Лекции: Физиологические основы
физического воспитания и спорта
Лекция: Виды мышечной работы
- По режиму мышечного сокращения: статическая и динамическая работа.
- По числу, участвующих в работе мышц: локальная, региональная, глобальная.
Локальная работа – в ней участвует
менее 1/3 обшей мышечной массы;
Региональная
работа – в ней участвует до 2/3 всей мускулатуры;
Глобальная работа
– в
ней участвует более 2/3 всех мышц.
- По тяжести, определяемой по аэробной мощности организма: очень тяжелая работа; максимальная работа; субмаксимальная; интенсивная; легкая работа.
Очень тяжелая работа, при которой кислородный запрос превышает
аэробную мощность организма; максимальная
продолжительность ее не превышает нескольких
минут.
Максимальная работа - аэробная мощность используется на 75
– 100%; может продолжаться до 3 ч.
Субмаксимальная – аэробная мощность используется на 50
– 75%;
Интенсивная работа, при которой используется 25 – 50% аэробной
мощности.
Легкая работа, при которой используется менее 25 аэробной
мощности.
Кислородный запрос – это количество кислорода, необходимое
для окислительных процессов, обеспечивающих
ту или иную работу.
Кислогодный долг – это количество кислорода, которое человек
поглощает после окончания работы, сверх
уровня потребления в покое.
МПК (максимальное потребление
кислорода) – это наибольшее количество
кислорода, которое организм может потребить
в одну минуту при предельно тяжелой работе.
Величина МПК является показателем аэробной
производительности организма.
Раздел: Физиологическая
характеристика состояний организма,
возникающих во время мышечной
деятельности
Темы раздела
- Предстартовое и стартовое состояния.
- Разминка.
Литература:
- Зимкин А.В. Физиология человека. – М., 1982.
- Сологуб Е.В., Солодков А.С. Физиология спорта. – М., 2001.
- Физиология мышечной деятельности.
/ Под ред. Я.М. Коца. – М., 1982.
- Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной деятельности. – М., 1991.
- Чусов Ю.Н. Физиология. – М., 198
Лекция №1
Тема лекции: «Предстартовое
и стартовое состояния»
План лекции
- Определение предстартового и стартового состояний.
- Физиологическое значение предстартового и стартового состояний.
- Показатели, от которых зависит направленность и величина предстартовых и стартовых состояний
- Физиологический механизм предстартового состояния.
- Физиологическая характеристика предстартового состояния.
- Средства управления и регулирования предстартовым состоянием.
- Физиологическая характеристика стартового состояния:
А) стартовая
лихорадка,
Б) боевая
готовность,
В) стартовая
апатия.
- Предстартовое и стартовое состояния у детей и подростков.
1.
Определение предстартового и
стартового состояний.
Предстартовое
и стартовое состояния – это программирование КБП предстоящей
деятельности организма на основе имеющегося
опыта. У опытных спортсменов предстартовые
изменения физиологических реакций почти
совпадают с предстоящей работой, чем
у новичков, и возникают непосредственно
перед ее началом.
2.
Физиологическое значение предстартового
и стартового состояний.
Физиологическое
значение предстартового и стартового состояний
заключается в подготовке организма к
предстоящей работе. Оно способствует
преодолению инертности физиологических
процессов и тем самым сокращает период
врабатывания.
3.
Показатели, от которых зависит
направленность и величина предстартовых
и стартовых состояний.
Таблица 1
Показатели |
Уровень реакций |
- Интенсивность предстоящей работы
|
Чем интенсивнее предстоящая работа,
тем больше выражены предстартовые
и стартовые реакции |
|
|
Чем ответственнее соревнования, тем больше
сдвиги возникают в организме спортсмена |
- Уровень тренированности спортсменов
|
У спортсменов, находящихся в хорошей
спортивной форме, изменения меньше,
чем у недостаточно тренированных |
- Типологические особенности спортсмена
|
У спортсменов с уравновешенными
нервными процессами сдвиги менее выражены,
чем у спортсменов с неуравновешенными
нервными процессами |
4.
Физиологический механизм предстартового
состояния (механизм условных
рефлексов).
Таблица 2
Время появления предстартового состояния (ПС) |
Условный раздражитель |
Безусловный раздражитель |
Конечный результат |
Участки головного мозга, принимающие участие в выработке
условного рефлекса |
ПС может появляться за несколько
часов
и даже дней до старта и субъективно переживается
как волнение |
- Известие о предстоящих соревнованиях;
- Обстановка,
сопровождающая мышечную работу (например,
вид празднично украшенного стадиона,
спортивного зала, площадки и т.д.) |
Сама мышечная работа во время соревнований |
При неоднократном совпадении этих раздражителей
во времени образуется натуральный условный
рефлекс |
- Ретикулярная формация стволовой
части головного мозга;
- КБП |
5.
Физиологическая характеристика
предстартового состояния:
- повышение возбудимости нервных центров;
- усиление обмена веществ;
- увеличением ЧСС;
- повышение АД;
- учащение и углубление дыхания;
- повышение температуры тела;
- увеличение содержания сахара и молочной кислоты в крови, адреналина и кортикостероидов;
- сопровождается усилением влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и увеличением секреции адреналина в кровь;
- у спортсменов в этом состоянии можно наблюдать признаки эмоционального возбуждения: сердцебиение, влажность ладоней, сухость во рту, расширение зрачков и т.д.
6.
Средства управления и регулирования
предстартовым состоянием:
- массаж: усиливает приток афферентных импульсов от проприорецепторов и рецепторов кожи; уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС; нормализует их;
- такой же эффект оказывают дыхательные упражнения: глубокое дыхание;
- словесная инструкция (действие II-ой сигнальной системы) тренера или товарищей по команде снимает торможение и снижает излишнее возбуждение перед стартом, действует по механизму условного рефлекса;
- наиболее действенным средством регулирования предстартового состояния является разминка.
7.
Физиологическая характеристика
стартового состояния.
Таблица 3
стартовая лихорадка (СЛ) |
стартовая апатия (СА) |
боевая готовность (БГ) |
СЛ – это крайнее возбуждение
и общее беспокойство спортсмена:
- может сопровождаться мелкой дрожью скелетных мышц (особенно рук, ног), слабостью в ногах, затруднениями при глотании;
- усиление физиологических функций значительно превышает уровень необходимый для предстоящей работы, что ведет в излишней трате энергии еще до начала соревнований;
- нередко СЛ бывает причиной фальстартов, нарушений техники движений, тактических просчетов, в результате чего спортсмен выступает ниже своих возможностей
|
СА – это неуверенность спортсмена,
отсутствие желания соревноваться:
- уровень напряженности вегетативных систем ниже требуемого для выполнения данной работы;
- часто сменяет стартовую лихорадку;
- возникает в результате запредельного торможения после чрезмерного возбуждения;
- этим явлением характеризуется феномен «перегорания» спортсменов (слишком много тратят нервной энергии до соревнований, что приводит к недостаточно высоким результатам на самих соревнованиях)
|
БГ – наиболее благоприятное состояние
для мышечной работы:
- наблюдается соответствие объема физиологических сдвигов в организме интенсивности и характеру предстоящей мышечной работы;
- психологические проявления: уверенность в своих силах, желание бороться и победить
|
8.
Предстартовое и стартовое состояния
у детей и подростков:
- обычно эти состояния наблюдаются у детей начиная с 7 – 8 лет;
- зависит не только от возраста, но и от личного опыта ( например. у 5 – летних детей, систематически занимающихся плаванием, наблюдается возникновение этих состояний при посещении бассейна, степень их выраженности зависит от стажа занятий плаванием: чем он больше, тем ярче они выражены);
- проявление и интенсивность предстартовой и стартовой реакции у детей зависит от характера раздражителя:
а) на раздражители
I-ой сигнальной системы они возникают
чаще, быстрее и проявляются интенсивно;
б) на раздражители
II-ой сигнальной системы эти реакции менее
заметны;
- в пубертатный период, в возрасте (13 – 15 лет) на фоне повышенной возбудимости ЦНС эти состояния выражены сильнее, чем у взрослых.
Лекция №2
Тема: «Разминка»
План
- Из истории разминки.
- Определение разминки.
- Значение разминки.
- Виды разминки:
а) общая;
б) специальная.
- Физиологические основы разминки.
1.
Из истории разминки.
Впервые разминку
стали применять советские спортсмены.
Ее значение тогда оценивали по-разному.
Некоторые специалисты считали
такое «расточительство» сил
перед работой не рационально. Но
после триумфальной поездки московской
футбольной команды «Динамо» в Англию
в 1946 г. в зарубежной прессе разминка наших
футболистов перед игрой была названа
«блестящей идеей».
2.
Определение разминки.
Разминка
– это
комплекс физических упражнений, выполняемых
спортсменом до начала соревнований. Она
включается в учебно-тренировочные занятия.
На уроках ФК роль разминки выполняет
подготовительная часть.
3.
Значение разминки:
- подготавливает организм к развитию предельного усилия;
- повышает возбудимость нервных центров;
- увеличивает подвижность нервных процессов;
- подготавливает нервную систему к координированному управлению движениями и вегетативными функциями;
- после разминки увеличивается легочная вентиляция;
- потребление кислорода достигает величины кислородного запроса;
- увеличивается ЧСС и МОК;
- усиливается обмен веществ;
- повышается температура, что способствует лучшему снабжению тканей кислородом.
4.
Виды разминки.
Таблица 1
| |
Общая разминка |
Специальная разминка |
|
значение |
- повышает возбудимость всего организма;
- усиливает функции различных физиологических систем;
- способствует предупреждению травматизма
|
- подготавливает двигательный аппарат и вегетативные системы, обеспечивающие его деятельность, к согласованной работе
|
|
входящие движения |
Разные виды ходьбы, бега,
прыжковые упражнения, ОРУ и др. |
Включают именно те движения, которые
будут выполнены во время соревнований
или подобные им. Этим достигается закрепление
условно-рефлекторных связей и упрочение
динамического стереотипа |