Физическая культура Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и испльзование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Основные показатели состояния физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Содержание работы

Введение. 3
1. Взгляды учёных на происхождение физических упражнений и игр. 4-5
2. Роль труда в их возникновении и развитии. 6
3. Особенности развития физической культуры в первобытном обществе. 7-8
4. Классовый характер физического воспитания в рабовладельческом обществе. 9
5. Развитие физической культуры в странах древнего Востока. 10-13
6. Различия в системах физического воспитания в Спарте и Афинах. 14-15
7. Развитие физической культуры в древнем Риме. 16 - 18
8. Причины упадка физической культуры в древней Греции и древнем
Риме. 19
9. Заключение. 20
10.Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

   Народ, за исключением  рабов, играл в игру – предшественницу  современного футбола – «чжу  кэ». Эта игра использовалась  как дополнительное средство  для развития скорости, ловкости и находчивости в подготовке пеших воинов. В центре игровой площадки, на расстоянии 4 м

друг от друга, в землю  вкапывались 2 бамбуковые палки высотой около 4 м, между которыми натягивали сетку. В верхней части сетки вырезали отверстие диаметром 60 см. Это были «ворота». Игроки передавали друг другу мяч, нанося по нему удары ногами и руками, используя при этом

около 70 различных видов  ударов по мячу. Существовало и около 10 правил игры. Проходили также соревнования по борьбе, кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнования на воде.

      В Древнем Китае сложилась своя система идеалов в области физической культуры, которая нашла выражение в принципе «сань мэй». В этом принципе, как и в различных жанрах искусства, нашли отражение требования принесения пользы для общества, обладая способствующей моральному воспитанию волей и развитым вкусом. В соответствии с принципом «цзинь и цзянь» «сань» выражал внутреннее, а «мэй» – внешнее совершенство. Особый упор делался на формирование воли и характера. Если участник

игры в мяч или борец  грубили, судьи и зрители клеймили его как «сяо цзянь», что означало высокую степень общественного презрения. Во время кулачного боя, носившего характер борьбы теней, высоко ценилось не само попадание в противника (цзянь), а ловкое увертывание от ударов про-тивника с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение (цзинь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Различия в  системах физического воспитания  в Спарте и Афинах.

 

         Спарта. В VI в. до н.э. в Лаконии около 9 тыс. спартанцев правили 30 тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс Спарты мог удерживать власть, лишь организовав жизнь государства по образцу военного лагеря. Поэтому главной целью физического воспитания стала подготовка подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного и слепо подчиняющегося старшим.

      Для достижения этой цели в Спарте была разработана своеобразная система физического воспитания. Эта своеобразность, по мнению великого Платона, заключалась в приучении малолетних к взрослому образу жизни. Т.е. детей с 7 лет отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей.

    Воспитатели несли ответственность за порученных детей и являлись наиболее заслуженными вольными гражданами Спарты. С каждым годом ребенок все больше привыкал к душевным и физическим испытаниям. Его обучали основам гимнастики и орхеристики (искусство двигаться и упражнения на ловкость), которым придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и царапания ногтями. Чтобы убедиться, что мальчики растут "удальцами", в их среде намеренно провоцировались раздоры и драки.     

        Каждый год обучения завершался состязаниями, связанными с различными культами. Например, состязания перед могилами героев для воспитания чувства ответственности перед памятью предков. С 12 до 14 лет режим физического воспитания спартиат строился так, чтобы приучить их к неприхотливости и максимальной выносливости. Выбирался старший отряда - ирэн, который полностью распоряжался сверстниками.

     Юные спартиаты обязаны были добывать себе еду кражей, т.к. по мнению воспитателей (геронтов), развивалась ловкость, смелость. Одежда, даже зимой, сводилась к минимуму - для закалки. За малейшую провинность следовало жесткое наказание - так воспитывалось терпение. Одним из самых серьезных испытаний был праздник Артемиды. В 14 лет на алтаре, в присутствии родителей и жителей Спарты, подростков секли розгами. Кто выдерживал это испытание с молчаливым мужеством, получал награду.   

      Случалось, что подростки без единого стона умирали. В их честь воздвигалась статуя. Прошедшие испытание считались посвященными. Вряд ли наши современники одобрят подобную «педагогику». Но спартанцы были твердо уверены, что только так можно воспитать настоящих мужчин и воинов. Прошедшие испытание с 15 лет допускались к ночным походам (криптиям). Это был испытательный год, по истечению которого подростки становились эйренами.

       В основу физического обучения эйренов входило владение техникой оружия и строевые упражнения, пятиборье, кулачный бой, "спартанская гимнастика", танцы с копьем. Эйрены допускались к подготовке отрядов младших спартанцев. С 20-летнего возраста юноши подвергались жестким испытаниям и переводились в группу эфебов. Такое систематическое обучение длилось 30 лет. Девушек Спарты обучали подобно юношам до достижения 20 лет, т.к. в отсутствие мужчин они обеспечивали порядок в государстве. Девочки Спарты допускались к публичным соревнованиям и занятиям.

       Афины. Физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения в Спарте. В Афинах физическая подготовка обязательно включала умственное и эстетическое образование, по принципу философии «золотой середины», т.е. все в человеке должно быть в меру. Начиналось обучение с 7-летнего возраста до 16 лет в особых учебных заведениях - палестрах (пале - площадка для борьбы).

     Платон в своем труде "Протагоре" писал о целях физического воспитания афинян следующее:    "...Направляют их у учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса". В рамках системы упражнений палестры входили комплексные испытания и пентатлон (бег 192-196 м, прыжки в длину с альтерами, метание диска и копья, борьба). В школе обучали бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и гребле.

      В отличие от консервативно-земледельческой Спарты, в Афинах детей не отлучали от семьи. На занятия в палестры их сопровождали "дядьки" или рабы. Кроме этого афиняне посещали грамматическую и музыкальную школы. С 16 лет воспитание продолжалось в общественных гимнасиях (от гюмнос - обнаженный).

      В этих типах учебных заведений увеличивается физическая нагрузка (взрослый пентатлон) и добавлялись элементы общественного воспитания - беседы, посещение театров, судов, народных собраний, музыкальных, поэтических и физических соревнований. Включались элементы военной подготовки. С 18 лет юноша принимался в отряд эфебов и становился свободным гражданином, принимал присягу на верность государству и в торжественной обстановке получал экипировку воина. В отрядах эфебов обучение длилось 2 года и проходило, в основном, в лагерях и отдаленных гарнизонах. Они вели жизнь регулярных солдат, осваивали технику и тактику боя, несли службу по охране границ государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Развитие физической  культуры в древнем Риме.

 

     История физической культуры в Древнем Риме, достигшем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира, относится к числу наиболее противоречивых проблем истории культуры.

    Римский господствующий класс не чувствовал жизненной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом. Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревнованиях, презирали. Это связано с рядом причин.

   1. Физическая подготовка юношей до 16 – 17 лет до службы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в. до н.э. было создано учебное заведение под названием «лудус», где велась физическая подготовка. Это была попытка скопировать греческие учебные заведения.

    2. Для народных масс Римской империи основным развлечением были бои гладиаторов и состязания колесниц.

    3. Физические упражнения были средством удовлетворения личных потребностей и формой индивидуального развлечения.

    4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначавшиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римляне не переняли из них ничего.

   Древний Рим подарил миру классическую систему военно-физической подготовки, которую перенимали во многих армиях.

      В римской армии существовала суровая высокоорганизованная система тренировки легионеров. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе полевых учений и специально организованных

занятий в лагерях, где  воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, в том числе и с подручными средствами,

действия с холодным оружием  и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей. Воины совершали марш-броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовые лестницы, чучела для фехтования, ьдеревянная лошадь для обучения приемам верховой езды.

      Физическая и духовная подготовка воинов были раз-

дельными.

   Каждому периоду  истории существования Древнего Рима были присущи свои особенности развития физической культуры.

   Царский период (VIII – VI вв. до н.э.). Название этого периода обусловлено названием правящей верхушки в Древнем Риме, в этот период государством правили короли этрусков.

   Приблизительно в  VIII в. до н.э. Рим и окружающие  его селения заключили союз городов, который имел общие храмы, предположительно здесь устраивались общие состязания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями.

   Спортивные игры  были связаны с родовыми культами, поклонением семейным божествам и почитанием предков, с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех в бою. В состязания входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал и

сами игры с изменением соотношения сил приобретали постепенно все более «римский» характер.

     По мере отмирания праздников, устраивавшихся союзом городов, стали устраиваться демонстрации военной силы. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палантином и Авенти-

ном получило название «цирк». Здесь проводились троянские  игры, устраивались боевые пляски.

   Период республики (VI – I вв. до н.э.).

   Этот период получил  свое название в связи с  тем, что в конце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогнал последнего короля этрусков и стал республикой.

     Во времена завоевательных походов менялся характер римской физической подготовки. Гимнастические традиции были начисто забыты и стали элементами военной подготовки.

   Но тем не менее,  граждане Рима не полностью  предали забвению все формы физической культуры. Они занимались бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились игры с мячом.

     Наряду с представлениями в цирках в III в. стали устраиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлись исключительно составной частью культа жертвоприношения усопшим. Со временем превратились в одно из средств

борьбы за власть. Поскольку  в этот период бои гладиаторов были самыми жестокими, то именно в этот период произошло восстание Спартака.

   Бытовавшие в эпоху  республики беспощадные методы подготовки (владелец – мясник) и постоянная боязнь смерти не раз приводила гладиаторов к восстанию.

  Императорский период (71 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

    Название этого  периода обусловила смена правления  в Риме, теперь во главе государства встал император.

    Физическая культура  из средств военных баталий  превратилась в предмет «заботы»  императорской власти и стала  носить репрезентативные функции.

    Императоры строили  громадные купальни, посреди которых  размещались площадки для посетителей,  где знатные римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тяжести, играть в мяч и настольные игры.

    Император Август  попытался возобновить троянские игры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 года возобновить Капитолийские игры.

    Для удовлетворения  потребностей народа в развлечениях  после Колизея был построен  цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигала 175 дней в году. Гро-

мадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи, Римской империи, поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями.

    Для того чтобы  сделать народные зрелища разнообразными, арены крупнейших амфитеатров  переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе которых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

Информация о работе Физическая культура Древнего мира