предупредить возникновение  неправильной осанки легче, чем проводить  работу по ее исправлению. Поэтому важно  строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола  и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное  питание, закаливание).

В детском саду проводятся мероприятия, оказывающие эффективное  влияние на повышение уровня физического  развития и воспитания детей, на укрепление и сохранение правильной осанки.

Формирование физической культуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий  на её интеллектуальную, эмоционально-волевую  и практическую деятельность как  со стороны педагогов ДОУ, так  и под влиянием родителей.

Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому  в дальнейшем мы планируем углубленно изучить данный вопрос, путем создания и реализации системы мер по формированию навыков правильной осанки профилактике нарушений ее у дошкольников достичь  предполагаемых результатов:

Информация о работе Формирование навыков правильной осанки у детей дошкольного возраста.