Физическая культура в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 22:40, реферат

Описание работы

Физическое воспитание, как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от труда, возникло в более поздний период древней истории - 80-8 тыс. лет до н.э. О появлении физических упражнений можно говорить лишь тогда, когда они стали отделяться от трудовой деятельности. Физическая культура отличается от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что она направлена на развитие наших собственных физических кондиций.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Физическая культура Античной Греции 4
1.1 Этапы развития физической культуры и спорта в Античной Греции 4
1.2 Основные различия в системах физического воспитания Спарты и 6
Афин
1.3 Характеристика и значение Олимпийских, Панафинейских и 8
других игр Древней Греции.
Глава 2. Физическая культура Древнего Рима 10
2.1 Особенности физической культуры в Древнем Риме 10
2.2 Физическая культура и спорт в различные периоды существования 12
Древнего Рима
2.3 Место спорта в цирковых зрелищах, гладиаторских боях и играх 15
Глава 3. Физическая культура стран Древнего Востока 18
3.1 Физическая культура Древней Месопотамии 18
3.2 Физическая культура Древнего Египта 19
3.3 Физическая культура Древней Индии 21
3.4 Физическая культура Древнего Китая 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Физкультура.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

Физическая культура из средств  военных баталий превратилась в  предмет «заботы» императорской  власти и стала носить репрезентативные функции.

Императоры строили громадные  купальни, посреди которых размещались  площадки для посетителей, где знатные  римляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тяжести, играть в мяч и настольные игры.

Император Август попытался  возобновить троянские игры в  цирке. Но только Доминициану удалось  с 86 года возобновить Капитолийские  игры.

Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея  был построен цирк Максимус, трибуны  которого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. В конце эпохи Римской  империи продолжительность развлекательных  представлений достигала 175 дней в  году. Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской  империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми  представлениями и различными состязаниями.

Для того чтобы сделать  народные зрелища разнообразными, арены  крупнейших амфитеатров переоборудовали  в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся  морские сражения (в Саламисе), в  ходе которых зрители могли полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.

Римская знать, утратившая потребность  в военно-физической подготовке в  связи с наличием наемной армии, предавалась забавам и развлечениям, которые использовались для достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.

В период упадка Римской  империи стадионы и цирки стали  местом, где начинались народные восстания. В 529 году на стадионе Неаполя прошла целая серия восстаний, которые  были направлены против засилья христианской церкви и новых форм угнетения. Юстиниан, чтобы предотвратить распространение  волнений, закрыл все древние учреждения физической культуры, за исключением  византийского ипподрома, и афинского  гимнасия, наиболее авторитетных в  то время.

Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории физической культуры. Она зарождалась как  ритуальное обрамление военных упражнений. В эпоху республики превратилась в арену политической борьбы. Стала  фактором, с помощью которого можно  было разобщить народные массы, столкнуть  их между собой, т.е. служила своего рода буфером между рабами и господствующими  классами. В начале эпохи в качестве одной из разновидностей народных зрелищ помогала создавать божественный культ  императоров.

В конце эпохи империи  существовала как средство наживы, а затем снова стала ареной политической борьбы. Центральная власть – предвестник феодального общественного  строя – положила конец физической культуре как одному из институтов, который уже не способствовал  укреплению власти, а представлял  для нее определенную опасность.

 

Место спорта в цирковых зрелищах, гладиаторских боях и играх

 

Появившись в царский  период, «цирк» особо развился в  период республики. Цирковые состязания колесниц, символизировавшие круговое движение планет, обрели новое содержание: стали средствами развлечения знати  и разорившихся, хлынувших в город  народных масс, «античного пролетариата». А потому цель этих зрелищ теперь состояла уже не в том, чтобы оказать  магическое воздействие на природу  или в состязаниях публично продемонстрировать силу и ловкость, а в том, чтобы  завоевать расположение народа.

Цирковые представления  стали более жестокими, поскольку  эстетические и этические запросы  бездельничающего населения Рима притупились; оно жаждало крови и острых ощущений. Осторожничающих владельцев колесниц освистывали. Кумирами становились  те профессионалы, которые не щадили себя для того, чтобы завоевать  симпатии капризной публики.

Бои гладиаторов времен республики были намного жестче, чем во времена  империи. Большинство гладиаторов  выбрали этот путь, подчиняясь силе. Это были похищенные жители, военнопленные, осужденные преступники и т.д.

Пополнение гладиаторов  обеспечивалось благодаря трем видам  наказаний.

1. Осуждение мечом гладиатора. Такого осужденного выставляли  против опытного гладиатора. Естественно,  что победителем в этих поединках  всегда выходил гладиатор, искусный  фехтовальщик, опытный, владеющий  приемами нападения и защиты  боец.

2. Осужденного бросали  к диким зверям. В этом случае  осужденным давали примитивное  оружие, чтобы поединок мог протянуться  подольше.

3. Согласно приговору,  осужденный зачислялся в школу  гладиаторов. Эта форма наказания  не означала обязательную смерть. После определенного количества  боев гладиатор освобождался  от обязанности участвовать в  поединках.

В знак этого ему вручался деревянный меч, и если он был рабом, он получал свободу.

Популярность поединков  гладиаторов вытеснила в период республики театральные и цирковые представления. Захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах, а также приучали юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человеческим страданиям.

Профессиональные гладиаторы обучались в специальных школах. Вплоть до конца существования Римской  республики открытие и содержание таких  школ было частным делом любителей. Впоследствии школы возникли в Риме, Помпеях, Пренесте.

Позднее, когда императоры решительно прибрали к рукам гладиаторские  игры, их собственностью стали и  ведущие тренировочные центры Империи.

Но наряду с государственными продолжали существовать и частные  школы. Жили гладиаторы по двое в голых  каморках размером 3 – 4 м2.

Руины самой большой из известных нам гладиаторских  школ были обнаружены итальянскими археологами  при раскопках Рима. В древности  она так и называлась – «Большая школа», при ней имелась собственная  арена с ложей для императора и множеством мест для его гостей и друзей.

Занятия в школах проходили  следующим образом: начинающие под  присмотром тренеров сражались на палках и деревянных мечах, затем переходили на тупое оружие и лишь после этого  к тренировкам по правилам настоящей  арены.

Новичок, еще неопытный  в обращении с оружием, тренировался в нанесении ударов по деревянному  столбу или соломенному чучелу. Лишь после того, как он приобретал необходимые  навыки, против него выставляли опытного бойца. Его обучали тому, как пользоваться щитом или наручнем для отражения  атаки, как парировать выпад противника и ловко уклоняться от его неожиданного укола. Во время этих тренировочных  боев оба, учитель и ученик, сражались  на палках или на деревянных мечах. Затем начинались настоящие бои. Все, чему гладиатор-новичок обучился как бы в игре, теперь ему приходилось  проделывать с настоящим оружием. При этом тренеры сознательно  давали воспитанникам предельную нагрузку, заставляя сражаться оружием  куда более тяжелым, нежели то, с  которым им предстояло выступать  на арене. Именно такие тяжелые мечи были обнаружены при раскопках Помпейской школы гладиаторов.

На занятиях от учеников требовалось строжайшее соблюдение дисциплины. Настоящий гладиатор  не смел даже поморщиться, когда противник  размахивал оружием прямо перед  его лицом. За малейшую провинность  ученика беспощадно наказывали: секли, сажали на цепь, а в особых случаях  даже прижигали каленым железом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Физическая культура Древней  Месопотамии

 

Первые известные нам  следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем  с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились  лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в  результате войн.

Активное участие в  поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из которых набирали простых  воинов.

Наемная  армия, возникавшая  обычно в периоды упадка обогащала  физическую культуру элементами своей  военно-прикладной подготовки. Решающую роль в революционизации физической культуры Месопотамии, а затем Ближнего Востока и всего древнего мира сыграло то обстоятельство, что в  начале II тысячелетия до н. э. была изобретена легкая (с применением оси) и быстрая  боевая повозка (колесница) на конной тяге.

Массовое использование  лошадей не только привело к преобразованию военного искусства и физической культуры, но также улучшило транспортное сообщение между странами и тем  самым ускорило обмен культурными  ценностями и опытом.

На основе различных писаных  и неписаных источников, а также  некоторых аналогий можно установить, что именно здесь палка, изготовленная  из очищенного стержня листа финиковой  пальмы, стала применяться для  игры в так называемый мяч с  битой, а затем и в конном поло. Самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы пленения противника, —  бронзовая статуя, изготовленная  примерно в 2800 году до н. э. (Выставлена в Багдадском музее.) Ритуальные состязания, проводившиеся в новогодние праздники  в честь бога Мардука, более чем  на тысячу лет предвосхитили олимпиады  античных греков.

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя  и состязаний на колесницах, а также  высеченные на камне тексты Законов  Хаммураппи, датируемые 1800—1750 гг. до н. э.

От ассирийского государства  до нас дошло рельефное изображение  плывущих воинов, движения которых  напоминают стиль «кроль» (приблизительно 1200 г. до н. э.), а из более поздних  времен — изображения властителей  и знати, охотящихся на колесницах. Согласно другим находкам, ассирийцы  организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.

Дальнейшей подготовке юношей служили обязательные охотничьи  испытания на смелость, состязания по конному поло (чауган), возникшие  на основе «игры в мяч с битой» и развивавшие скорость и ловкость, и, наконец, получившая известность  под названием «шатранг шахматнах» игра индийского происхождения, воспитывавшая  способность к стратегическому  мышлению.

 

Физическое воспитание Древнего Египта

 

С опозданием примерно на полтысячи  лет в долине Нила развернулся  такой же процесс развития, как  в Месопотамии. В конце IV тысячелетия  до н. э. в местах обитания крупных  племен Северного и Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров политической власти.

По преданию — примерно в 3000 г. до н. э. — мифический царь Менее  основал первую единую империю. Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778—2723 гг. до н. э.) в культовом  состязании по бегу. Бег древнеегипетского  царя-бога со всей очевидностью объясняется  теми же мотивами, что и испытания  героев греческой мифологии и  современных вождей отдельных африканских  племен, в ходе которых кандидаты  физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.

Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены  борьбой, лучше выражающей превосходство  в силе и ловкости, приемы которой  напоминают современную вольную  борьбу, акробатики и охоты на стене  гробницы Фиоххотена в Саккаре (середина III тысячелетия до н. э.).

Оно свидетельствует о  владении фараоном техникой борьбы и  его боевом настрое. Требование, чтобы  властители обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства  Древнего Египта, в котором фараоны, будучи царями-богами, обладали почти  безграничной централизованной властью.

В то же время на других изображениях заметны черты, характерные для  физической культуры Месопотамии. А  именно признаки процесса, в результате которого в период правления V—VI династий господствующие классы уже присвоили  себе военную подготовку, способствовавшие культу власти охоту, борьбу, фехтование на палицах и ритуальные танцы.

По мере всеобщего распространения  рабовладельчества в области  социальной роли и структуры физической культуры также происходил важный процесс  перестройки. Магический, обряд оттеснялся на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища..

Эта политика вызвала значительные изменения в образе жизни, мировосприятии, что в конечном счете привело  к расширению базы физической культуры. В результате различных реформ образования  физическое воспитание, первоначально  распространенное только в семьях родовой  знати, стало практиковаться и в  заседаниях, готовивших чиновников и  жрецов.

На созданных при правлении  Аменхотепа II (1447—1420 гг. до н. э.) знаменитых изображениях сфинксов запечатлены  уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами. О соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор показал  фигуры бегунов в виде беспорядочной  толпы, а не фронтально, как мы наблюдаем  на барельефах, изображающих строй  воинов.

В период правления наследников  этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о  распространении состязаний лучников и кулачных бойцов. На жрамовых празднествах Рамзеса II (1290—-1223 гг. до н. э.) стали  уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с  представителями Нубии, Ливии и  других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи.

Информация о работе Физическая культура в Древнем мире