Физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 462.00 Кб (Скачать файл)

1) в учебных заведениях, составляющих систему среднего  образования

2) в организациях, осуществляющих внешкольные занятия  физическими упражнениями.

3) в семье. [10; 65]

1.4 Особенности  физического воспитания в семье  детей младшего школьного возраста

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим  содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиям. Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующих развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физического воспитания приобретает также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленными и в силу этого более результативным.

К задачам, решаемым, в этом возрасте относится:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика  плоскостопия, содействие гармоническому  физическому развитию, выработка  устойчивости к неблагоприятным  условиям внешней среды;

2) овладение основами  разнообразных жизненно важных  движений;

3) развитие координационных  (равновесие, ритм, быстрота и точность  реагирования в пространстве) и  кондиционных (выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование  элементарных знаний о личной  гигиене, режиме дня, влиянии  физических упражнений на состояние  здоровья; работоспособность и развитие  двигательных способностей;

5) выработка представлений  об основных видах спорта, о  применяемых в них снарядах  и инвентаре, о соблюдении правил  техники безопасности во время  занятий;

6) приобщение к  самостоятельным занятиям физическими  упражнениями, подвижными играми, использование  их в свободное время на  основе формирования интересов  к определенным видам двигательной  активности;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к  товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения  физических упражнениях. [11; 190]

Физическое воспитание представляет собой процесс решения  определенных воспитательно-образовательных задач, которому присуще все признаки педагогического процесса. Отличной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, дееспособность. [4; 145]

Средства физического воспитания

Одним из средств  физического воспитания детей младшего школьного возраста в семье является физическая культура. Она включает массаж, гимнастику, спортивные упражнения, подвижные игры, а также закаливания.

Массаж  – механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей.

Гимнастические  упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения – это произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно. Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражение кожно – мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производит взрослый. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног). Температура при выполнении массажа и гимнастических упражнений должна быть не выше 20–22°. Во время выполнения упражнений у ребенка поддерживают положительный эмоциональный тонус, радостное настроение, не допускают переутомления. Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей младшего школьного возраста. При неправильной осанке (при круглой спине) особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание. Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходных положений (вертикального, положения сидя, лежа на спине, на животе, на боку). Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной) подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолеть в процессе деятельности в течение дня. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнения для разных мышечных групп. Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, чтобы и дома было включать их в утреннюю гимнастику. В настоящее время родители довольно часто устраивают так называемый «стадион на дому».

Спортивные  упражнения включают катание на санках, ходьбу на лыжах, бег на коньках, езду на велосипеде, игру в городки. Для катания на санках необходимо, строго учитывать погодные условия, и не только температуру воздуха, но и силу ветра. Легко одетый ребенок более подвижен и поэтому не переохлаждается. Но прежде чем разрешить детям преодолеть первый спуск, убедитесь, что снег достаточно плотным слоем покрыл склон, и на нем нет посторонних предметов – камней, пней, а также ям, бугров и других не ровностей. Для первых шагов на лыжах лучше подобрать укороченные лыжи – на 15–20 см меньше «нормы». В начале дети овладевают движением без палок, а затем дают им палки. Продолжительность ходьбы на лыжах увеличивают в зависимости от возраста и умений ребят постепенно- с 15–20 до 40 минут. Этот вид движений укрепляет и развивает все основные группы мышц, способствует совершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Бег на коньках способствует формированию правильной осанки, укрепляет связки стопы. Езда на велосипеде способствует развитию физических качеств – выносливости, ловкости, укрепляет мышцы ног и стопы. Все виды перечисленных спортивных упражнений широко используются родителями, когда ребенок дома – в выходные и праздники. [14; 27–56]

Подвижные игры созданы для того, чтобы показать достижения детей в разных семьях. Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма. [5; 7–13]

Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

При закаливании  тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным  воздействиям. Одновременно природные  факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат  кожи и подкожной клетчатки.

Закаливание может  проводиться с помощью окружающего  воздуха. В помещениях для детей  его температура не должна превышать 200 (это максимум для детей раннего  возраста) и 180 (для дошкольников и  школьников). С целью эффективной  тренировки аппарата терморегуляции температуру  воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 160 до 230. Заметим, что температурный режим зависит  от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях  – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.

Одевать детей нужно  по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей  двигаться без затруднений; летом  лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже  само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее  и оздоровительное значение. Под  действием воздушных ванн, потоков  воздуха повышается тонус нервной  системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

Прогулки младших  школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов.

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком –  замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности  стопы имеется много температурных  рецепторов, которые непосредственно  связаны со слизистой оболочкой  дыхательных путей, а также практически  со всеми внутренними органами.

Большинство малышей  любят ходить босиком, и родителям  следует поощрять это. Однако, начиная  такое закаливание, нужно соблюдать  определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или  одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок  может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком  из опасения, что они заразятся  грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную  и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – после  прогулок босиком вымыть ноги с мылом.

Эффективность закаливания  возрастает при использовании специальных  температурных воздействий и  процедур.

Основные принципы их правильного применения должны знать  все родители: систематичность и  последовательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических  и эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров); комплексное  использование природных факторов и климатогеографических условий.

По традиции, закаливание  связывают с адаптацией только к  холоду, что снижает ее эффективность.

Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством  могут быть – при соблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающие многосторонним действием  на организм. Главное их оздоровительное  значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма  к простудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, что воздействие  солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у  детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.

Полезно принимать  солнечные ванны в движении –  в подвижных играх или занимаясь  физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка. Солнечное закаливание обычно связывают  с летней порой. Между тем и  зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие  солнечной радиации в горах.

Более сильным, чем  воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с древнейших времен. Все традиционные методы водного  закаливания делятся на общие  и местные. К первым относятся  обтирания, обливания, души, купания; ко вторым – умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия  улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных  способов закаливания является контрастное  обливание ног: сначала холодной водой – 24–250, затем теплой – 360 и  вновь холодной. Наиболее сильным  оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. [16; 87]

Формы физического воспитания в  семье

Пешеходные  прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности  похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю  прогулку или в поход на 2–3 дня, взрослые должны проявить внимание к  одежде, обуви, снаряжению. Младшие  школьники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы  младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными  участниками.

Информация о работе Физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста