Физическая культура в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 21:09, реферат

Описание работы

1. Возникновение физического воспитания как специфической сферы общественной деятельности.
Физическая культура в Древнем Мире.
2. Физическая культура народов Древней Греции.
3. Физическая культура древнего Рима.
4. Педагогические идеи по физическому воспитанию древнейших цивилизаций.

Файлы: 1 файл

обмен.docx

— 28.03 Кб (Скачать файл)

1

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ В Г.ВЯЗЬМА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 
 
 
Контрольная работа 
 
Физическая культура в древнем мире 
 
 
Дисциплина: Физическая культура 
 
Факультет: Товароведение и экспертиза товара 
 
Специальность: 080401 
 
Курс: I 
 
Форма обучения: заочная 
 
Преподаватель: В.С.Водолазов 
 
Студент: Д.А. Миненков 
 
Вязьма 
 
2010г. 
 
Содержание. 
1. Возникновение физического воспитания как специфической сферы общественной деятельности. Физическая культура в Древнем Мире. 3 
 
2. Физическая культура народов Древней Греции 5 
 
3. Физическая культура древнего Рима 10 
 
4. Педагогические идеи по физическому воспитанию древнейших цивилизаций 12 
 
5. Литература 14 
1. Возникновение физического воспитания как специфической сферы общественной деятельности. Физическая культура в Древнем Мире. 
 
Физическое воспитание, как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от труда, возникло в более поздний период древней истории- 80-8 тыс. лет до н.э. О появлении физических упражнений можно говорить лишь тогда, когда они стали отделяться от трудовой деятельности. Физическая культура отличается от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что она направлена на развитие наших собственных физических кондиций, а физический труд своей целью ставит производство определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но влияние в решающей степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным). Физкультурная деятельность направлена к положительному влиянию на жизненно важные функции организма человека. В этом причина того, что наши предки пришли к пониманию, совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, по и развивать самого себя, данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры. 
 
В зарождении физических упражнений значительную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка- двигательная деятельность является естественной потребностью человека. 
 
Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них, во-первых, осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение физического воспитания), а, во-вторых, выполняемые движения можно назвать физическими упражнениями, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др. 
 
Истоки большинства современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходят своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метание, бег на различные дистанции, единоборства и др.), в потребность преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание и др.). Накопленный опыт врачевания жрецов, знахарей дал толчок к становлению ЛФК, массажа, спортивной медицины. 
 
Таким образом, для физического воспитания первобытного строя характерно: 
 
1. Создание (зарождение) физических упражнений, т.е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей.

  1.  
    В развитии физического воспитания дважды происходил качественный скачок в период появления охоты на крупных животных и в период разложения первобытного строя.
  2.  
    Ценности физического воспитания принадлежали всему обществу, т.е. оно носило бесклассовый характер.
  3.  
    При первобытном строе можно говорить лишь об элементарном физическом воспитании, т.е. о его зачатках. Физические упражнения носили исключительно прикладной характер, максимально приближенный к трудовой деятельности.

 
2. Физическая культура  народов Древней Греции 
 
Истоки физической культуры уводят исследователей всеобщей истории за границы России, в древнейшие цивилизации Востока- в Египет, Индию, Китай, Японию, Месопотамию. По мнению исследователей всеобщей истории, древнейшие цивилизации определили тот "фундамент", который был заложен народами древней Греции и древнего Рима. 
 
Физическое воспитание рабовладельческого общества достигло своего расцвета в древней Греции в период VI-V вв. до н.э. Именно поэтому целесообразно рассматривать особенности физической куль туры рабовладельческой формации на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта и Афины. 
 
Рабовладельческое государство Лакония с главным городом Спарта образовалось в начале I в. до н.э. У спартанцев сохранялись некоторые обычаи доклассового общества. Так, болезненного и слабого новорожденного ребенка сбрасывали в ущелье и только "сильных" раз решали матерям вскармливать. Этот обычай, вероятно, возник в первобытной общине, как и состязательные игры в Элладе, но спартанцы связывали его с именем легендарного законодателя Ликурга, в чьем образе, считалось, слились черты бога и человека. 
 
Жители Спарты вели упорную борьбу с дорийскими племенами. Эта борьба способствовала созданию высокого уровня физического воспитания, и с 776 г. до н.э. по инициативе Ликурга Спарта была га рантом "священного перемирия" — мирного празднества Олимпийских игр. 
 
В списке победителей Олимпийских игр на мраморной плите рядом с именем чемпиона всегда записывалось название его родного города. В VIII-V вв. до н. э. было около 40 городов-полисов, участвовавших в Олимпиадах. Атлеты приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и интенсивно готовились к состязаниям. Правила "священного мирного празднества", то есть Олимпийских игр, были начертаны на медном диске, хранившемся в одном из многочисленных храмов в Олимпии. 
 
Предшественником Олимпийских игр был древнейший праздник урожая с участием жрицы Деметры — богини плодородия. 
 
Воинственность и грубая сила оценивались как наивысшие достижения человека, что являлось пережитком военной демократии, характерной для переходного периода от родового общества к классовому. 
 
Физическое воспитание спартанцев оставалось почти неизменным до конца пелопонесских войн, длившихся с 431 до 404 г. до н. э. дети до 7 лет воспитывались у матери с преимущественным вниманием на физическую закалку. С 12-летнего возраста среди спартанцев обычным явлением были кулачные бои, для проведения которых собирались на особом острове, до совершеннолетия — до 18 лет — они жили и учились в государственных воспитательных учреждениях, в которых процветали экзекуции — телесные наказания.  
 
Спартанская знать считала одной из важнейших задач физическое воспитание будущих матерей. Плутарх в сочинении "Ликург" писал, что до замужества девушки для укрепления тела бегали, метали диск, боролись и участвовали в состязательных играх, выполняя такие же упражнения, как и будущие воины. 
 
Юношей 18-20 лет зачисляли в особые отряды эфебов. Они занимались военными упражнениями и оружием; учились читать, писать, считать, петь, танцевать и "лаконично" говорить. 
 
Спартанская система — это засилье аристократии с жестокой охраной привилегий "общины равных" и сохранением суровых традиций по физическому воспитанию, характерных для доклассового общества. 
 
Афинская отличалась от спартанской тем, что сочетала умственное, нрайственно-этическое и физическое воспитание. 
 
Афинский рабовладельческий полис был сформирован ионическими племенами, населявшими Аттику ц_ создавшими центр древнегреческой культуры. В отличие от жителей Спарты, "демос" Аттики — то есть рабовладельцы, которые противопоставлялись аристократии Афин, — имел право на выбор различных форм воспитания и обучения своих детей. 
 
Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античнойгимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику. 
 
Палестрика — это разнообразные физические упражнения. 
 
Орхестрнка — это танцевальные действия на религиозные и военные сюжеты, проводившиеся под музыку на круглых площадках, которые были около домов рабовладельцев. 
 
Воспитательный процесс средствами физической культуры подразделялся на игры, орхестрику, палестрику и агонистику. Игры афиняне считали одним из способов достижения взаимопонимания, установления отношений. У детей народов Апики очень популярны были игры с мячами, кольцами, называвшиеся сферистикой. 
 
В палестрику входили разнообразные физические упражнения. Школы-палестры с двух- и трехлетним обучением были доступны детям демоса, то есть народа. Для них широко использовались 5 видов физических упражнений: бег, прыжки в длину с отягощениями — каменными или металлическими гантелями весом от 1,48 до 4,629 кг, метание диска и копья, борьба. Считалось, что в этом пентатлоне у будущих воинов проявляются необходимые качества — быстрота, глазомер, ловкость, прыгучесть и другие. Пентатлон — бег на один стадий, прыжки в длину с Альтерами (гантелями) в руках, метание копья и диска, борьба, т.е. многоборье. 
 
Самым трудным испытанием, в котором участвовали достигшие 14 лет, был панкратион — сочетание борьбы и кулачного боя. Он проводился под палящими лучами солнца на песке до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным. Панкратион и пентатлон были в программах Олимпийских и Панафинейских игр. 
 
Агонистика — это подготовка и участие в соревнованиях, требовавших предельного напряжения сил. Конные агоны афиняне стали проводить в ознаменование объединения Аттики в единое государство по инициативе легендарного героя Тесея. Они были составной частью программ Малых и Великих Панафинейских игр. Малые панафинеп проводились ежегодно, а Великие — накануне Олимпийских игр. 
 
Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы. 
 
Сюжеты произведений изобразительного искусства связанные с гимнастикой, особенно периода расцвета культуры древней Греции, то есть с V поI вв. до н.э., знакомят с тем уровнем физического развития атлетов и состязательных игр, которые почитались тогда и восхищают нас по настоящее время. В честь Марафонской битвы, например, с 490 г. до н.э. зажигали у статуи Г)рота "священный огонь". Олимпийские игры проводились у языческих святынь, например в роще Зевса в Олимпии. 
 
Олимпия — древнегреческий город в северо-западной части Пелопоннесского полуострова (область Элида), религиозный центр, место культа Зевса. 
 
В Олимпии игры проводились задолго до того, как Когоибос в 776 г. до и. э. стал победителем в общеэллинском состязании на стадий. Олимпийские игры повторялись через каждые 1457 дней и считались праздником мира. Сицилийский историк Тимей в III в. до н. э. ввел летоисчисление по Олимпиадам. Еще в VIII в. до и. э. поэт Архилог отмечал, что по приглашению "теоров" — священных послов — "толпой налил народ на состязания" по семи дорогам в Олимпию. 
 
В Олимпиадах участвовали представители юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока и Кавказа. Венок победителю олимпийских состязаний изготавливали из веток оливы. О победителях Игр слагали легенды, им нередко при жизни сооружали памятники. 
 
Последние Олимпийские игры античности были проведены в 393 г. н.э. 
3. Физическая культура древнего Рима 
 
Римляне, укрепляя свои позиции в борьбе с соседями, избавились от власти этрусских царей, от заимствованных у греков и нежелательных для них обычаев состязательных общеэллинских игр. 
 
Тит Линий утверждал, что "Рим стал главой всего мира... нет человеческих сил, способных противиться" римским легионерам. В частности одной из военных побед древнеримских царей в IV в. до из. С учреждены Римские игры в программу которых входили акробатические упражнения и езда на колесницах. Основная их цель— развлечение, торжественные шествия и чествование отличившихся в боях. Местом проведения Римских игр был цирк, расположенный в низине между Авентинским и Палатинским холмами. 
 
О системе домашнего воспитания детей и подростков рассказывал в своих сочинениях Катон Старший (Ш-П вв. до н.э.). Всю ответственность за воспитание будущего воина-участника состязательных игр возлагали на отца. До достижения детьми 15-летнего возраста отец сам объяснял сыновьям законы жизни, учил гимнастике, чтению, письму. С 15 лет они определялись в лагеря, где назначаемые сенатом "сеньоры" учили их военному делу, устраивали игры и походы, а затем в торжественной обстановке надевали молодому легионеру тогу, символизирующую его принадлежность к определенному сословию рабовладельцев. В армии новобранцы совместно с ветеранами-легионерами про должали совершенствоваться в физических упражнениях. Для них час то устраивались учения. с длительными переходами. 
 
Римляне в качестве зрелищ устраивали погребальные игры, заставляя рабов во время похорон драться насмерть. Бой первых трех пар гладиаторов (от лат. "гладиус" меч) для публики был проведен в Риме на похоронах сенатора Перы в 264 г. до н.э. В дальнейшем такие сражения объявляются частью цирковых зрелищ. 
 
Гладиаторами в основном были военнопленные, превращенные в рабов. Гладиаторскому искусству их учили в особых школах, которые возглавляли ланисты. Фракиец Спартак, с успехом выступая на арене цирка, получил свободу и славу первого гладиатора. Он возглавил восстание, которое в 74 г. до н.э. началось в одной из школ- тюрем гладиаторов в городе Капуе. 
 
Под руководством Спартака рабы-гладиаторы, обладая хорошей физической подготовкой, применяли оружие для борьбы за освобождение угнетенных. В 71 г. до н. э. восстание Спартака было жестоко подавлено. В память о нем комплексные спортивные соревнование назвали Спартакиадами. 
 
Римские архитекторы создали для зрелищ специальный, новый тип здания — амфитеатр, рассчитанный на несколько десятков тысяч зрителей. Первый в Риме грандиозный амфитеатр — Колизей — был пост роен в 80 г. н.э. 
4. Педагогические идеи по физическому воспитанию древнейших цивилизаций 
 
Идеалисты и материалисты неоднозначно понимали историческое значение учебно-воспитательного процесса средствами физической культуры. 
 
Древнегреческий философ Сократ (469 — 399 до н.э. ) одним из первых призывал познать себя и свои силы. 
 
Материалиста Гиппократа (460-367 до н.э. ) называют отцом медицины. По его мнению, врач обязан помогать организму человека избе гать болезней и преодолевать их. Он рекомендовал лечить больного физической культурой, диетической пищей, режимом дня, отрицая сверхъестественное, божественное происхождение заболеваний. 
 
Идею о единстве формы и содержания обосновал воспитатель Александра Македонского Аристотель (384-322 до' н.э. ). Он говорил, что трем родам души человеческой — растительной, разумной и волевой — должны соответствовать физическое, умственное и нравственное воспитание. 
 
Вместе с другими выдающимися философами, врачами и писателями своего времени Аристотель считал, что излишние пища и питье вредны для здоровья, высоко оценивал искусство развивать у детей ловкость тела и силу посредством различных физических упражнений, объединившихся под названием "гимнастика". Это название сохрани лось у народов Европы до наших дней. 
 
Этические и эстетические взгляды греков и римлян были неоднозначны, но крылатые изречения римского поэта-сатирика Ювенала "В здоровом теле — здоровый дух", "домашняя педагогика" Катона Старшего, "поэзия стадионов эллинов" известны народам Европы и всего мира и в наше время. 
 
Врач древнего Рима Гален (ок. 200 — ок. 130 гг. до н.э. ) одним из первых начал экспериментировать на животных и производить их вскрытия. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух. В вопросах анатомии человека он оставался непререкаемым авторитетом до XV-XVI вв. 
 
История физической культуры древнего мира охватывает две общественно-экономические формации: первобытную и рабовладельческую. Физическая культура как составная часть общей культуры древнего человека возникает на основе трудовой деятельности в условиях первобытного строя. Ее особенностями являются тесная связь с трудом и бытом, доступность для всех членов общества 
 
С возникновением рабовладельческого общества физическая культура принимает классовый характер и военную направленность. С этими целями создаются системы физического воспитания, появляются специальные школы и первые зачатки науки о физическом воспитании, строятся спортивные площадки, устраиваются состязания, крупнейшие из которых — Олимпийские игры. С разложением рабовладельческого общества гибнет порожденная этим обществом культура и ее составная часть — физическая культура. 
Литература.

  1.  
    Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта. Оренбург, 2007.
  2.  
    Столбов В.В. История физической культуры: учебник для студентов пед. Институтов. М., 2004

1

 


Информация о работе Физическая культура в Древнем мире