Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс формирования навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.
2) Обследование детей подготовительной к школе группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.
3) Определение системы физических упражнений для коррекции неправильной осанки, опробация их на базе подготовительной к школе группы ДОУ №___г. ____.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при подборе и использовании  упражнений необходимо учитывать уровень  физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Работу  по формированию правильной осанки следует  постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых  замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей дошкольного возраста навыка правильной осанки.

§ 1.

Для того, чтобы изучить процесс формирования осанки у детей дошкольного возраста были обследованы 5 детей подготовительной группы ДОУ №__ г.____.

1.Ф.И.

2. Ф.И.

3. Ф.И.

4. Ф.И.

5. Ф.И.

Для определения  осанки у этих детей были применены  рекомендации Вавиловой Е.Н. и Красно- вой В.М. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки.

В результате этого обследования были определены следующие особенности осанки детей:

У ______(Ф.И.) правое плечо несколько выше левого, нижний угол правой лопатки также  несколько выше угла левой лопатки. Физиологические изгибы позвоночника в норме.

У ______(Ф.И.) все показатели соответствуют норме.

У ______(Ф.И.) несколько сведены плечи, при  осмотре сбоку заметно небольшое  увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника.

У ______(Ф.И.) все показатели соответствуют правильной осанке.

У ______(Ф.И.) все показатели в пределах нормы.

Затем мы оценивали осанку ребёнка с  помощью плечевого индекса. Мы измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди ребенка, затем  со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%.

Результаты  данных измерений представлены в  таблице:

Фамилия И.

Ширина

плеч, см

Плечевая  дуга,

см

Плечевой

Индекс,%

1

2

3

4

5

Если  плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка  правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.

Это обследование выявило, что у двоих детей  имеются нарушения осанки. У одного ребенка – искривление позвоночника в виде бокового его отклонения (правосторонний сколиоз); у другого – небольшое  отклонение в грудном отделе позвоночника (кифоз).

§ 2.

Для данных детей был составлен индивидуальный комплекс физических упражнений по коррекции осанки, в котором были использованы упражнения, предлагаемые Е.Н.Вавиловой, М.Алиевым и В.П.Правосудовым. (см. Приложение, Протоколы 1,2).

Кроме того, были даны методические рекомендации воспитателям и родителям по правильному подбору мебели для детей (см.Приложение, Протокол 3).

Также было рекомендовано обращать особое внимание на осанку детей во время  занятий за столом, не допускать  длительного пребывания детей в  однообразных позах, включить в комплекс утренней гимнастики упражнения корригирующего характера.

Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня –  подъем и укладывание спать в  одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование подвижных игр и спокойной деятельности, обеспечить детям полноценное питание. Также родителям рекомендовано проконсультироваться с ортопедом.

§ 3.

Коррекционная работа проводилась с детьми в  период с декабря 1999 г. по март 2000 г. Затем дети были сноваобследованывизуально и с помощью расчета плечевого индекса.

Результаты  этих расчетов представлены в таблице:

Фамилия И.

Ширина

плеч, см

Плечевая

дуга, см

Плечевой

Индекс,%

1

2

Это обследование показало следующие результаты:

У ______(Ф.И.) явных внешних изменений не произошло, однако несколько изменился показатель плечевого индекса, что свидетельствует  о корригирующем действии применяемой  методики.

У ______(Ф.И.) плечи стали более расправлены, однако при осмотре сбоку все еще сохраняется небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника. При этом показатель плечевого индекса также изменился в сторону увеличения, что говорит о положительных внутренних изменениях.

Кроме того, коррекционная работа нашла свое отражение в поведении самих детей. Они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга.

Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление дефекта. Поэтому мы будем продолжать с этими детьми коррекционную работу и дадим методические рекомендации родителям и воспитателям.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что  раннее выявление и коррекция  нарушений приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.

Литература:

1. Алиев  М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.

2. Вавилова  Е.Н. Укрепляйте здоровье детей:  Пособие для воспитателей детского  сада. – М.:Просвещение, 1986.

3. Ефименко  Н.Н. Материалы к оригинальной  авторской программе «Театр физического  воспитания и оздоровления детей  дошкольного и младшего школьного  возраста». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

4. Краснова  В.М. Осанка вашего ребенка  // ДВ № 3 1991.

5. Лебедева  Е.А., Русакова Е.В. Воспитание  правильной осанки у детей  дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1970.

6. Левин  Г. Плавание для малышей. Пер.  с нем. – М., Физкультура и  спорт, 1974.

7. Развитие  движений ребенка дошкольника.  Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. – М., Просвещение, 1975.

8. Учебник  инструктора по лечебной физической  культуре / под ред. В.П. Правосудова.  – М.: Физкультура и спорт, 1980.

9. Фонарев  М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура  при детских заболеваниях. – Л., 1977.

Приложения.

Протокол 1.

Упражнения для профилактики и коррекции

правостороннего сколиоза

1. И.п.  – основная стойка; 1-2 – поднять  левую руку с отведением правой  руки назад; 3-4 – вернуться в  и.п. Повторить 5-6 раз в медленном  темпе с интервалами 30-40 с.

2. И.п.  – ноги врозь на ширине плеч, левая рука вверху, правая за  спиной; 1-3 – пружинящие наклоны  в правую сторону; 4 – вернуться  в и.п. Повторить в медленном  темпе 5-6 раз с интервалами  30-40 с.

3. И.п.  – в упоре на коленях, руки  опущены вниз; 1-2 – правую ногу вытянуть назад, левую руку поднять вверх, прогибаясь спиной назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 2-3 минуты.

4. И.п.  – сидя на стуле, руки опущены  на колени; 1-2 – поднять левую руку вверх, правую вытянуть назад вниз, наклоняясь вправо; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить4-5 раз в медленном темпе с интервалами 1-2 мин.

5. И.п.  – лежа на животе, руки согнуты  в локтях у подбородка; 1-2 – прогибаясь назад, левую руку вытянуть вперед, правую отвести назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз с интервалами 1-2 мин.

6. И.п. - лёжа, руки в упоре на локтях. 1-2 - прогнуться в грудной части  позвоночника, вдох, 3 - опуститься, выдох.

7. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль  тела или на поясе. 1 - поднять  голову, посмотреть на носки ног,  руками потянуться к носкам, 2 - и.п. Повторить 4-6 раз.

Протокол 2.

Упражнения для коррекции сутулости (кифоза)

1. И.п.  – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

2. И.п.  – основная стойка; 1-2 – поднимаясь  на носки, вытянуть назад соединенные  в замок руки, прогнуться спиной  назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.

3. И.п.  – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе; 1-2 – наклон вперед, руки в стороны, прогнуться  в пояснице; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.

4. И.п.  – стойка на коленях, руки  вниз; 1-3 – наклон назад, прогибаясь  в спине, руки вверх в стороны; 4 – вернуться в и.п. Повторить  в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.

5. И.п.  – стойка на коленях, руки  на поясе; 1-4 – глубокий наклон  назад, прогибаясь в пояснице, руки в стороны; 5-6 – фиксировать  положение спины; 7-8 вернуться в  и.п. Повторить в медленном  темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.

6. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища; 1-2 – прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалом 1-2 мин.

7. И.п.  – сидя на стуле, руки на  поясе; 1-2 – медленно поднимая голову вверх назад, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 2-3 мин.

8. И.п.  – лежа на спине, руки, согнутые  в локтях, находятся на груди; 1-2 – опираясь на локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника с упором головой; 3-6 – фиксировать положение спины; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза с интервалами 1-2 мин.

9. И.п.  – лежа на животе, руки согнуты  в локтях с гимнастической палкой у подбородка; 1-2 – вытягивая руки с гимнастической палкой вперед, поднять голову вверх-назад, прогнуться в спине, не отрывая ноги от пола; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом 1-2 мин.

10. И.п.  – лежа на животе, руки в  стороны ладонями на полу, пятки  вместе; 1-2 – поднять руки, прогнуться  в пояснице; 3-4 – вернуться в  и.п. Повторить 5-6 раз в медленном  темпе.

11. И.п.  – стоя на коленях, руки  с резиновым мячом внизу; 1-2 –  наклон назад прогнувшись, руки с мячом вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

12. И.п.  – лежа на животе, руки с  гимнастической палкой вытянуты  вперед; 1-2 – приподнять палку,  оторвав ее от пола, прогнуться  в пояснице, отрывая плечи, грудь и ноги от пола; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

Протокол 3.

Размеры основной мебели для детей

 


Информация о работе Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста