Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: определение влияния специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников.
Задачи:
1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников
2) Выявить причины нарушения осанки у младших школьников
3) На основе анализа научно-методической литературы выбрать методику коррекции и экспериментально проверить ее эффективность

Содержание работы

Введение…………………………………………………………2-4
Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника…………………………………………………………….. 5-
Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности...5-13
Причины нарушений осанки и группы риска……13-17
Развитие здорового школьника и осанки……..17-21
Методы профилактики и коррекции нарушения осанки ………21- 26
Организация и методика исследования……………………………. 27-30
Организация исследования…………………………………………27-28
Методики измерения нарушения осанки…………………………..28-29
Результаты исследования……………………………………………..30
3.1 Результаты исследования состояния позвоночника у школьников30-33
3.2 Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников……………………………………………………………… 33-34
3.3 Результаты педагогического эксперимента……………………….34
4. Заключение…………………………………………………………..35-37
5. Список используемой литературы…………………………......... 37-38

Файлы: 1 файл

Даша.docx

— 185.77 Кб (Скачать файл)

остистыми отростками 7 шейного позвоночника и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7–11 лет должно уменьшатся примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше – на 4 см.

В точных нормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов. Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Следует обращать внимание на асимметрию при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: Различия в объеме этих движений свидетельствует о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или сколиозе 1 [c. 54].

Ограничение подвижности позвоночника – явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами так же опасна для позвоночника.

Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются способностью мышц поддерживать статические усилия. В формировании осанки и поддержки положения туловища главную и важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц – антагонистов во время движений. Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушения осанки. Представьте себе плохо натянутую палатку – она выглядит кривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так же под влиянием неравномерных усилий позных мышц или их общей слабости (провисает) позвоночник 1 [ c. 55]. _____________________________________________________________________________________________1. Коростелев Н.Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.

2. Организация  и методика исследования

2.1 Организация  исследования

Базой исследования является Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №10. Исследование проводилось с учащимися начальных классов. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся в возрасте 7–9 лет, имеющие незначительные нарушения осанки. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) c 13:00 – 13:45.

На первом этапе исследования было проведено исследование состояния опорно-двигательной системы у учащихся, использовав тест на силу и выносливость мышц спины и живота (СВМ), а также измерена подвижность позвоночника младших школьников.

На втором этапе исследования для выявления причин нарушения осанки провели анкетирование с детьми экспериментальной группы. Была разработана анкета, которая состояла из 8 вопросов (прил. 3). Каждому респонденту выдавалась анкета, в которой нужно было выбрать наиболее подходящий ответ.

На третьем этапе исследования была выбрана методика для коррекции нарушения осанки, и проводился эксперимент среди детей данной группы. Комплекс упражнений выполнялся учащимися 3 раза в неделю по 45 мин (прил. 4)

На четвертом этапе проводилась математическая обработка полученных результатов, и сравнительный анализ результатов до и после педагогического эксперимента. Процентное соотношение учащихся с нарушением осанки (%) мы находили по следующей формуле:

% =  ·100,

 

где А – общее количество учащихся с заболеванием,

В-общее количество учащихся в школе.

Результаты силы выносливости мышц живота и спины, результаты измерения позвоночника в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) вычислялись по формуле:

 

∑= ,

 

где С – сумма результатов,

D – количество исследуемых.

 

    1.    Методики измерения нарушения осанки

В своем исследовании мы применили следующие методики и методы, позволяющие определить состояние опорно-двигательного аппарата.

Самый простой метод – это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак 1 [c. 46]. __________________________________________________________________ 1. Носкова Л.А.  Позвоночник – осанка – здоровье. – М.: Феникс, 1999. – 98 с.

Для измерения силы и выносливости мышц (СВМ) живота испытуемый ложится животом на край стола, а грудная часть тела должна находиться за пределами стола. Испытуемый поднимает верхнюю часть туловища вверх на 45 градусов – при этом руки необходимо согнуть в локтях, кисти рук держать за головой, плечи рук держать параллельно полу, а ноги неподвижно закрепить в области голени. Экспериментатор секундомером измеряет время, за которое испытуемый может держать верхнюю часть тела под углом 45 градусов к поверхности стола. Результаты заносили в таблицу.

Измерения СВМ спины проделывается таким же образом, с той лишь разницей, что испытуемый ложиться на поверхность стола спиной. Результаты заносили в таблицу.

Измерения подвижности позвоночника вперед, назад, вправо, влево проводились следующим образом: при измерении подвижности позвоночника вперед испытуемый, стоя на скамейке, наклоняется вперед, руки тянутся к полу, а экспериментатор измеряет линейкой какое количество сантиметров остается до скамейки, или насколько превышает ее, от среднего пальца руки.

Измерение подвижности позвоночника назад: у исследуемого измеряется расстояние от 7-го шейного позвонка до последнего поясничного позвонка. Затем исследуемый наклоняет туловище назад и измеряется это же расстояние заново. Подвижность позвоночника спины равна разности между первым и вторым измерениями.

Подвижность позвоночника в стороны: у исследуемого, в положении стоя, измеряется расстояние от среднего пальца руки до пола. Затем исследуемый наклоняется прямо в сторону и снова измеряется это же расстояние. Подвижность позвоночника в сторону равна разности между первым и вторым измерениями.

 

3. Результаты исследования

3.1 Результаты  исследования состояния позвоночника  у школьников

В результате анализа медицинских карт в Зимовниковской средней общеобразовательной школе №10 за 2012-2013 уч. год получили следующие данные: из 108 учащихся всех 1-4 классов у 49 школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 45,4% и 17 учащихся страдают различной степенью сколиоза, что составляет 15,75% от общего количества школьников, и только 38,85% без нарушения осанки.

 

 

 

 

Таблица 1. Состояние осанки у младших школьников Зимовниковской средней школы по данным медицинского осмотра за 2012-2013 уч. год

Вид осанки

2012-2013 уч. год

 

Количество учащихся

Процентное соотношение

Нарушения осанки

18

56,25

Сколиоз

5

15,63

Правильная осанка

9

28,12


 

 

Таблица 2. Результаты силы и выносливости мышц спины и живота за 2014 уч.год

Группы мышц

СВМ (в сек)

Прирост

 

до экспер

после экспер

 

живота

18,6

24,2

5,6

спины

15,8

20,1

4,3


 

 

Если до эксперимента на выполнение теста СВМ живота у исследуемых в среднем уходило 18,6 секунд, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось на 5,6 секунд и составило 24,2 секунды.

Результаты эксперимента показывают увеличение силы и выносливости мышц спины на 4,3 секунд. Если до эксперимента на выполнение этого теста уходило 15,8 сек, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось и составило 20,1 сек.

Таблица 3. Подвижность позвоночника до и после эксперимента  за 2014 уч.год

Направление

Подвижность позвоночника (см)

Прирост (см)

 

до экспер.

после экспер.

 

вперед

7,85

8,9

1,05

назад

11,4

13,61

2,21

вправо

11,2

15,2

4

влево

14,8

17,95

3,15


 

 

Если до эксперимента на выполнение теста подвижности позвоночника вперёд у исследуемых в среднем составляло 7,85 см, то после эксперимента увеличилась на 1,05 см, и составило 8,9 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника назад у исследуемых в среднем составляло 11,4 см, то после эксперимента подвижность позвоночника увеличилась на 2,21 см, и составила 13,61 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника вправо у исследуемых в среднем составляло 11,2 см, то после эксперимента она увеличилось на 4 см, и составило 15,2 см.

Если до эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника влево у исследуемых в среднем составляло 14,8 см, то после эксперимента она увеличилась на 3,15 см и составила 17,95 см.

3.2 Результаты  выявления причин нарушения осанки  у младших школьников

По результатам анкет выявлены сведущие причины нарушения осанки:

Как сидишь за столом?

60% анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо.

На какой постели спишь?

на мягкой постели спят 60% анкетируемых, на жесткой постели спят 40% анкетируемых.

На сколько высока, объемна твоя подушка?

На средней подушке спят 80% анкетируемых и 20% спят на низких подушках.

Как носишь тяжелую сумку?

50% анкетируемых носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и том же плече.

Много ли времени проводишь на свежем воздухе?

90% анкетируемых проводят  на свежем воздухе всего 1–3 часа  и 10% – более 4–5 часов.

Часто ли чувствуешь боли в спине?

10% анкетируемых часто чувствуют боли в спине, у 30% анкетируемых иногда появляются боли в спине, у 60% не появляются боли в спине.

Часто ли контролируешь свою осанку, когда сидишь за столом?

60% анкетируемых иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% – не контролируют свою осанку.

Есть ли у тебя своё рабочее место?

У 100% опрошенных имеется свое рабочее место.

3.3 Результаты  педагогического эксперимента

1. Оценка  состояния позвоночника у учащихся Зимовниковской средней школы № 10начальных классов показало, что у 37,04% выявлено нарушение осанки.

2. В результате проведенного  анкетирования, выявлены следующие  причины нарушения осанки у  школьников:

а) Привычка сидеть сутулясь у 60% анкетируемых

б) Длительное нахождение в положении сидя у 30% анкетируемых

3. Использованная методика  для коррекции осанки показала  эффективное и положительное  влияние на подвижность позвоночника, на силу и выносливость мышц  у 100% испытуемых.

а). В среднем подвижность позвоночника увеличилась вперед на 15,8 см; назад на 9,7 см; вправо на 6,5 см; влево на 5 см.

б) Сила и выносливость мышц спины увеличилось на 3,9 сек; живота на 7,9 сек.

Заключение

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки.

Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.

Осанку предопределяет множество факторов, в том числе и врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально – гигиеническими правилами – нерациональный образ жизни, несоответствующий физиологическим запросам пассивный отдых, не закаленность, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Отрицательно влияют на осанку и несоответствующая гигиеническим нормам мебель, инвентарь и оборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильным позам.

Правильная осанка дает экономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

В связи с этим, анализ изученной литературы показал, что профилактика нарушений осанки является важным звеном в гармоничном психофизическом развитии детей и должна проводиться педагогом, родителями и ребенком совместно. Лишь их совместные усилия могут привести к ощутимому результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающему поколению.

Учебная работа по физической культуре рассчитана на три часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительный часы – часы здоровья, которые зачастую не проводятся.

Осанка может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Изменения осанки могут происходить от улучшения или ухудшения работы опорно-двигательного аппарата. Некоторое влияние на осанку оказывает и центральная нервная система. Достаточно вспомнить, как выглядит человек после тяжелого нервного потрясения.

Каждый рабочий день насыщен движениями, которые связаны с перемещением своего тела и с перемещением различных предметов в пространстве. Чтобы такие движения были пластичными, выполнялись без лишнего напряжения, суетливости и не вредили формированию правильной осанки, школьников необходимо обучать правильной структуре этой группы движений. Основой структуры таких действий является взаимоотношение общего центра тяжести и опорной площади. Хорошими средствами для формирования рациональных рабочих поз являются упражнения в равновесии, балансировании и расслаблении.

Информация о работе Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника