Феномен Спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:40, лекция

Описание работы

Вступні визначення. Про джерела і визначальні риси спорту.
Різноманіття видів спорту.
Спортивні результати як атрибут спорту. Фактори і тенденції їхньої динаміки. Типи критеріїв спортивних результатів. Історичні тенденції динаміки спортивних досягнень.
Основні функції і функціональні зв’язки спорту в системі соціальних явищ. Профілюючи напрямки і розділи в соціальній практиці спорту, їхньої особливості і взаємозв’язку.

Файлы: 1 файл

Лекція тема- Феномен спорту.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

Разнообразие физических нагрузок, характерных для второй группы методов, способствует развитию не только физических качеств, но и  совершенствованию технико-тактического мастерства и психических качеств.

Обе группы методов тесно  взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве и в совокупности обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки.

 

Специфічні  риси базових закономірностей спортивної підготовки і похідні від них  принципи. Максимізація і заглиблена індивідуалізована спеціалізація в олімпійському спорті.

 

Объективно существующие закономерности социального, медико-биологического, психологического и спортивно-педагогического  характера, обусловливающие эффективность  учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов, позволили сформулировать специфические принципы подготовки спортсменов. Эти принципы представляют собой теоретические обобщения, являющиеся основополагающими для разработки методических рекомендаций, лежащих в основе рационально организованной совместной работы тренера и спортсмена по построению системы подготовки к соревновательной деятельности. Расширение научно-методических основ подготовки спортсменов, организационные изменения в сфере спорта высших достижений, опыт передовой спортивной практики требуют постоянного совершенствования специфических принципов спортивной подготовки как в направлении уточнения существующих, так и в направлении разработки новых.

К важнейшим принципам, базирующимся на прочной научной  основе и прошедших многолетнюю проверку спортивной практикой, относятся:

    • направленность к высшим достижениям;
    • углубленная специализация;
    • непрерывность тренировочного процесса;
    • единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;
    • волнообразность и вариативность нагрузок;
    • цикличность процесса подготовки;
    • единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

Дидактические принципы и их использование в  подготовке спортсменов.

Кроме специфических принципов, в спорте широко используются общедидактические принципы:

    • принцип научности;
    • принцип доступности;
    • принцип систематичности и последовательности;
    • принцип сознательности и активности;
    • принцип наглядности;
    • принцип прочности;
    • принцип коллективности в единстве с индивидуализацией;
    • принцип связи с практикой.

Также в спорте действуют  и общие принципы физического  воспитания:

    • принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
    • принцип оздоровительной направленности;
    • принцип связи с трудовой и оборонной деятельности.

Как отмечает Ю.К.Гавердовский (1991), немногие авторы осознают, что общие принципы представляют собой ли основу для формирования специальных вариантов дидактики для каждой конкретной сферы деятельности, особенно такой специфичной, как спорт. Известно, что развитие дидактических принципов осуществлялось преимущественно в связи с задачами образовательного обучения.  В спорте основная часть обучения осуществляется на моторном уровне с широким использованием терминов и понятий физиологии, психологии, биомеханики. А обучение сложным двигательным действиям, развитие двигательных качеств, совершенствование тактики осуществляется во многом на иной основе, чем освоение образовательных дисциплин школьной или вузовской программы. Поэтому дидактические принципы требуют осмысления, конкретизации и переработки с задачами современного спорта.

Дидактические положения, достаточно всесторонне  отображающие наиболее значимые для  практики спорта закономерности (Ю.К.Гавердовский, 1991):

    • Принцип целесообразности и практичности;
    • Принцип готовности;
    • Принцип управляемости и подконтрольности;
    • Принцип позитивной мотивации;
    • Принцип систематичности;
    • Принцип смысловой и перцептивной «наглядности»;
    • Принцип планомерности и постепенности;
    • Принцип методического динамизма и прогрессирования;
    • Принцип функциональной избыточности и надежности;
    • Принцип прочности и пластичности;
    • Принцип доступности и стимулирующей трудности;
    • Принцип индивидуализированного обучения в коллективе;
    • Принцип формально-эвристического единства;
    • Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства.

Все эти положения, по мнению автора, связаны с системой обучения спортивным упражнениям. Однако, практически  они актуальны не только для процесса обучения, но и для всей системы  подготовки, включая развитие двигательных качеств, совершенствование компонентов тактической и психологической подготовленности, повышение возможностей различных органов и систем организма спортсмена и т.д.


 

Сполучення  тенденцій поступовості і граничності, що визначають і стабілізують тенденції  у процесі спортивної підготовки.

Предпосылки современной  системы подготовки спортсменов  начали закладываться во второй половине XIX в. В связи с повышением популярности спорта. В различных странах мира получают достаточно интенсивное развитие многие виды спорта, которые в дальнейшем были включены в программы Олимпийских игр. Постоянно возрастающее количество соревнований требовало согласования правил и условий их проведения, совершенствования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, техники и тактики соревновательной борьбы, разработки и внедрения эффективных методов подготовки.

Несмотря на то, что в различных  страна Европы и в США во многих видах спорта (особенно в футболе, легкой атлетике и бейсболе) спортсмены часто тренировались ежедневно, а иногда и дважды в день, затрачивая по 3-5 ч, эффективность такой подготовки была невелика в связи с отсутствием интереса к спорту со стороны биологической, медицинской и педагогической науки, а также отсутствием профессиональных тренеров. Лишь в отдельных видах спорта (фехтование, конный спорт, бейсбол) в подготовке спортсменов принимали участие тренеры, которые строили работу в основном на личном опыте, практике подготовки и участия в соревнованиях известных спортсменов. В большинстве видов спорта подготовка велась спортсменами самостоятельно на основе собственного опыта и подражания известным спортсменам. Руководителями команд, как правило, были бывшие спортсмены, которые в основном занимались организационными вопросами. Специальные учебные заведения, в которых могли бы готовиться преподаватели физического воспитания и тренеры, создаваться эффективные методики, издаваться учебные пособия и т.п. отсутствовали.

Такое положение дел  определило исключительно медленное  развитие системы подготовки спортсменов  (во второй половине XIX в и начале XX в). Однако,  в литературных источниках тех лет можно найти интересные факты, которые отражают творческий подход спортсменов, тренеров, любителей спорта к построению спортивной подготовки. Бегуны и гребцы в своей подготовке многое позаимствовали из практики тренировки скаковых лошадей. Пловцы стремились к поиску более скоростных способов плавания на основе использования законов гидромеханики. Стремление усовершенствовать технику гребли за счет увеличения мощности гребков привело к появлению перемещающихся сидений.

Интенсивно совершенствовалась техника и тактика борьбы и  бокса. Внедрение мягких боксерских перчаток, ковров в борьбе позволило  существенно расширить технико-тактический  арсенал спортсменов, сделало поединки более зрелищными и динамичными.

Совершенствование методики подготовки было тесно взаимосвязано  с развитием материальной базы спорта. Строительство первых площадок из искусственного льда (1876 г.), а в последующие годы зимних дворцов спорта способствовало интенсивному развитию фигурного катания. Также здесь уместно вспомнить появление велотреков с наклонной поверхностью, скоростных коньков с тонким лезвием в конькобежном спорте.

В начале 90-х годов XIX в. при Атлетическом союзе любителей (США) было создано научно-исследовательское общество по легкой атлетике. Основной задачей этого общества была разработка эффективных вариантов техники бега, прыжков, преодоления барьеров и т.п.Однако в те времена в спорт все больше проникало сознание того, что высокие физические нагрузки, без которых невозможно достижение вершин спортивного мастерства, должны планироваться на основе биологических и медицинских знаний. Во многом этому способствовало привлечение к работе со спортсменами врачей, которые изучали вопросы деятельности сердца и системы кровообращения, мышечного сокращения, усталости и ее влияния на результаты нервной регуляции движений и др.

Были изданы первые научно-практические труды, в которых сделаны попытки  физиологического обоснования тренировки спортсменов, анализировались особенности деятельности системы дыхания, сердца и сосудов, мышечной деятельности. Рекомендовались методы и средства развития двигательных качеств, преодоления усталости и др. Важным вкладом  в разработку биологических основ физического воспитания и спортивной тренировки явилась теория У. Флетчера и Ф. Хопкинса о взаимосвязи мышечных сокращений с распадом гликогена и образованием лактата.

Русский физиолог И.М.Сеченов, характеризуя исключительную способность  живого организма перестраиваться, приспосабливаясь к требованиям внешней среды, отмечал высочайшую роль внешних воздействий и считал, что в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Эти идеи в дальнейшем оказались в числе основополагающих  при развитии специализированных ответвлений биологических дисциплин – физиологии, морфологии, биохимии мышечной деятельности и спорта, которые интенсивно начали развиваться в 20-30-х годах XX столетия.

В конце XIX в. появились серьезные работы по основам физического воспитания, среди которых труды П.Ф.Лесгафта и Георга Демени. (+ + + + +)

Одновременно развивалось  педагогическое направление подготовки спортсменов. Разрабатывались методы и принципы обучения и тренировки. Стали формироваться целенаправленные тренировочные программы для  спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена, способного добиться высоких результатов в различных видах спорта. В результате нередким было достижение одним спортсменом высоких результатов в двух, трех и даже четырех видах спорта. Например, немец Карл Шуман, который в 1896 г. на Играх I Олимпиады был награжден четырьмя золотыми медалями – одной в классической борьбе и тремя – в гимнастике. Двукратный чемпион этой же Олимпиады пловец Альфред Хайош достиг выдающихся результатов не только в плавании, но и в легкой атлетике и в футболе. Чемпион по борьбе Лондонской Олимпиады 1908 г. Ричард Вейс показывал высокие результаты в гимнастике и в легкой атлетике.

Постепенно, по мере роста  спортивных результатов, также под  влиянием опыта профессионального спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена стала вытесняться дифференцированными системами подготовки спортсменов в различных видах спорта.

Мощным стимулом к развитию системы подготовки спортсменов  явилось возрождение Игр Олимпиад, создание международных спортивных федераций по олимпийским видам спорта и распространение их деятельности на формирование системы соревнований, унификацию правил их проведения  и требований к спортивным сооружениям и инвентарю. Все это происходило одновременно с увеличением популярности и массовости спорта, повышением внимания к физическому воспитанию населения, стимулировало развитие научных исследований в области теоретико-методических основ подготовки спортсменов, подготовку квалифицированных преподавателей физического воспитания и тренеров по видам спорта.

Первая в мировой  литературе книга, в которой были обобщены знания в области биохимии применительно к задачам спорта, была написана Н.Н.Яковлевым и вышла  в СССР в 1955 г. под названием «Очерки по биохимии спорта».

В качестве наиболее фундаментальных  трудов, обеспечивших развитие спортивной физиологии, следует назвать работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского  и А.А.Ухтомского, Ч.Шеррингтона, Д.Баркрофта, А.В.Хилла, А.Крога, Н.А.Бернштейна, Д.Б.Дилла, П.К.Анохина и др.

В 1927 году была создана  Гарврдская лаборатория , которую возглавил  Д.Б.Дилл. В течение 20 лет там проводились  разнообразнейшие исследования в области  физиологии двигательной деятельности. Изучались реакции на нагрузки различных функциональных систем организма человека, процессы развития утомления, работоспособность в сложных климатогеографических условиях и др.

Первая обобщающая работа по спортивной физиологии была написана А.Н.Крестовниковым и вышла 1939 году, а в 1951 году вышел расширенный и переработанный вариант книги под названием « Очерки по физиологии физических упражнений». Основы динамической анатомии были заложены П.Ф.Лесгафтом. Среди специалистов, издавших фундаментальные труды по анатомии, оказавшие значительное влияние на понимание процессов, происходящих в спортивной деятельности, следует назвать Д.Н.Зернова, А.А.Красускую, В.М.Бехтерева, А.А.Заварзина и др.

Необходимо отметить фундаментальные  труды, посвященные:

- разработке проблемы  управления движениями и развития двигательных качеств (Н.В.Зимкин, В.С.Фарфель, Н.Н.Яковлев, А.Б.Хилл и др.),

- энергообеспечения мышечной  деятельности ,

- адаптации к нагрузкам  на клеточном уровне, а также  на уровне отдельных органов  и систем организма,

Информация о работе Феномен Спорта