Физическая культура Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и испльзование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Основные показатели состояния физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Содержание работы

Введение. 3
1. Взгляды учёных на происхождение физических упражнений и игр. 4-5
2. Роль труда в их возникновении и развитии. 6
3. Особенности развития физической культуры в первобытном обществе. 7-8
4. Классовый характер физического воспитания в рабовладельческом обществе. 9
5. Развитие физической культуры в странах древнего Востока. 10-13
6. Различия в системах физического воспитания в Спарте и Афинах. 14-15
7. Развитие физической культуры в древнем Риме. 16 - 18
8. Причины упадка физической культуры в древней Греции и древнем
Риме. 19
9. Заключение. 20
10.Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися  мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь  заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником,

вместо палки стали использоваться клюшки.

На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные  площадки для игр, совершенствовался  игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились  спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и  другие виды движений. Все они, так  или иначе, были связаны с подготовкой  членов общины к труду.

Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание. В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

У австралийцев – игры, метание  бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание  и метательные игры, игры с мячом.

Игр с мячом насчитывалось более  десяти, проводились они в течение  нескольких дней и участвовало в  них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный  характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья  на расстояние и высоту, военные  игры, пляски. Мужчины играли с мячом.

У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1-я стадия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись инициации – проверки физической готовности членов общины.

Например, таким обрядом в африканских  племенах являлось удаление юноши в  джунгли на несколько месяцев.

Из древнего периода до нас дошли  следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались  половые особенности, у чукчей –  женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали  вес камня и расстояние при  обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя  происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с  оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного  воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного  периода является также появление  мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов  школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций  родовой общины. Главной чертой физического  воспитания можно считать его  всеобщность. Оно было равным для  всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя  и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые  признаки и классовый характер.

 

4. Классовый характер физического воспитания в рабовладельческом обществе.

 

      Рабовладельческое общество возникло в IV-III тыс. до н.э., что явилось закономерным этапом на пути дальнейшего развития человечества.

    Основой общественных  отношений в рабовладельческом  обществе стала собственность  рабовладельца на орудия и  средства производства, а также  на рабочую силу рабов, которых  они жестоко эксплуатировали.  Эти глубокие

изменения в структуре  общественных отношений нашли свое отражение во всех сферах материальной и духовной культуры, в том числе и области физического воспитания и спорта.

    Каковы же особенности  физической культуры в этот  период?

    1. Физическая культура  приобрела классовый характер и служила интересам господствующего класса. Рабы физического воспитания не получали.

   2. Физическая культура  потеряла связь с трудовой  деятельностью и стала средством  военно-физической подготовки рабовладельцев.

   3. Физическая культура  выделилась в самостоятельную часть культуры общества и широко применялась в семейном воспитании, учебных заведениях, армии, быту, культовых обрядах. В этих целях во всех рабовладельческих государствах были созданы системы физического воспитания и военно-физической подготовки. Появились специальные

учреждения, стали складываться зачатки науки о физическом воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие физической  культуры в странах древнего Востока.

 

     Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных об-разований, часто сменявших друг друга в результате войн. Активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из которых набирали простых воинов.

     Важную роль в развитии физической культуры Месопотамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изобретение во втором тысячелетии до н.э. колесницы на конной тяге. Среди памятников, свидетельствовавших об этом событии, основное место занимает «Книга тренинга» митаннийца Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей.

    Из различных источников было установлено, что в Месопотамии изготавливали палки из очищенного стержня листа финиковой пальмы, в дальнейшем служившие для игры в мяч с битой, а затем и в конное поло.

     Этому же району принадлежит самый древний памятник культа, борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы пленения противника, – бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 году до н.э. (сейчас она вы-

ставлена в Багдадском музее).

     О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязания на колесницах.

  Из древней Персии до нас дошли записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, которые красноречиво свидетельствуют о том, что они обучали своих детей (в возрасте 7-16 лет) в воспитательных домах, действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде,метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. (В дальнейшем из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые сохранились вплоть до распространения современного школьного физического воспи-

тания и спортивных организаций  Ирана.)

     Последующей подготовке юношей служили обязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному пол и игра индийского происхождения «шатранг шахматнах», воспитывавшая способность к стратегическому мышлению.

     В Древнем Египте примерно в 3000 году до н.э. мифический царь Менес основал первую единую империю. Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778 – 2723 гг. до н.э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя бога объясняется желанием победить и быть достойным избранником.

     Затем испытания в беге были вытеснены борьбой, лучше показывающей превосходство в силе и ловкости. Требование, чтобы цари обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства, где фараоны обладали безграничной централизованной властью.

     По мере распространения рабовладения в физической культуре происходили важные изменения. Магический обряд уходил на второй план, все большее значение стал носить эстетический аспект зрелищности.

    Фараоны Среднего  царства (2040 – 1730 гг. до н.э.), чтобы повысить уровень развития физических качеств у служащих им людей, стали создавать училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц и акробатов.

      К этому периоду относятся и описания парных игр с мячом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фараоны и знать меньше стали уделять внимание собственной спортивной форме, но с большим удовольствием наблюдали за ловкостью движений своих рабов.

      В период Нового и Позднего царства (1562 – 332 гг. до н.э.) физическая культура обогащается новыми чертами. Появляются изображения с соревнованиями гребцов и воинов, бегущих за колесницами, а также состязания лучников и кулачных бойцов.

   На праздниках царя Рамзеса II (1290 – 1223 гг. до н.э.) проводятся соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с нубийцами, ливийцами и др. народами, результат этих соревнований оценивали судьи.

      Египтяне не следовали обычаям других народов. Этот факт подтверждается тем, что среди памятников физической культуры Древнего Египта не встречается следов, свидетельствовавших о соревнованиях на колесницах, играх в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов Древнего мира.

      В древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов и создание системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гаранны в Пенджабе была найдена каменная пластина-печатка, изготовленная в III тыс. до н.э.,

в центральной части которой  изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой «лотос» (падмасана).

     Характерной особенностью физической культуры Древней Индии является ее деление по кастовой принадлежности – каста арийцев (привилегированные касты): брахманов (священников), кшатриев (военное дворянство), вайтья (занимавшиеся почетными ремеслами). Неарийцы

(сельские жители) – каста  шудров. Потомки рабов парии (неприкасаемые) не принадлежали ни к одной касте.

      Так, для неарийских каст стали «неприкосновенными» верховая езда, все упражнения с оружием, йога. Кшатрии почитали неприемлемыми для себя танцы шудров, упражнения с чучелами, кубиками, обручами и др. видами состязаний.

      О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и древнеиндийских эпосов, свидетельствующих об атлетических соревнованиях, состязаниях по самообороне, с оружием и без него, скачках и соревнованиях на колесницах, игре в мяч с битой, игре на доске чатуранга (чатур – 4 и анга – боевой порядок). Ходы шахматных фигур из этой игры – раджи (короля), боевых колесниц (ладьи), кавалериста (коня), пехотинца (пешки) – остались неизменными до наших дней.

      Система философии йоги основана на том, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной (дыханием, жизненной силой). Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров праны (чакры), в нижнем, в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника, свернувшись, дремлет «источник жизненной силы», так называемая «змея кундалини». Она под влиянием упорно выполняемых человеком умственных и физических упражнений просыпается и ползет вверх от чакры к чакре, достигая макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи, т.е. состояния физического и психического равновесия, покоя, далекого от земных забот. После этого

остается лишь одна ступень, на которой кундалини покидает последнюю  чакру, в результате чего йог –  через покинувшее его тело «второе-Я» – приобретает сверхъестественную оккультную силу и начинает свое слияние  с божеством.

   В Китайских хрониках, относящихся к периоду VIII –VI вв. до н.э., сообщалось, что первые  ростки физической культуры, получившие развитие в долине Хуанхе и Янцзы, появились в начале III тыс. до н.э.

   В 2698 г. до н.э.  была написана книга «Кунфу»,  в которой впервые систематизированы  распространенные среди народа, различные упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев.

   Записи в хрониках  свидетельствуют о том, что  в этот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях.

   Судя по письменным  памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя  китайская физическая культура  достигла расцвета во время  господства династии Чжоу (XI –  III вв. до н.э.).

Информация о работе Физическая культура Древнего мира