Физкультурно-оздоровительные системы и их методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить основные вопросы использования физкультурно-оздоровительных систем в физической культуре.
Задачи:
Рассмотреть основы построения оздоровительной тренировки.
Изучить средства оздоровительной направленности.
Выявить особенности в новых физкультурно-оздоровительных методиках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………...3
1. Основы построения оздоровительной тренировки…………………..5
2. Характеристика средств оздоровительной направленности………..16
3. Характеристика новых физкультурно-оздоровительных методик
и систем………………………………………..………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………………………...39

Файлы: 1 файл

0109303_FC6DE_referat_po_teorii_i_metodike_fizicheskoy_kultury_fizkulturno.docx

— 115.95 Кб (Скачать файл)

 

 

ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА»

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ  СИСТЕМЫ

И ИХ МЕТОДИКИ

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент V курса заочного отделения ФФК

Проверил:

ст. преподаватель  кафедры ТОФК

 

 

 

 

2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………...3

1. Основы построения оздоровительной  тренировки…………………..5

2. Характеристика  средств оздоровительной направленности………..16

3. Характеристика новых физкультурно-оздоровительных методик

и систем………………………………………..………………………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...38

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………………………...39

 

ВВЕДЕНИЕ

«Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.

Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) это организованная двигательная активность, а также такие виды деятельности, которые связаны с соблюдением  здорового образа жизни. Деятельность в рамках оздоровительной физической культуры направлена в первую очередь  на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта. Многообразные  формы и виды занятий физическими  упражнениями должны обеспечивать как  минимум следующие эффекты:

1) профилактику  гипокинезии и гиподинамии за  счет увеличения жизненно необходимого  объема движения и нагрузок;

2) расширение  резервных возможностей основных  жизненно важных систем организма  (прежде всего дыхательной и  сердечно-сосудистой);

3) повышение  общей неспецифической устойчивости  организма к вредным воздействиям  внешней среды и заболеваниям.

Оздоровительная физическая культура (как результат  деятельности) характеризуется совокупностью  полезных результатов ее использования.

1) это  - достижение стабильно высокого  уровня здоровья, максимальное продление  эффективной жизнедеятельности; 

2) совершенствование  основных жизнеобеспечивающих функций  и систем организма; 

3) повышение  устойчивости организма к ряду  заболеваний и многим вредным  воздействиям внешней среды; 

4) улучшение  психоэмоционального состояния; 

5) достижение  высокого уровня физической подготовленности;

6) приобретение  прикладных двигательных умений  и навыков; 

7) удовлетворение  потребности в движении во  время активного отдыха и развлечения; 

8) коррекция  фигуры и массы тела.

Оздоровительная физическая культура выполняет следующие  функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья:

1. Образовательная  функция — использование оздоровительной  физической культуры в общей  системе образования с целью  формирования жизненно-важных двигательных  умений и навыков, приобретение  специальных знаний в области  теории и методики физической  культуры, необходимых для ведения  здорового образа жизни. 

2. Оздоровительная  функция — использование средств  оздоровительной физической культуры  в системе мер, направленных  на сохранение и укрепление  здоровья с учетом возраста, профессиональной  деятельности, наличия заболеваний  или расстройств здоровья и  т.п. 

3. Воспитательная  функция — формирование качеств  личности и черт характера,  позволяющих сформировать оптимальный  психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование  потребности в соблюдении норм  здорового образа жизни. 

4. Рекреативная  функция — использование средств  оздоровительной физической культуры  в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и  психических сил с учетом характера  и специфики производственного  утомления.

Цель работы – изучить основные вопросы использования физкультурно-оздоровительных систем в физической культуре.

Задачи:

  1. Рассмотреть основы построения оздоровительной тренировки.
  2. Изучить средства оздоровительной направленности.
  3. Выявить особенности в новых физкультурно-оздоровительных методиках. 

1. ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ТРЕНИРОВКИ

Оздоровительная тренировка имеет определенные отличия  от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование  физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная — в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основная направленность оздоровительной физической культуры — повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность.

Эффективность физических упражнений оздоровительной  направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Для того чтобы физкультурные занятия  с оздоровительной направленностью  оказывали на человека только положительное  влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил.

1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления должны составлять 3—5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей — меньше.

Постепенно  увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему  возможность адаптироваться, справляться  со все более и более длительными  и сложными заданиями, можно следующими способами:

— увеличение частоты занятий;

— увеличение продолжительности занятий;

— увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое  уходит на занятии непосредственно  на выполнение физических упражнений. На первых занятиях она равна примерно 45—50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70—75% общего времени занятий;

— увеличение интенсивности занятий, темпа, в  котором выполняются физические упражнения;

— постепенное  расширение средств, используемых на тренировке, с тем чтобы оказывать воздействие на различные мышечные группы, на все суставы и внутренние органы;

— увеличение сложности и амплитуды движений;

— правильное построение занятий. В зависимости  от самочувствия, погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличить или уменьшить разминку, основную и заключительную части занятий.

2. Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7—12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.

В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем  темпе), силовые упражнения для крупных  мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или  гимнастической стенке, переход из положения лежа в положение сидя и т.д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в перемене положения тела (наклоны туловища вниз, в стороны и др.).

3. Систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма. В качестве примера в таблице 1 показаны эффекты влияния физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему.

 

Таблица 1.

Различия  в состоянии сердечно-сосудистой системы тренированных и нетренированных  людей (по Д.М.Аронову, 1982).

Показатели

Тренированные

Нетренированные

Анатомические

   

параметры:

   

— вес сердца

350-500 г

250-300 г

— объем сердца

900-1400 мл

600-800 мл

— капилляры и

   

окольные сосуды

   

сердца

Большое количество

Малое количество

Физиологические

   

параметры:

   

— частота пульса

   

в покое

Менее 60 уд./мин

70—90 уд./мин

— ударный объем

   

крови в покое

100 мл

50-70 мл

— минугный объем

   

крови в покое

Более 5 л/мин

3—5 л/мин

— систолическое

   

артериальное

   

давление

До 120—130 ммрт.ст.

До 140—160 мм рт.ст.

— работа сердца

   

за сутки в покое

5000-10 000 кгм

10 000-15 000 кгм

— коронарный

   

кровоток в покое

250 мл/мин

250 мл/мин

— потребление

   

кислорода

   

миокардом в покое

30 мл/мин

30 мл/мин

— коронарный резерв

Большой

Малый

Максимальный

   

минугный объем крови

30—35 л/мин

20 л/мин

Состояние сосудов:

   

эластичность сосудов

 

Теряют

в пожилом возрасте

Эластичны

эластичность

наличие капилляров

Большое

Небольшое

на периферии

количество

количество

 

Подверженность

   

заболеваниям:

   

— атеросклерозу

Слабая

Выраженная

— грудной жабе

»

»

— инфаркту миокарда

»

»

— гипертонии

»

»


 

Эффективным средством, способствующим повышению  функциональных возможностей систем организма, тормозящим развитие процесса старения, является активный двигательный режим.

В оздоровительных  целях рекомендуется следующий  недельный объем двигательной активности для людей разного возраста:

— дошкольники  — 21—28 ч;

— школьники  — 14—21 ч;

— учащиеся средних специальных учебных  заведений — 10—14 ч;

— студенты — 10—14 ч;

— служащие — 6—10 ч.

В зарубежных исследованиях перечисляются ранние симптомы и жалобы, возникающие у практически здоровых лиц с недостаточной двигательной активностью: одышка при незначительной физической нагрузке; уменьшение работоспособности, быстрая утомляемость; боль в области сердца, головокружение, холодные конечности; склонность к запорам; боль в спине, как следствие, недостаточности поддерживаюшего мышечного аппарата; нарушение сна; снижение концентрации внимания; повышенная нервно-эмоциональная возбудимость (при нарушении психосоматического равновесия); слишком ранняя старческая слабость.

Постепенное увеличение времени, выделяемого для оздоровительной тренировки, — вот главная тенденция, которая должна определять двигательный режим человека до самой глубокой старости. В возрасте 60—74 лет нужно затрачивать на физкультурные занятия больше времени, чем в возрасте до 60 лет, а после 75 лет — еще больше. Интенсивность нагрузок с возрастом следует снижать, увеличивая при этом время, отводимое для упражнений (рис. 1).

 

Рис. 1. Средний объем суммарной двигательной активности (часов в неделю), необходимой для сохранения здоровья в разные возрастные периоды

 

Двигательная  активность, физические нагрузки вызывают ряд эффектов, ведущих к тренировке, к совершенству адаптационно-регуляторных механизмов:

1) экономизирующий эффект (уменьшение кислородной стоимости работы, более экономная деятельность сердца и др.);

2) антигипоксический  эффект (улучшение кровоснабжения  тканей, больший диапазон легочной  вентиляции, увеличение числа митохондрий  и др.);

3) антистрессовый  эффект (повышение устойчивости  гипоталамогипофизарной системы и др.);

4) генорегуляторный  эффект (активация синтеза многих  белков, гипертрофия клетки и др.);

5) психоэнергетизируюший  эффект (рост умственной работоспособности, преобладание положительных эмоций и др.);

Весь  этот комплекс эффектов повышает надежность, устойчивость организма и способствует увеличению продолжительности жизни, предупреждению ускоренного старения.

Информация о работе Физкультурно-оздоровительные системы и их методики