Физическая культура в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Физическое воспитание, как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от труда, возникло в более поздний период древней истории - 80-8 тыс. лет до н.э. О появлении физических упражнений можно говорить лишь тогда, когда они стали отделяться от трудовой деятельности. Физическая культура отличается от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что она направлена на развитие наших собственных физических кондиций.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Физическая культура Античной Греции 4
1.1 Этапы развития физической культуры и спорта в Античной Греции 4
1.2 Основные различия в системах физического воспитания Спарты и 6
Афин
1.3 Характеристика и значение Олимпийских, Панафинейских и 8
других игр Древней Греции.
Глава 2. Физическая культура Древнего Рима 10
2.1 Особенности физической культуры в Древнем Риме 10
2.2 Физическая культура и спорт в различные периоды существования 12
Древнего Рима
2.3 Место спорта в цирковых зрелищах, гладиаторских боях и играх 15
Глава 3. Физическая культура стран Древнего Востока 18
3.1 Физическая культура Древней Месопотамии 18
3.2 Физическая культура Древнего Египта 19
3.3 Физическая культура Древней Индии 21
3.4 Физическая культура Древнего Китая 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Физкультура.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

Учреждение высшего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по физической культуре

Тема: Физическая культура в  Древнем мире.

                                                    

                                                         

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание                                                                                                           2

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Физическая культура Античной Греции                                             4

    1. Этапы развития физической культуры и спорта в Античной Греции      4
    2. Основные различия в системах физического воспитания Спарты и        6

 Афин 

    1. Характеристика и значение Олимпийских, Панафинейских и                  8

других игр Древней Греции.

Глава 2. Физическая культура Древнего Рима                                                 10

2.1 Особенности физической  культуры в Древнем Риме                                10

2.2 Физическая культура  и спорт в различные периоды  существования      12

Древнего Рима

2.3 Место спорта в цирковых зрелищах, гладиаторских боях и играх          15

Глава 3. Физическая культура стран Древнего Востока                                 18

3.1 Физическая культура Древней Месопотамии                                            18

3.2 Физическая культура  Древнего Египта                                                      19

3.3 Физическая культура Древней Индии                                                        21

3.4 Физическая культура  Древнего Китая                                                        22

Заключение                                                                                                          24

Список используемой литературы                                                                    25

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое воспитание, как  специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от труда, возникло в более поздний период древней истории - 80-8 тыс. лет до н.э. О появлении физических упражнений можно говорить лишь тогда, когда  они стали отделяться от трудовой деятельности. Физическая культура отличается от других видов деятельности (в  том числе и трудовой) прежде всего  тем, что она направлена на развитие наших собственных физических кондиций.

Надо отметить, что в  древнем мире на промежутке времени  в IV-III тыс. до н.э. сложилось рабовладельческое  общество.

Основой общественных отношений  в рабовладельческом обществе стала  собственность рабовладельца на орудия и средства производства, а  также на рабочую силу рабов, которых  они жестоко эксплуатировали. Эти  глубокие изменения в структуре  общественных отношений нашли свое отражение во всех сферах материальной и духовной культуры, в том числе  и области физического воспитания и спорта.

В этот период времени физическая культура обладала некоторыми особенностями:

  1. Физическая культура приобрела классовый характер и служила интересам господствующего класса. Рабы физического воспитания не получали.
  2. Физическая культура потеряла связь с трудовой деятельностью и стала средством военно-физической подготовки рабовладельцев.
  3. Физическая культура выделилась в самостоятельную часть культуры общества и широко применялась в семейном воспитании, учебных заведениях, армии, быту, культовых обрядах. В этих целях во всех рабовладельческих государствах были созданы системы физического воспитания и военно-физической подготовки. Появились специальные учреждения, стали складываться зачатки науки о физическом воспитании.

 Истоки физической  культуры уводят исследователей  всеобщей истории за границы  России, в древнейшие цивилизации  Востока - в Египет, Индию, Китай,  Японию, Месопотамию. По мнению  исследователей всеобщей истории,  древнейшие цивилизации определили  тот “фундамент”, который был  заложен народами Древней Греции  и Древнего Рима.

 

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

Этапы развития физической культуры и спорта в Античной Греции

 

В гомеровский период физическое воспитание в Греции, судя по косвенным  упоминаниям, содержащимся в «Илиаде» и «Одиссее», отвечало требованиям  военной демократии. Однако сложившиеся  в период IX—VIII вв. новые условия  объективно вызвали преобразование физической культуры. Самооборона полисов  и удержание в повиновении  подвластных слоев сделали жизненно важным переход к физической подготовке в специальных заведениях. Племенные  формы несистематического военного обучения были заменены подготовкой, соответствовавшей  специфическим особенностям полисов, их географическому положению, местным  видам вооружения и традициям  культа. В течение VIII века местные  особенности стали играть все  меньшую роль. Была создана эллинская  система физического воспитания, или античная гимнастика.

Слово «гимнастика», точнее, гумнастика, происходит от греч. «обнаженный». Обнаженность связана с гомеровским  периодом, когда проводившиеся на берегу рек, ручьев и у моря занятия  содержали много таких задач, для выполнения которых одежда была препятствием (преодоление водной преграды, борьба в воде). Согласно другим упоминаниям, греки, веря в магию, считали, что  одежда может ослабить физические способности  человека.

Античная гимнастика в  том, что касается ее цели обучения и упражнений, состояла из 3 основных частей: из подвижных игр, в которых  под наблюдением родителей или  воспитателей участвовали дети от 1 до 7 лет, а также из обучения палестрике и орхестрике.

1. Упражнения детских игр, проводившихся в рамках физического воспитания, упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.

2. Элементы физического воспитания, взятого в более узком смысле слова, включала в себя палестра. Это название связано с первоначальными залами для борьбы (палестра), которые были построены в VIII в. До н.э. вместо турнирных площадок под открытым небом. В рамках системы упражнений основу общей физической подготовки составляло комплексное испытание, пентатлон.  Оно  включало в соответствии с традициями   бег (примерно 192—196 м), прыжки в длину с альтерами, метание копья, диска и борьбу. Из числа других упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашная схватка, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней. В этой школе обучали также бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и даже, за исключением Спарты, гребле.

3. Орхестрика, сформировавшаяся из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения, включала в себя искусство двигаться и упражнения, считавшиеся необходимыми для развития ловкости. Одновременно она служила вводным и дополнительным к палестре обучением. К ней причисляли игры с мячом  для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Очень трудно выяснить развитие упражнений и их различие в орхестрике, ибо сохранившиеся изображения упражнений запечатлели не процесс их выполнения, а момент, выражающий их содержание. На основе этого можно установить лишь то, что упражнения с мячом, которым обучали в рамках орхестрики, не содержат в себе элементов групповой игры. А в самих формах танцевальных движений и их мотивах отражаются племенные охотничьи традиции, ритуальные танцы во времена эгейской культуры, а также обычаи окружающих народов. Так, например, Ксенофонт ссылается на заимствование критских мотивов, а Геродот — эфиопских танцев со стрелами.

Игра, палестра и орхестрика служили также средством создания греческого физического идеала (калогатии), заключавшегося в каноне красоты  в эстетическом понимании. В физическом воспитании калогатия заключает  в себе физическую сторону понятия  прекрасного и хорошего. В указанный  период понятие «калос» (красивый) означало, прежде всего, непобедимую мужскую  силу.

С юных лет эллины познавали  вкус победы в состязаниях. Одной  из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки  называли агонистикой.

Агонистика распадалась  на гимнастические игры и состязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы, поэзия).

Соревнования – агоны  – проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной  частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей.

Некоторые из агонов переросли  местное значение и приобрели  общегреческий – панэллинский –  статус.

Физическая культура греческих  полисов в VI—V веках до н. э. достигла такого уровня, к которому не мог  даже приблизиться ни один другой народ  того времени (многогранное начальное  физическое обучение, агонистика, движущим мотивом которой было достижение более высоких качественных показателей, система регулярных состязаний, сеть стадионов и палестр — специальных  учебных заведений). Именно поэтому  целесообразно познакомиться со специфическими условиями, которые  сделали возможным расцвет физической культуры в Греции. Сюда относится, прежде всего, демократическое устройство большинства постоянно соперничавших  друг с другом полисов, которое при  всей ограниченности являлось предпосылкой подлинного развития физической культуры. Во-вторых, ни у какого другого народа древности не переплетались столь  тесно, как в греческих городах, физическая культура и тяга к объединению. В-третьих, в пору расцвета физической культуры в Греции человек сбросил  с себя путы ритуалов и начал познавать  свой потенциал на более высоком уровне.

 

Основные различия в системах физического воспитания

Спарты и Афин

 

В зависимости от экономического, политического и культурного  развития, военной организации и  системы воспитания в том или  ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными  в этом отношении были Спарта и  Афины.

Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные  традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического  воспитания было формирование подрастающего  поколения, способного победить в любых  условиях, отважного, настойчивого и  слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить  его дальше разрешалось только в  случае, если совет находил его  жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей  с рождения не пеленали, чтобы они  выросли закаленными. Систему физического  воспитания Спарты освещают заметки  Платона (427 – 347 гг. до н.э.).

Детей, достигших 7-летнего  возраста, отнимали у родителей и  передавали в распоряжение государственных  воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую  физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах  гимнастики и орхестрики.

Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым  чувство ответственности перед  свершениями предков.

Из ужесточенных форм испытаний  перед посвящением в подростки  в 15-летнем возрасте был выработан  обычай  – криптий. Он означал  испытательный год, в течение  которого 30-40 будущих посвящаемых  проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких  акций молодежь вместе с руководителем  совершала ночные налеты, убивая и  уводя намеченные жертвы. По истечении  испытательного срока подростки  попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия  по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).

Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое  военное обучение длилось до 30 лет.

До достижения 20-летнего  возраста девушек обучали, как и  юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также  для того, чтобы от них рождалось  крепкое потомство.

По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с  центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в  Афинах в V – VI вв. до н.э. не ограничивались только военно-физической подготовкой  молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне  считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и  физического воспитания.

Дети до 7 лет воспитывались  в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки  продолжали воспитываться дома, а  юноши до 16 лет посещали государственную  или частную школу. Они проходили  обучение в мусической (от слова  «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гимнос – обнаженный). В гимнастических школах – палестрах(пале – борьба) – обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.

С 16 – 18 лет юношей после  гимнастических и мусических школ определяли в гимнасий. В Афинах было три  гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой  изучались политика, философия и  литература.

Информация о работе Физическая культура в Древнем мире