Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: определение влияния специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников.
Задачи:
1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников
2) Выявить причины нарушения осанки у младших школьников
3) На основе анализа научно-методической литературы выбрать методику коррекции и экспериментально проверить ее эффективность

Содержание работы

Введение…………………………………………………………2-4
Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника…………………………………………………………….. 5-
Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности...5-13
Причины нарушений осанки и группы риска……13-17
Развитие здорового школьника и осанки……..17-21
Методы профилактики и коррекции нарушения осанки ………21- 26
Организация и методика исследования……………………………. 27-30
Организация исследования…………………………………………27-28
Методики измерения нарушения осанки…………………………..28-29
Результаты исследования……………………………………………..30
3.1 Результаты исследования состояния позвоночника у школьников30-33
3.2 Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников……………………………………………………………… 33-34
3.3 Результаты педагогического эксперимента……………………….34
4. Заключение…………………………………………………………..35-37
5. Список используемой литературы…………………………......... 37-38

Файлы: 1 файл

Даша.docx

— 185.77 Кб (Скачать файл)

1. Здоровый ребенок должен много двигаться (из-за особенностей детской нервной системы и мышц). Если находиться в одной позе в положении сидя или стоя приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые ___________________________________________________________________________________________     1. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.                                                                                                                                                       2. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.

диски, начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимые условия нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологического развития и активного освоения различных форм школьного труда. В связи с этим обучение осанки в 1–2 классах направленно на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для школьного труда.

С первого дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки – ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. При сколиозе грудной отдел позвоночника – изогнут выпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху – закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют «школьным сколиозом».

Чаще всего первоклассник делает уроки в полумраке, за столом, рассчитанным на взрослого, и на «взрослом» стуле. Столешница находится на уровне подбородка, плечи – выше ушей, спина выгибается, чтобы опереться на спинку стула – в поясничном отделе формируется кифоз (вместо лордоза) или ребенок сидит боком на краешке стула – формируя сколиотическую осанку (рис.2).

(рис. 2)

В школе – от первого до одиннадцатого класса школьники сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста.                                Легко воспитать и закрепить у школьников новую правильную осанку, если одновременно с укрепляющими оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения.                  Каждый школьник должен выработать привычку к правильной осанке. При стоянии и ходьбе свободно, без особых усилий, держать голову и корпус прямо, плечи держать на одном уровне, слегка отведены назад и нормально опущены вниз.                                                                                                                        У школьников, не соблюдающих нормальной осанки, грудная клетка постепенно суживается, становится более плоской, углы лопаток торчат, принимают форму крыльев, живот вытягивается вперед, одно плечо опускается ниже другого.

Без специальных мер профилактики плохая осанка грозит практически каждому школьнику – это соблюдение элементарных правил:

  • После уроков школьнику (особенно) ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.

  • При чтении в постели необходимо хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует.

  • Нельзя носить сумку на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, лучше носить ранец или рюкзак.

  • Спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с не высокой, специальной ортопедической подушкой – нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться (и во время сна).

  • Необходимо больше двигаться, 20–30 минут в день заниматься физкультурой. Вид спорта и интенсивность нагрузок подбирать в соответствии с состоянием здоровья.

  • В положении сидя плотно опираться спиной на спинку стула, стараться сохранять постоянный изгиб. Сидеть прямо. Не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед 1 [ c. 77].

__________________________________________________________________ 1. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.

Основными задачами обучения осанки школьников являются сообщения знаний о признаках правильной и неправильной осанки, гигиенических условиях и мерах предупреждения нарушений осанки.

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны с нерациональной организацией учебного процесса .

1.4 Методы профилактики  и коррекции нарушения осанки                    Существует различные методики для профилактики и коррекции нарушения осанки. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показано на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза. При возникновении сколиоза проводят комплексное упражнение лечебной гимнастики: диета, массажных приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации.

Методика массажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физиологических показателей является эффективным средством лечения, восстановления работоспособности, снятие усталости, а главное – служит для предупреждения и профилактики заболеваний, являясь активным средством оздоровления организма; физиотерапия и гидротерапия, лечебное плавание, лыжные прогулки, корригирующая кровать, гипсовые корсеты. 1 [c. 27].

Предупреждение дефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдении гигиенических правил жизни дома и в школе. _____________________________________________________________________________________________1. Гербцова Г.И. Азбука здоровья / Программа специальной (коррекционной) работы школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1–4 классы. Гербцова Г.И. – СПб.: Образование, 1994. – 44 с.

Основными средствами профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика) 1 [ c. 37].

Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих правил:

1. Постель ребенка должна  быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической  подушкой. Желательно приучить ребенка  спать на спине или боку, но, не свернувшись «калачиком» 1 [c. 14].

2. Приходя из школы, ребенок  после обеда должен лечь и  отдохнуть 1–1,5 часа для того, чтобы  нормализовать тонус мышц спины  и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене  вертикального и горизонтального  положения обеспечивается правильный  обмен веществ в межпозвоночных  дисках.

3. Время непрерывного  пребывания в положении сидя  не должно превышать 45 мин 1 [c. 76].

4. Ребенок должен ежедневно  заниматься оздоровительной или  специальной гимнастикой. Минимальная  продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная – 40 минут.

5. Необходимо правильно  организовать рабочее место, освещение  должно быть рассеянным и достаточным. __________________________________________________________________ 1. Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.

 

6. Детская мебель должна  соответствовать следующим требованиям:

  • Высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см.

  • Высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90є.

  • Желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а так же опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статистическом режиме 1 [c. 17].

7. Необходимо научить  ребенка сидеть в правильной  рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов  и родителей. Правильная симметричная  установка различных частей тела  проводится последовательно, начиная  с положения стоп:

  • Стопы в опоре на полу или скамейке

  • Колени над стулом, на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом)

  • Равномерная опора на обе половины таза

  • Между грудью и столом – расстояние от 1 до 2 см

  • Предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны

  • Голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см

  • При письме тетрадь повернута на 30є, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди [с. 21]. ________________________________________________________________ 1. Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 с.

8. Не рекомендуется носить  портфель в одной и той же  руке, в начальной школе лучше  дать ребенку ранец.

9. Нужно постоянно бороться  с порочными позами. Так называемое  косое положение плечевого пояса  при письме – когда левая  рука свешена со стола, или  косое положение таза – когда  ребенок сидит с ногой, подложенной  под ягодицу, или привычка стоять  с опорой на одну и ту  же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы  приводят к нарушениям осанки.

10. Нужно освободить ослабленного  ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением  или ассиметричной статичной  позой.

11. Ребенок должен получать  правильное и сбалансированное  питание, обеспечивающее, в соответствии  с возрастом, достаточное поступление  пластических и энергетических  веществ, макро- и микроэлементов. Характер  питания во многом определяет  состояние костной ткани, связочного  аппарата и «мышечного корсета» 1 [c. 22].

12. Достаточный сон в  хорошо проветриваемой комнате (для  детей 7–8 лет – 9,5–10 часов, 13–15 лет  – 8,5–9 часов).

13. Ежедневная утренняя  гимнастика должна проводиться  с 4–5 летнего возраста с последующими  закаливающими процедурами (обтирание, обливание прохладной водой) 1 [c. 38].

14. Через 35–40 мин занятий делать перерыв на 3–5 мин с выполнением 3–5 упражнений.

15. Ежедневно гулять на  свежем воздухе 1,5–2 часа, отдыхать  днем (до 1 ч).    _________________________________________________________________ Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. – Л.: Здоровье, 1963. – 64 с.

16. При недостатках зрения  обязательно использовать корректирующие  очки.

17. Бороться с излишней  полнотой.

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.1 [c. 56]                                                         Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность) и устойчивость – сила и выносливость позных мышц.

Гибкость позвоночника. При наклоне вперед подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя – положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) – достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (нос) должна повернуться примерно на 110є. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становиться видно, что находится прямо за спиной 2 [c. 53].    Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между _________________________________________________________________  1. Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.                                                                                                                  2. Коростелев Н.Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.

Информация о работе Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника