Физическая нагрузка и ее составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Содержание работы

Введение………………………………………………....…………………………………………3
1. Физическая нагрузка и основные ее составляющие. ………..……………………..………...4
1.1 Определение понятия "спортивная нагрузка" и ряда смежных терминов…………………………………………………………………………….…………………….4
1.2. Функциональная нагрузка и ее особенности……………………………………………….6
2. Отдых, как составляющая физической нагрузки………………………………………….….9
2.1 Отдых – определение и краткая характеристика………………………………..….……….9
2.2 Типология отдыха………………………………………………………………………...…..11
2.3 Сочетание отдыха и двигательных действий в тренировках. ………………………….…12
Заключение………………………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………………………….……15

Файлы: 1 файл

спорт.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение………………………………………………....…………………………………………3

1. Физическая нагрузка  и основные ее составляющие. ………..……………………..………...4

1.1 Определение понятия  "спортивная нагрузка" и ряда  смежных терминов…………………………………………………………………………….…………………….4

1.2. Функциональная нагрузка  и ее особенности……………………………………………….6

2. Отдых, как составляющая физической нагрузки………………………………………….….9

2.1 Отдых – определение и краткая характеристика………………………………..….……….9

2.2 Типология отдыха………………………………………………………………………...…..11

2.3 Сочетание отдыха и двигательных действий в тренировках. ………………………….…12

Заключение………………………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………………………………….……15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими  упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов. Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами. Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Физическая нагрузка и основные ее составляющие.

 

На сегодняшний день проблема спортивной нагрузки находится в  таком положении, когда, с одной  стороны, уже накоплено большое  количество фактического материала  по отдельным вопросам и аспектам и информация по ним продолжает лавинообразно нарастать, а с другой стороны, несмотря на наличие этого фактического материала, его все труднее становится систематизировать и обобщать, а, следовательно, и полноценно использовать в практике спортивной подготовки квалифицированных спортсменов. Конкретные данные, которые приводятся в литературе и касаются проблемы нагрузки, невозможно сопоставить и увязать не только среди различных видов спорта, но даже в любом отдельно взятом конкретном виде. Все это отдаляет возможность создания стройной системы знаний как по теоретическим, так и по прикладным аспектам данной проблемы. Таким образом, налицо следующий парадокс. С одной стороны, уже накоплен и с каждым днем все более увеличивается как практический, так и экспериментальный материал, а с другой стороны — основные положения по данной проблеме по-прежнему не систематизированы, весьма противоречивы и не имеют достаточного научного обоснования. Этот парадокс обусловлен отсутствием общей теории как методологии исследования проблемы спортивной нагрузки. Это выражается в первую очередь в слабости нашего понятийного аппарата, в отсутствии научно обоснованных определений главных составляющих компонентов спортивной нагрузки и их взаимосвязи. Большинство авторов, освещающих каким-либо образом вопросы нагрузки, не пытаются объяснить сущность физической нагрузки, не раскрывают, какой смысл они вкладывают в это понятие, а чаще всего раскрывают его через работоспособность спортсмена, его утомление или какие либо другие функциональные изменения, происходящие в организме спортсмена под влиянием той или иной перейдем к освещению принципов, лежащих в основе методики занятий физкультурными упражнениями.

 

1.1 Определение понятия «спортивная нагрузка" и ряда смежных терминов.

 

Профессор Л. П. Матвеев (1977, 1976) под нагрузкой (тренировочной) подразумевает определенную величину воздействия физических упражнений на функциональное состояние, организма спортсмена. Нагрузка, по мнению автора, может быть выражена "внешней" и "внутренней" сторонами. К "внешней" нагрузке автор относит количественные и качественные показатели выполняемых физических упражнений (в мерах преодолеваемого расстояния, затраченного времени, поднятого веса, числа повторений и т. д.). "Внутреннюю" сторону нагрузки, автор характеризует величиной ответных реакций организма, т. е. степенью физиологических и биохимических сдвигов в организме под влиянием данного упражнения (или упражнений). Несмотря на то, что определение Л. П. Матвеева было дано в 1967 году, оно сохранило свое смысловое содержание до сегодняшнего дня и включено с небольшими поправками в учебники теории и методики физического воспитания. Спортивная нагрузка — это интегративное единство физической нагрузки и нагрузки функциональной, имеющей место при выполнении различных двигательных действий спортсмена, связанных с выполнением конкретных физических упражнений. Вводимый здесь термин "спортивная нагрузка» характеризует нагрузку, которая характерно отражает двигательную деятельность. Что касается других типов деятельности, то имеющая там место нагрузка будет, по-видимому, называться, в зависимости от вида деятельности, техник конструкторской, научно теоретической, художественно эстетической, наряду с этим можно вычленить учебную и производственную (трудовую) нагрузки. Однако, несмотря на различные виды деятельности, основные составляющие компоненты нагрузки в принципе идентичны компонентам спортивной нагрузки. Анализ приведенного выше определения спортивной нагрузки обнаруживает его двойственную природу, которая по определению Л. П. Матвеева имеет «внутреннюю" и "внешнюю" стороны. Отсюда следует, что спортивную нагрузку можно и нужно подразделять на два ее вида: физическую — "внешнюю" и функциональную — "внутреннюю", которые хотя и взаимосвязаны, но диаметрально противоположны. Термин "физическая нагрузка" более точно отражает ее смысловое содержание, нежели понятие "внешняя" нагрузка. Поэтому под физической нагрузкой следует понимать некую величину выполненной спортсменом определенным способом (методом) физической работы, выраженной в динамических, пространственных и временных характеристиках. Общеизвестно, что как только человек начинает выполнять какие либо двигательные действия, то он испытывает со стороны последних определенную величину физического воздействия. Организм спортсмена в этом случае начинает функционировать со значительно возросшим напряжением, т. е. выполнение любого вида двигательных действий всегда сопровождается какими-либо функциональными сдвигами в организме. При выполнении физической нагрузки организм человека всегда испытывает функциональную грузку (нагрузку на органы и функциональные системы). Таким образом, функциональная нагрузка — это определенная интегральная величина напряженности органов и систем организма, а также энергетиче­ских затрат, обусловленных как обычной жиз­недеятельностью человека, так и выполнением какого-либо целенаправленного двигательно­го действия. Следовательно, термин "внутренняя" сто­рона нагрузки, введенный Л. П.Матвеевым, фактически характеризует нагрузку на функциональные системы организма и, по-видимому, целесообразней его заменить понятием «функциональная" нагрузка.

 

1.2. Функциональная нагрузка  и ее особенности.

 

Под функциональной нагрузкой мы будем понимать интегральную величину, отражающую психофизиологические, соматофизиологические, биохимические и прочие сдвиги, которые обуславливают повышенный уровень функционирования систем организма, а также определенные величины раз­личных энергозатрат, которые чаше всего выражаются термином "рабочие потенциалы". Причем особый акцент следует сделать на неразрывности существования физической и функциональной нагрузок. Может быть, поэтому физическую и функциональную нагрузки можно сравнить с двумя сторонами медали. Такое сравнение подчёркивает, что одна сторона без другой существовать не может, ибо в этом случае нарушится целостность данного явления; поэтому и существование любой из этих сторон в отдельности невозможно. Таким образом, не может быть функциональной нагрузки без физической, и в то же время наличие физической нагрузки всегда обуславливает нагрузку функциональную. Причем, эта обусловленность носит количественно качественную взаимосвязь. Следовательно, по величине функциональных сдвигов в организме можно относительно судить о величине физической нагрузки. Здесь говорится относительно, потому что, как отмечают специалисты в области физиологии спорта, одна и та же величина физической нагрузки всегда сопровождается одними и теми же величинами функциональных сдвигов при одном и том же исходном состоянии организма, а при различном исходном состоянии организма одни и те же физические нагрузки вызывают неадекватные по величине функциональные сдвиги в организме. Таким образом, кратко охарактеризовав физическую и функциональную нагрузки, можно отметить, что "спортивная нагрузка" включает в себя определенную интегративную величину выполненной работы — "физическую нагрузку" — и сопутствующие ей интегративные сдвиги в организме — "функциональную нагрузку». Нельзя отрицать и того, что процесс физической подготовки, по существу своему, есть единство двух существенно различных,  хотя и взаимосвязанных процессов, а именно: тренировочного — как процесса накопления необходимых двигательных навыков и умений, а также сдвигов в организме, и соревновательного — как процесса трансформации накопленных двигательных умений и навыков, а также положительных сдвигов в организме спортсмена с целью реализации их в максимально возможный спортивный результат, осуществляемый, как правило, лишь в процессе спортивных соревнований. Поэтому физическая нагрузка, в свою очередь, может быть подразделена на две разновидности: тренировочную и соревновательную. Что касается функциональной нагрузки, то, в силу своей специфики, она непосредственно не может быть подразделена на две выше названные разновидности, но всецело обуславливается либо спецификой (характером, величиной и прочее) тренировочной физической нагрузки, либо спецификой (характером, величиной и прочее) соревновательной физической нагрузки. Следовательно, если физическая и функциональная нагрузки являются двумя качественно различными видами спортивной нагрузки.

Необходимо остановиться еще на двух моментах. Во-первых, следует различать выполненную физическую нагрузку и ту, которую мы планируем, т. е. такую нагрузку, которая при определенных условиях превращается в действительность, но еще не превратилась в нее; возможность еще не реализована, но мы уже рассматриваем ее так, как если бы имели дело с чем-то уже существующим. Это относится как к физической, так и к функциональной нагрузкам. Когда мы говорим о нагрузке, но чаще всего подразумеваем, что нагрузка уже выполнена, т. е. нагрузка реальная, уже имевшая место. Но в то же время нам приходится нередко говорить о планируемой физической нагрузке. В отличие от реальных процессов, которые имеют место в первом случае, во вто­ром случае имеет место предполагаемая, т. е. возможная нагрузка. Поэтому она (нагрузка) выступает как идеальная модель будущей реальной нагрузки. Следовательно, прежде чем анализировать, а тем более исследовать реальную на­грузку, необходимо помнить, что ей всегда будет предшествовать идеальный аналог — теоретическая модель планируемой нагрузки. По-видимому, здесь уместно отметить, что при планировании физической нагрузки необходимо прогнозировать (планировать) и функциональную нагрузку, т. е. те функциональные сдвиги, которые являются следствием выполнения планируемой физической на­грузки. Причем, если при планировании предусматривать функциональную нагрузку, то она будет выступать обоснованием для планирования физической нагрузки, т. е. это — идеальное представление о том, что должно произойти в организме при выполнении той или иной физической нагрузки. Таким образом, прежде чем будут иметь место реальные процессы, т. е. выполнение физической нагрузки и те реальные сдвиги, которые являются следствием ее, им всегда будут предшествовать их идеальные аналоги в вид прогнозируемых, физической или функциональной, нагрузок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отдых, как составляющая физической нагрузки.

 

2.1 Отдых – определение и краткая характеристика.

 

Рассмотрим вторую составляющую физической нагрузки — отдых. Выполнение любого двигательного действия чередуется с отдыхом (интервалом, паузой, фазой расслабления), так как человек не может бесконечно выполнять физические упражнения. Даже при самой длительной непрерывной ра­боте, когда отсутствуют специальные интервалы отдыха, последний всегда имеет место в виде фаз расслабления. В литературе имеется большое количество исследований, посвященных изучению отдыха. Однако авторы рассматривают отдых как частное или самостоятельное проявление его или изучают отдых во взаимосвязи с работоспособностью. Мной не обнаружено работ, в которых бы приводилась определенная классификация отдыха, давались бы определения, раскрывалась бы структура отдыха или исследовались его различные виды и разновидности. Отдых — это состояние относительного или абсолютного бездействия, являющееся следствием предыдущего целенаправленного активного двигательного действия (физической работы), целью которого является обеспечение восстановления и повышение функциональных возможностей организма, необходимых для продолжения двигательного действия или физической работы в заданных режимах и без снижения его (ее) эффективности. Так как отдых имеет место и в непрерывном, циклическом двигательном действии, проявляющийся в неявной форме как совокупность фаз расслабления, чередующихся с фазами напряжения, а также между отдельными порциями двигательных действий, то можно выделить две формы проявления отдыха: явный (как послерабочий интервал отдыха) и скрытый (как послерабочая фаза расслабления). Остановимся хотя бы кратко на характеристике явного отдыха. На сегодняшний день можно выделить три вида явного отдыха: активный, пассивный и комбинированный. Под активным отдыхом понимается такой отдых, во время которого спортсмен занимается целенаправленной деятельностью, но по содержанию эта деятельность отличается от предыдущей физической работы. В свою очередь активный отдых может иметь три разновидности, а именно — двигательный, недвигательный и смешанный (т. е. различные взаимосочетания двух предыдущих). Во время активного отдыха двигательного характера всегда в наличии целенаправленная двигательная деятельность, средствами которой могут быть динамические, статические или статикодинамические двигательные действия. Помимо этого, при активном двигательном отдыхе спортсмен может заниматься ритмической гимнастикой, восточными единоборствами, игровыми видами спорта и пр. Во время активного отдыха не двигательного характера спортсмен занят другими видами деятельности: научнотеоретической, техникоконструкторской, художественноэстетической на уровне креативной или репродуктивной деятельности, а также в формах учебной или производственной. Помимо этого, сюда можно отнести занятия шахматами, шашками, игры в лото, домино, карты, бильярд и очень популярные в наши дни электронные игры. Эту группу средств условно можно назвать "интеллектуальными играми». К активному отдыху зрелищноэмоционального характера относятся посещение театров и кино, спортивных соревнований (не специфичных для данного спортсмена), художественных выставок, музеев и т. д. При активном отдыхе с использованием естественных сил природы можно выделить две подгруппы. В первую подгруппу входят охота, рыбная ловля, сбор грибов, ягод, а также различные пешие походы и т. д. Ко второй подгруппе — автомототуризм, прогул­ки на катерах, яхтах, конный, водный туризм и пр. Под пассивным отдыхом понимается та­кой отдых, во время которого отсутствует целенаправленная двигательная деятельность. В целях более глубокого понимания сущности пассивного отдыха в последнем можно также выделить две разновидности: естественный и искусственный. При пассивном отдыхе естественного характера отсутствуют какие-либо воздействия на спортсмена, в то время как при пассивном отдыхе искусственного характера спортсмен, находясь в состоянии относительного покоя, испытывает на себе активное воздействие. При пассивном отдыхе естественного характера спортсмен может находиться или в комнатных условиях (дом, гостиница, общежитие и пр.), или же в бездеятельном состоянии на природе (в саду, на берегу озера, реки и пр.). При пассивном отдыхе искусственного характера воздействия, которые получает спортсмен, можно разделить на три подгруппы: физиотерапевтические, психофизиологические и фармакологические. К физиотерапевтическим средствам воздействия можно отнести применение массажа (со всеми его разновидностями): гидромассаж, вибромассаж, баня, сауна, барокамера и т. д. При психофизиологических воздействиях используют гипноз, аутогенную тренировку, электросон и пр. Фармакологическое воздействие включает в себя использование биостимулирующих препаратов (женьшень, элеутерококк и пр.), а также всевозможных комплексов витаминов и специально разрабатываемых напитков (белковоглюкозный шоколад, спортивные напитки, коктейли и пр.). Несмотря на большое разнообразие средств, используемых во время пассивного отдыха с воздействием искусственного характера, все они способствуют повышению эффективности пассивного отдыха. Комбинированный отдых представляет собой определенные взаимосочетания активного и пассивного отдыха, в котором зачастую практически невозможно вычленить тот или иной вид активного или пассивного воздействия. Нужно подчеркнуть, что мы специально, для удобства теоретического исследования, разводим активный, пассивный и комбинированный отдых и вычленяем их разновидности для более глубокого изучения их содержания и выявления значимости каждого из них. В спортивной практике эти разновидности чаще проявляются не в чистом виде, а в сложной взаимосвязи и взаимозависимости, однако, нередко спортсмены предпочтение отдают какому-либо одному или двум из выше­перечисленных разновидностей отдыха. Так как в процессе спортивной подготовки воздействие тех или иных двигательных действий на спортсмена всегда идет параллельно с отдыхом, то отсюда возникает объективная необходимость в проведении подобной классификации отдыха и анализа содержания всех средств, используемых при том или ином виде отдыха.

 

2.2 Типология отдыха.

 

Все виды и разновидности  отдыха могут быть выражены лишь временной характеристикой, т. е. сколько длится отдых (миллисекунд, секунд, минут, часов, дней). Что касается параметров отдыха, то последний может иметь количественную и качественную сторону, однако качественный параметр отдыха на сегодняшний день остается практически не исследованным. Имеющие место в теории и практике спорта условные градации отдыха: полный, жесткий, экстремальный — пока единственные, по которым можно судить о величине (количественной и качественной стороне) отдыха. Жесткий отдых — это такой временной отрезок отдыха, после которого спортсмен при выполнении следующих двигательных действий испытывает напряженность некоторых физиологических и психофизиологических процессов (или, как говорят, на фоне неполного восстановления). Полный отдых — это такой отдых, после которого спортсмен может выполнять двигательные действия без дополнительных напряжений функций (т. е. на фоне полного восстановления). Экстремальный отдых — это такой интервал отдыха, после которого спортсмен может выполнять двигательные действия, несколько большие по объему или интенсивности по сравнению с предыдущими физическими воздействиями без дополнительного напряжения органов и систем (т. е. фаза сверхвосстановления).

2.3 Сочетание отдыха и двигательных действий в тренировках.

 

Как уже отмечалось, двигательные действия и отдых всегда сопутствуют  друг другу и находятся в сложной  взаимосвязи; а регулятором данной взаимосвязи является способ их взаимосочетания, то есть метод тренировки, который  и есть третий основной компонент  физической нагрузки. Следовательно, метод физической подготовки — метод тренировки есть определённая закономерность построения двигательных действий (физических воздействий), определенная закономерность построения отдыха, а также определенная закономерность в их взаимосочетании. Исследуя методы, используемые в подготовке высококвалифицированных спортсменов, можно констатировать, что в настоящее время четко просматриваются в структуре физической нагрузки две основные группы методов тренировки, а именно: метод непрерывного и интервального (прерывного) двигательного действия и метод отдыха. В основе первой группы методов лежит выполнение только циклических физических упражнений, а в основе второй — и циклических и ациклических. Суть первой группы заключается в том, что каждый цикл простого или сложного двигательного действия представляет собой фазу (или совокупность) напряжения определенных мышечных групп, участвующих в выполнении данного двигательного действия, а отдых — фазу расслабления или совокупность таковых. Суть второй группы методов тренировки заключается в наличии четко выраженного интервала отдыха после выполнения каждого двигательного акта или сложного двигательного действия, т. е. всегда налицо как определенный отрезок времени для исполнения двигательного действия, так и отрезок времени для отдыха после него — т. е. интервал отдыха. В свою очередь, каждый из вышеназванных методов тренировки имеет по две большие подгруппы: методы стандартного (постоянного) и методы переменного двигательного действия и отдыха. Все остальное многообразие методов тренировки, по всей видимости, является лишь производными вышеназванных методов. Уточним два понятия — "стандартные" и "переменные" методы. "Стандартным" метод тренировки называется потому, что как вели­чина (интегральная пространственная, временная, динамическая характеристика) двигательного действия, так и величина (временная характеристика) отдыха должны быть постоянными. "Переменные" методы подразумевают совершенно иное; и двигательное действие и интервал отдыха должны быть вели­чинами переменными, изменяющимися либо в сторону увеличения, либо уменьшения. Можно привести небольшой пример, как различные взаимосочетания двигательных действий и отдыха определяют характер и величину физической нагрузки. Как мы уже говорили при непрерывном способе (методе) двигательные действия выполняются без явного отдыха, но при обязательном наличии скрытого. Поэтому в данном случае ритмическая характеристика скрытого отдыха, а точнее — ритм выполнения тех или иных двигательных действий выступает как регулятор физической нагрузки, т. е. здесь чередуются двигательные действия и скрытый отдых; их соотношения могут быть самые различные — 1 :2; 2 : 1 и т. д. Таким образом, физическая нагрузка есть интегральное единство двигательных действий и отдыха, находящихся между собой в определенной взаимосвязи, характеризуемая тем или иным способом их взаимосочетания — методом тренировки. Поэтому только учет специфики (или особенностей) взаимосочетания определенных двигательных действий и отдыха (фаз расслабления или интервалов отдыха) позволит определить характер и, что особенно важно, величину физической нагрузки, которая была или будет выполнена спортсменом. Мы остановились на основных компонентах, определяющих структуру физической нагрузки, в результате чего возникает представление о физической нагрузке как об исключительно сложном интегративном единстве всех ее составляющих. Подобное единство полностью исключает возможность сведения содержания физической нагрузки к специфике проявления одного из ее компонентов. Отсюда следует, что принцип определения содержания физической нагрузки заключается в выявлении характера двигательного действия, характера отдыха и способа их взаимосочетания — метода тренировки.

Информация о работе Физическая нагрузка и ее составляющие