Физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 462.00 Кб (Скачать файл)

Если  в семье несколько  детей, то хорошо организовать с ними коллективные занятия физической культурой. Поэтому  родителям приходится быть и организаторами, и участниками  занятий.

Физкультурные занятия по содержанию состоят из общеразвивающих  упражнений, основных движений (ходьба, бел, прыжки, метание, лазание), подвижных игр, которые  подбираются в  соответствии с возрастом. Каждое занятие независимо от возраста проводят па следующей схеме: 1. Ходьба и бег с  различными заданиями (изменение  направления по заданию, по начерченной линии, шнуру и т. д.), продолжительность от 2 до 4 мин. 2. Общеразвивающие упражнения типа зарядки — до 6 мин. 3. Повторение и обучение упражнениям, которые относятся к основным движениям; на каждом занятии можно осваивать 2—4 упражнения с учетом возраста и новых видов движений. Одно из них принимается за ведущее, то есть требующее особого внимания, остальные подбирают из тех, которые детям уже знакомь!. Затраты времени на обучение основным движениям не должны превышать 10—15 мин у четырехлеток и 20—25 — у семилетних детей. 4. Подвижные игры — 5—10 мин. 5. Упражнения с постепенным замедлением темпа, медленная ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление—2—4 мин. Общая продолжительность занятий от 20—25 до 45—50 мин.   

Занятия могут состоять из различных подвижных  игр, но последовательность и характер двигательного  материала должны даваться по этой же схеме.

Большое значение имеет музыкальное  сопровождение. Музыка придает им эмоциональную  окраску, вселяет  бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает  их выполнение. В  качестве музыкального сопровождения можно  использовать пластинки  с детскими песенками,  маршами  и другими  музыкальными произведениями, размер которых равен 2/4 или 4/4

Лучшее  время для физических упражнений с детьми — дневное, через 1—2 часа после завтрака или сразу же после  дневного сна. Если родители находят время  для занятий с ребенком только вечером, то это надо делать не позднее чем за 1—2 часа до укладывания ребенка в пЪстель. Однако в вечернее время работоспособность ребенка намного ниже.

Читать  далее:

Возрастные  особенности детей дошкольного  возраста


Submitted by admin on пн, 24/08/2009 - 6:08pm

Опубликовала: Наталья для http://www.fizkult-ura.ru

В дошкольном периоде онтогенеза человека существуют большие, зачастую неиспользуемые психофизиологических резервы развития ребенка.

По биологическим  признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

  1. новорожденный — первые 4 недели жизни;
  2. грудной (младенческий) — до 1 года;
  3. ранний детский — от 1 года до 3 лет;
  4. дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени  биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному  построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и  дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).

Первые  годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

С рождения до трехлетнего  возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного  аппарата, но сила мышц еще очень  невелика. Все суставы ребенка  вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой  подвижностью.

При организации  физического воспитания детей раннего  возраста следует помнить о физиологической  слабости их костной системы и  мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные  процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи  отличаются большой прочностью и  очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического  воспитания необходимо учить детей  правильному выполнению того или  иного упражнения, так как возникший  навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые  движения сделают невозможным в  будущем правильное формирование более  сложных двигательных навыков, а  это будет затруднять полное раскрытие  двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период  от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного  возраста заметно меняются пропорции  тела: руки и ноги становятся значительно  длиннее и растут быстрее, чем  туловище. Если к 6—7 годам длина  туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более  чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани  происходит в основном за счет утолщения  мышечных волокон. У ребенка сначала  развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам  увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и  относительной слабости костно-мышечного  аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается  созревание нервных клеток головного  мозга. Однако нервная система ребенка  еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над  процессами торможения.

Нервная регуляция  деятельности сердца у детей еще  несовершенна. Неравномерность частоты  и силы сердечных сокращений наблюдается  даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий  надо разнообразить.

Ранний и дошкольный возраст характеризуются значительными  изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность  двигательной активности — среднее  количество движений в минуту —  составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность  движений очень мала — в среднем  от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям  свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное  напряжение и отдых различных  групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует  обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия  для разных движений.

Бег, прыжки, метания  — те двигательные умения, которые  ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

Правильно оценивать  ее необходимо для того, чтобы, умело  направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка  необходимые навыки.

 

Дошкольный возраст  охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и  их функций, закладывается база для  всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст  наиболее благоприятен для закаливания  организма, овладения элементарными  жизненно необходимыми двигательными  умениями, гигиеническими навыками и  т.д.

Основой всестороннего  развития ребенка в первые годы жизни  является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также  свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно. 
Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи

1. Повышение сопротивляемости  организма влияниям внешней среды  путем его закаливания. С помощью  разумно дозируемых оздоровительных  факторов природы (солнечные,  водные, воздушные процедуры) слабые  защитные силы детского организма 
существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость 
простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного  аппарата и формирование 
правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление 
мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так 
как оно может существенно ограничить двигательную активность 
ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп 
необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, 
упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются 
в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также  с ранних лет создавать у ребенка  представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

3. Содействие повышению  функциональных возможностей вегетативных  органов. Активная двигательная  деятельность ребенка способствует  укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д.

Физическая культура, придавая естественному процессу становления  форм и функций растущего организма  оптимальный характер, создавая благоприятные  для этого условия, содействует  тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

4. Воспитание физических  способностей (координационных, скоростных  и выносливости). В дошкольном  возрасте процесс воспитания  физических способностей не должен  являться специально направленным  по отношению к каждому из  них. Наоборот, на основе принципа  гармонического развития следует  так подбирать средства, менять  деятельность по содержанию и  характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи

1. Формирование  основных жизненно важных двигательных  умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной  системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием:

  • к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову;
  • к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками;
  • к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы;
  • к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить;
  • к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание;
  • к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде;
  • к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

Информация о работе Физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста