Физическая культура в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....................................3
Этапы физического и психо-нервного развития детей …………………………..………4
Показатели физического развития детей……………………….........................................6
Общие методические положения при занятиях физическими упражнениями с детьми………………………………………………………………………………………..9
3.1. Комплекс упражнений для детей от 1 года до 1,5 лет……………………………….9
3.2. Комплекс упражнений для детей от 1,5 года до 3 лет……………………………...10
3.3. Комплекс упражнений для детей от 3 до 5 лет……………………………………...11
Правила закаливания…………………………………..………..........................................11
Воздушные и солнечные ванны, закаливание водой…………........................................12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Библиографический список……………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Физическая культура в детском возрасте.docx

— 51.91 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Физическая культура в детском возрасте»

 

 

 

                                                                         

                                                                                                  Выполнила студентка гр. ЭП-31д

                                                                                                 Степаненко Ю.О.

                                                                                                 Приняла Олейник Г. Н.

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….....................................3

  1. Этапы физического и психо-нервного развития детей …………………………..………4
  2. Показатели физического развития детей……………………….........................................6
  3. Общие методические положения при занятиях физическими упражнениями с детьми………………………………………………………………………………………..9

3.1. Комплекс упражнений для детей от 1 года до 1,5 лет……………………………….9

3.2. Комплекс упражнений для детей от 1,5 года до 3 лет……………………………...10

3.3. Комплекс упражнений для детей от 3 до 5 лет……………………………………...11

  1. Правила закаливания…………………………………..………..........................................11
  2. Воздушные и солнечные ванны, закаливание водой…………........................................12

Заключение……………………………………………………………………………………...14

Библиографический список……………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.

Выдающиеся детские  врачи Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Н. П. Гундобин, Г. Н. Сперанский видели в закаливании детского организма неисчерпаемый источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в России книгу о закаливании детей. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.

Закаливание организма  — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование  физиологических и психических  функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для  обучения в школе. Задачи физического  воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы физического и психо-нервного развития детей

Под физическим развитием  человека понимается совокупность морфологических  и функциональных признаков организма  в их взаимосвязи.      Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.           Этап 1. 1-2 года. У ребенка очень сильная потребность быть активным, пробовать себя во всем. Простые движения, такие как, например, отталкивание от пола, развиваются и складываются в более сложные, и это доставляет ребенку много радости.   Этап 2. 2-3 года. Ребенок в игровой форме исследует мир вместе с родителями и другими детьми. И вместе с его активностью, развивается мышление. Ребенок уже может катиться на беговелике вперед, тренируя при этом координацию движений рук и ног и чувство равновесия.           Этап 3. 4-5 лет. Ребенок становится все креативнее в играх с другими детьми. Физически ребенок становится уже совсем независимым и уверенным в своих силах.             Этап 4. от 6 лет. Ребенок исследует мир, анализирует, размышляет и учится решать проблемы. Все самые важные последовательности движений уже разучены и отработаны. Ребенок может самостоятельно действовать и может уже совершать первые самостоятельные шаги как участник дорожного движения.     Нервно - психическое развитие детей делится на четыре основных этапа:  Первый из них - моторный, который характеризуется тем, что ребенок овладевает моторными навыками, происходит это ещё на первом году его жизни.    Следующий этап развития – сенсорный он в свою очередь начинается, когда малышу 1 год и заканчивается, когда ему уже около 3 лет. Развитие сенсорных возможностей заключается в том, что ребенок начинает действовать осознанно, а также закладывает будущий фундамент для развития собственного сознания, мышления и целенаправленной деятельности в дальнейшем.       Третий этап — аффективный. В момент прохождения этого этапа развития детские действия становятся постоянными и индивидуальными. Длится такой период от 3 до 12 лет.              Четвертый этап — идеаторный, который наступает когда ребенку 12 лет и длится до 14 лет. Характерной чертой является, то, что у детей формируются усложненные понятия, умозаключения и суждения. Ребенок начинает заранее планировать свои действия в мозгу. Во время четвертого этапа развития у детей становится абстрактным мышление и имеет начало формирование личности.      Нервно-психическое развитие у детей может быть нарушено в отдельные периоды их жизни, которые называются кризисными.       Нормы, которым должен соответствовать ребенок в зависимости от возраста: Малыш, когда ему уже от 10 до 20 способен следить за предметом, что называется ступенчатым слежением.          По достижению ребенком возраста в 1 месяц, он уже пытается следить за движущимися объектами, а также начинает улыбаться и прислушиваться к звукам и голосу. Пытается удерживать головку, когда лежит на животике.    В 2 месяца малыш уже способен долго следить за движущимися объектами, но на малом расстоянии не больше одного метра. Ребенок при появлении звуков пытается их найти взглядом и поворачивает голову по сторонам. Дети удерживают голову лежа на животе, а также пытается или уже произносит отдельные звуки.    Развитие ребенка трех месячного возраста характеризуется тем, что он способен оживленно реагировать, когда с ним общаются взрослые, а также при помощи старших способен стоять, упираясь ногами. На руках у родителей он способен удерживать голову в вертикальном положении.          В возрасте четырех месяцев детки обычно уже способны узнавать родителей и родственников и бурными эмоциями реагируют на их приход. Ребенок в данном возрасте начинает “гулить”, способен хватать игрушки находящиеся в подвешенном состоянии, во время кормления пытается придерживать грудь или бутылочку с молоком.    5 месяцев – это период когда ребенок уже по разному реагирует на близких и незнакомых, также он способен узнать маму по голосу. Дети в этом возрасте могут кушать пищу с ложки, переворачиваться на живот и долго стоять на двух ногах при условии, что их поддерживают за подмышки.         В полугодовалом возрасте малыш реагирует, когда его зовут по имени, а также начинает лепетать и способен пить из чашки.       На 8 месяце ребенок может долго играть с игрушками. Он активно подражает действиям старших, может самостоятельно вставать и ложиться, опираясь и держась за предметы. Также кроха по просьбе родителей выполняет ранее заученные действия. В 9 месяцев дети могут манипулировать различными предметами. Малыши, реагируя на играющую музыку, пытаются танцевать. Подражая старшими, они способны повторять отдельные слоги.          В период жизни, когда ребенку уже 10-11 месяцев, он знает свое имя, может найти предметы в комнате и дать их, если его просят. Малыш активно осваивает новые для него движения подражая взрослым, а также самостоятельно стоит на ножках, и даже делает первые шаги, ещё он произносит первые слова вроде (ма, па, на, дай).    К концу первого года жизни детки обычно способны: сидеть без опоры, понимать имена взрослых и даже выполнять поручения, такие как: принеси и дай.   Когда малышу 2 года он уже обладает небольшим словарным запасом и выполняет несложные логические действия.         В возрасте трех лет, ребенок самостоятельно одевается, обладает неплохим словарным запасом и даже формирует сложные предложения.

 

 

 

 

 

 

    1. Показатели физического развития детей

Основные показатели физического развития - это рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. Интенсивность прибавки массы тела и роста зависит от возраста ребенка, а также от индивидуальных задатков человечка.    Первый год жизни ребенка -  время его наиболее интенсивного роста и развития. Например, за первое полугодие здоровый ребенок прибавляет в весе приблизительно 4 - 4.5 кг, а в росте 23-25 см. Хотя, в последние десятилетия происходит значительное, ускорение физического развития детей по сравнению с их сверстниками, жившими 30—40 лет назад.            Вес новорожденного ребенка в среднем составляет 2500—4500 г, рост — 45-56см.  Вес и рост у мальчиков обычно больше, чем вес и рост у девочек : у мальчиков вес от 3200 до 3500 г, рост от 49 до 52 см, вес у девочек от 3000 до 3300 г, рост от 48 до 50 см.   В течение 1-го месяца рост ребенка увеличивается на 2 см, а вес в среднем на 600 г.  
На 2-м и 3-м месяцах жизни дети прибавляют в массе по 800 г, рост их увеличивается на 2,5—3 см в месяц. К 5-му месяцу масса по сравнению с массой при рождении обычно удваивается, а к году утраивается. На первом году жизни рост ребенка увеличивается в среднем на 25 см.           Зная вес при рождении (3600 г) и возраст ребенка (3 мес), можно быстро определить должную массу, по таблице. Для этого в графе 1 находят возраст ребенка, в графе 5 — прибавку массы за 3 мес. В возрасте 3 мес масса ребенка должна быть 3600 + 2200 = 5800 г. Аналогичным образом можно узнать прибавку роста ребенка.

Таблица роста и веса детей  до 1 года

Возраст, мес

Нормальная прибавка в  весе за месяц, г

Нормальная прибавка в  весе за истекший период, г

Нормальная прибавка роста  за месяц, см

Нормальная прибавка роста  за истекший период, см

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

600

800

800

750

700

650

600

550

500

450

400

350

600

1400

2200

2950

3650

4300

4900

5450

5950

6400

6800

7150

3

3

2,5

2,5

2

2

2

2

1,5

1,5

1,5

1,5

3

6

8,5

11

13

15

17

19

20,5

22

23,5

25


Со 2-го года жизни темпы  увеличения роста и массы тела по сравнению с 1-м годом снижаются. Масса начинает увеличиваться более  или менее равномерно из года в  год, причем за год ребенок прибавляет около 2 кг. Рост на 2-м году увеличивается на 10 – 11 см (за 1-й год – на 23 – 15 см), за 3-й – на 8 см, а с 4-го – на 5 – 7 см в год. Обычно рост удваивается к 4 – 5 годам, то есть в 4 – 5 лет рост равен: у девочек – 100 см, у мальчиков – 104 см. И после года мальчики остаются крупнее девочек.     Показатели физического развития детей после 1 года (М. Я. Студеникин)

Возраст

Девочки

Мальчики 

рост, см

масса, кг

окружность головы, см

рост, см

масса, кг

окружность головы, см

1 год 

74

10

47,7

75,3

10,5

48,9

1 год 6 мес

80,1

11,2

49,1

80,9

11,7

50,3

2 года 

85

12,1

50

85,9

12,7

51,8

3 года 

93

13,2

51,6

90,4

13,6

52,3

4 года 

99,6

15,4

53,1

100

15,9

54,1

5 лет 

106,1

17,5

54,9

107,3

17,8

55,8

6 лет 

112,2

20,0

56,6

114

20,4

57,6

7 лет 

122,2

23,8

57,4

123,2

24

58,8


У детей в возрасте 3-4 лет рост по-прежнему остается главным  показателем их физического развития. Однако, чтобы правильно оценить, соответствует ли рост вашего ребенка возрастным нормам, нужно учесть влияние наследственности. Кстати, каким будет рост взрослого человека, можно с учетом этого фактора вычислить заранее по формуле: рост мужчины = (рост отца + рост матери) х 0,51 - 4,5; рост женщины = (рост отца + рост матери) х 0,51 - 7,5.         Если вернуться к рассматриваемому возрастному периоду, то прежде всего надо сказать, что детей по росту делят на три типа — большие, средние и маленькие.   В 3 года рост большого ребенка обычно равен 105,4 ± 2,8 см. При успешном развитии и сбалансированном питании к 4 годам такой ребенок вырастает до 113,3 ± 2,2 см.             Рост среднего ребенка в 3 года равен 98,7 ± 2,5 см. Этот ребенок к 4 годам достигает 106,2 ± 2,4 см.          У маленького ребенка к 3 годам рост составляет 91,3 ± 1,9 см, и к 4 годам он увеличивается до 98,5 ± 2,1 см.         Другим немаловажным показателем физического развития ребенка, конечно, является его вес. Он отражает, насколько развиты костная и мышечная системы, внутренние органы, каков слой подкожной жировой клетчатки. Нормативные показатели веса трехлетнего малыша таковы: вес большого ребенка в 3 года — 16,8 ± 2,5 кг; вес среднего ребенка — 13,4 ± 1,9 кг; вес маленького ребенка — 11,3 ± 1,6 кг.     Превышение массы тела на 10% от нормы называется ожирением и требует коррекции у специалистов, а также определенных усилий со стороны родителей, бабушек и дедушек.           Меньшая масса тела по сравнению с нормой в этом возрасте свидетельствует о неблагополучном физическом развитии, поэтому родители обязательно должны проконсультироваться у педиатра, и, по всей видимости, придется изменить режим питания.           Следующий показатель физического развития ребенка — пропорциональность развития и крепость сложения тела (рост мышечной массы). Определять это можно по индексу Пинье (ИП). Для этого надо знать вес тела ребенка, его рост и окружность грудной клетки.           ИП = рост (см) — [масса (кг) + ОКГ (см)]      Чем меньше будет отличаться от стандартных показателей полученный результат, тем крепче телосложение ребенка. Стандартными показателями индекса Пинье для детей трехлетнего возраста являются следующие: мальчики — 25,7; девочки — 27,1.   Следующий показатель физического развития ребенка — уровень его двигательной активности. В возрасте 3-4 лет малыши быстро вытягиваются, координация движений у них становится как у взрослых, развивается чувство равновесия. Малыши умеют и кувыркаться, и играть в футбол, и выполнять такие сложные действия, как набирать номер телефона и держать вилку в руке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общие методические положения  при занятиях физическими упражнениями с детьми

Общие методические положения  при занятиях физическими упражнениями с детьми:

1.   Продолжительность занятий с детьми до 2 лет не должна превышать 10 мин. Занятия проводятся индивидуально.

2.   С детьми старшего возраста занятия желательно проводить групповым методом, при котором используются динамические упражнения, построенные в виде сюжетной игры.

3.  Необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц.

4.   В зависимости, от двигательного умения ребенка упражнения следует начинать с более легких, постепенно переходя к более сложным.

5.  В каждое занятие необходимо включать упражнения для развития и совершенствования ходьбы, бега, прыжков, лазанья, развития координации движений.

6.  Занятия должны проводиться систематически, с постепенно увеличивающейся нагрузкой.

7.  Физическую нагрузку увеличивают путем большего числа повторений и увеличения длительности занятий.

8.  Занятия обязательно должны вызывать положительные эмоции.


 

 

3.1 Комплекс  упражнений  для детей от 1 года до 1,5 лет

1. Сгибание и разгибание рук (с кольцами). Исходное положение - стоя (на полу) с партнером - ребенком или взрослым. Повторить 6-10 раз.     2. Напряженное прогибание позвоночника. Упражнение выполняется из исходного положения лежа на животе (на столе или жесткой кушетке) ногами к взрослому.             3. Приседание с кольцами. Упражнение выполняется из исходного положения стоя (на полу) в паре с партнером (ребенком или взрослым). По указанию взрослого надо присесть, а затем подняться на .носки, выпрямляя ноги. Стопы ставить параллельно. Повторить 4-6 раз.           4. Поднятие выпрямленных ног до гимнастической палочки. Упражнение выполняется из исходного положения лежа на полу на спине. Взрослый просит ребенка поднять ноги вверх и держа их прямыми дотянуться ими до палочки. Повторить 4-6 раз. 5. Напряженное выгибание туловища. Исходное положение - сидя на коленях взрослого. Ребенка усаживают на левое колено, его голени зажимают бедрами взрослого. Ладонь правой руки надо положить на живот ребенка. Справа кладут на скамеечку или на пол любимую игрушку ребенка. Взрослый просит ребенка поднять игрушку. Он наклоняется, поднимает игрушку и возвращается в положение сидя. Затем взрослый кладет игрушку слева, поддерживает ребенка левой рукой под поясницу и побуждает его поднять игрушку. Малыш выгибает туловище назад, запрокидывая голову, берет игрушку и снова возвращается в положение сидя. То же упражнение делают на правом колене.  6. Наклон туловища и выпрямление. Исходное положение стоя спиной к взрослому. Руками надо фиксировать колени ребенка при наклонах его вперед за игрушкой. Повторить 3 - 6 раз.          7. Ходьба по ребристой доске. Упражнение очень полезно для укрепления свода стопы, предупреждения развития плоскостопия.       8. Пролезание под скамейкой (табуреткой). Высота не меньше 24 см от пола. Повторить 2-4 раза.

Информация о работе Физическая культура в детском возрасте